Совместная работа педагога и родителей в современной образовательной среде ДОУ
Совместная работа педагога и родителей в современной образовательной среде ДОУ
Шмитько Олеся Эдуардовна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №7 «Солнышко»,
Россия,
Московская обл., г. Балашиха
E-mail:dou7_solnce@mail.ru
Актуальность моей темы заключается в участии семьи в воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Сегодня все большее признание приобретает идея того, что в основу обогащения образовательного и воспитательного процессов в дошкольном учреждении должна ложиться идея о его становлении как открытого для различных воздействий учреждения. Данная «открытость» предусматривает приоритетную ориентацию, прежде всего, на родителей благодаря расширению традиционных границ контактов между ДОУ и семьей, но не на основе принципа параллельности, а на основе принципа сотрудничества, взаимопроникновение и дополнения воспитательных воздействий каждого из этих социальных институтов.
Целесообразность указанного сотрудничества обусловлена также тем, что семья и детский сад связаны формой преемственности, которая обеспечивает непрерывность воспитательных воздействий. В последнее время наблюдается активизация внимания ученых и педагогов-практиков к изучению различных аспектов проблемы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.
Целью мой статьи является раскрытие с помощью анализа и собственных примеров сущности сотрудничества дошкольного учебного учреждения с родителями дошкольников, его принципы, цели и формы реализации.
Задачей статьи является характеристика форм и методов совместной работы педагога и родителей в современной образовательной среде в ДОУ.
По своей сути сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников может быть определено как процесс, предполагающий равенство партнеров, уважительное становление взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей друг друга. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние, открытость сердца навстречу друг другу.. Педагогическое сотрудничество с семьей облегчает достижение целей, выдвигаемых перед дошкольным учреждением (практический стимул), вносит важный вклад в единый процесс воспитания ребенка в семейной и образовательной среде (педагогический стимул) участие родителей также определенно формой демократизации и культурного взаимодействия, что особенно важно в условиях поликультурного пространства (социальный стимул). В своей группе я активно сотрудничаю с родителями своих воспитанников и активно вовлекаю их в совместный педагогический процесс и жизнь их детей.
Основная цель этого сотрудничества заключается в создании единой среды «семья - детский сад», в котором все участники педагогического процесса (дети, родители, воспитатели) чувствуют себя комфортно, проявляют интерес друг к другу и ориентированы на достижение взаимоуважительных целей.
Соглашаясь с мнением многих известных исследователей о целесообразности создания единой воспитательной среды как весомого средства достижения целей, стоящих сегодня перед ДОУ и семьей по воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста, можно предположить, что этому будет способствовать построение сотрудничества воспитателей и родителей на основе ряда принципов, которые я активно использую в своей работе, а именно:
-
принцип согласования действий - согласование воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, целесообразность распределения обязанностей и ответственности( мы проводим выбор родительского комитета и сотрудничество с ним в течение года) ;
-
осознание каждым субъектом сотрудничества функций других субъектов этого процесса, содержания их деятельности, четкое представление каждым участником своей роли и своего вклада в общее дело (родительский комитет моей группы возглавляет родительский комитет всего ДОУ и активно ведет совместную работу);
-
принцип гуманизма - признание достоинства другого, толерантность к мнению другого, внимательное отношение участников сотрудничества друг к другу умение педагога не только учить родителей, но и самому учиться у них ( мы окрыто общаемся на многие темы посредством социальных сетей и информационных технологий);
-
принцип открытости - открытость воспитателя по отношению к семье, преобразования задекларированных ценностей в ценности, которые объединяют опыт всех взрослых, которые входят в единую педагогическую среду ( также происходит посредством использования социальных сетей);
-
готовность педагога не только положительно воспринимать родительскую инициативу, но и поощрять их к проявлению творчества ( проводим совместные мероприятия с родителями такие как: субботники, спортивные и музыкальные досуги, родительские гостиные и т.д.);
-
принцип индивидуального подхода к каждой семье, которая предусматривает учет общей и педагогической культуры родителей, семейных традиций, состава семьи, особенностей родительско-детских отношений и т.п. ( этот принцип я использую при создании совместных проектов);
-
принцип целесообразности форм и методов сотрудничества семьи и ДОУ - подбор форм и методов, во-первых, с учетом культурных, социально-экономических социально-психологических условий, ценностных ориентаций родителей, возможностей дошкольного учреждения, а во-вторых, предпочтение тем из них, основанных на диалоговом общении, предусматривающих межличностное взаимодействие, направленное на достижение взаимопонимания, сопереживания.
Цель сотрудничества ДОУ с родителями заключается не в том, чтобы передать им какие-то научные знания, а в формировании у них «педагогической компетентности» и «педагогической рефлексии» т.е. корректировке их педагогической позиции, что способствует лучшему пониманию взрослыми своего ребенка, обеспечивает надлежащую организацию общения и совместной деятельности с ним.
«Педагогическая компетентность» в этом случае означает способность понять потребности детей и обеспечить возможности для их удовлетворения, сделать своего ребенка счастливым, умение видеть и использовать педагогические ресурсы в перспективах развития ребенка. По «педагогической рефлексии», она интерпретируется, как умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически оценивать ее, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности обычных методов, осуществлять выбор тех методов воспитательного воздействия на ребенка, которые являются адекватными их возрастным и индивидуальным особенностям, в конкретной ситуации.
Для повышения эффективности сотрудничества с родителями воспитанников педагогами ДОУ я применяю: мотивацию и авансированную заранее оценку, которые программируют родителей на конкретный положительный результат их взаимодействия с воспитателями, на открытость, доверчивость, толерантность в отношениях; различные способы информирования родителей: устное общение, демонстрации и комментирования продуктов детской деятельности ( выставки «Старались для вас», стендовые плакаты « Погордитесь нами, мамы и папы»), эстетическое оформление стендов, содержащих интересующую родителей информацию ( в основном информация социального характера, а также медицинской направленности), просмотр видеозаписей различных фрагментов из жизни группы ( показ презентаций « Наша жизнь», создание фотоколлажей с занятий НОД); высокую оценку вклада родителей в обеспечение жизнедеятельности детей в группе; педагогическую рефлексию, которая предусматривает обмен впечатлениями от участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения, переосмысление родителями своей роли и миссии воспитателя, взглядов на ребенка не как на объект, а как на субъект воспитания.
Традиционными формами организации сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников являются: индивидуальные, групповые, коллективные. Самая распространенная форма индивидуальной работы с семье, которую я использую в своей работе - консультации и беседы, которые позволяют объективно выяснить педагогическую позицию семьи, ознакомиться с условиями, в которых живет ребенок, тактично помочь семье понять и исправить ошибки или принять решительные меры по улучшению воспитательной ситуации в семье в целом ( « Страхи и тревоги ребёнка и родителя», « Давайте вместе решать проблемы», « Открытый разговор»).
Для групповой работы я объединяю семьи с похожими проблемами в воспитании ребенка. Для таких групп семей я даю конкретные рекомендации, советы, которые помогли бы исправить положение (предоставление соответствующей методической литературы, построение конкретной и посильной модели действий, проведение тренингов, консультаций, ознакомления с лучшим опытом, разъяснительная и воспитательная работа, беседа, диспуты). Членов семьи я привлекаю к участию в подготовке и проведении утренников, тематических выставок-консультаций, дней открытых дверей, открытых занятий, конференций по обмену опытом семейного воспитания. Ведение журналов вопросов и ответов помогает мне установить тесную взаимосвязь между мной и родителями, своевременно предоставлять помощь в разъяснение проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.
Основной формой коллективной работы были и остаются общие родительские собрания, которые позволяют мне познакомить родителей моих воспитанников с тем или иным вопросом воспитания ребенка всю общественность родителей, способствуют налаживанию конструктивных взаимоотношений с семьями воспитанников.
Мною используются такие формы работы как:
-
индивидуальные (вступительное анкетирование, предыдущие визиты родителей с детьми в ДОУ, собеседования, консультации, телефонная связь, создание интернет-сайта для родителей);
-
наглядно-письменные (родительские уголки, тематические стенды, ширмочки, планшеты, папки-передвижки, доска объявлений, информационные листы, тематические выставки, анкетирование, ящик предложений, индивидуальные тетради, семейные газеты, библиотека, приглашения, поздравления, выставки детских работ; реклама книг, публикаций в периодике, в системе Интернет по проблемам семейного воспитания);
-
групповые (консультации «Спрошу у воспитателя», практикумы, школа молодых родителей, кружки по интересам, вечера вопросов и ответов «Родительская гостиная», встречи с интересными людьми( многие родители сами являются психологами, писателями, художниками и т. д.);
-
коллективные (родительские конференции « Подведём итоги», « Наше родительское мнение на…», тематические встречи за круглым столом, заседания родительского комитета, дни открытых дверей, создание группы родителей-советчиков, участие в тематических утренниках, совместных праздниках, спортивных соревнованиях, отдых в выходные дни).
Планируя работу с родителями, я руководствуюсь следующими требованиями: «оригинальность», «востребованность», «интерактивность». Что касается самих форм, их я делю на:
-
информационно-аналитические (анкетирование, устный опрос, «почтовый ящик»);
-
наглядно-информационные (родительские службы, мини-библиотека, информационные стенды, «Окно - очень короткие новости», выпуск газет, «ЖЧД - жизнь замечательных детей»);
-
познавательные (родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии);
-
досуговые (праздники, совместный досуг, акции, участие родителей в конкурсах, выставках).
Всё, что я использую в своей работе с родителями, помогает мне установить равенство партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон воспитатель-родитель, с учетом индивидуальных возможностей друг друга. Это не просто взаимные действия, а совместная деятельность на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимовлияния, которая помогает мне в моей педагогической деятельности.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»