Проектно-целевой подход в формировании ключевых компетенций педагога ДОО
Проектно-целевой подход в формировании ключевых компетенций педагога ДОО
Гордеева Елена Владимировна,
Заведующий МБДОУ Детский сад №7 «Солнышко»,
Россия,
Московская обл., г. Балашиха
E-mail: dou7_solnce@mail.ru
Современный педагог в соответствии с профессиональным стандартом, ФГОС ДО должен обладать рядом компетенций, которые помогают ему быстро и конструктивно перестраивать процесс образования и развития под каждого ребенка. Необходимо соблюдать принципы индивидуализации и социализации дошкольника, помочь ему стать успешной личностью, но и не забыть о природе Детства. Современному руководителю дошкольной организации, так же необходимо быстро реагировать на происходящие в мире и в образовании изменения. Формируется новый подход к организации дошкольного образования - проектно-целевой
Само название подхода состоит из двух основ слов «проектирование» и «цель». Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперёд. Педагогическое проектирование условно можно разделить на педагогическую систему, систему управления образованием, систему методического обеспечения и проект образовательного процесса.
Цель выступает в данном случае, как вторая составляющая подхода и является способом интеграции различных действий человека в определённую последовательность или систему. И образование, и профессиональная деятельность могут рассматриваться как целеустремлённые системы, способные к интенсивному взаимообмену со средой с одной стороны, и обогащению за счёт продуктов и достижений самой системы с другой стороны. Особой характеристикой разных систем образования является то, что им присущ не только процесс равностороннего обмена со средой, но непосредственный процесс развития различных сред и их последующая эволюция. Как методологическая основа проектно-целевой подход только начинает складываться в отельную научную теорию, но уже сейчас можно выделить несколько составляющих. Это проектирование содержания образования, роль в методологии отечественной педагогики, реализация проектно-целевой технологии обучения, проектный метод управления.
Проектирование содержания образования – отбор и структурирование учебного материала на уровне государства и отдельного воспитателя, с целью формирования компетенций выпускника дошкольной организации. О достижении стратегических целей проектирования содержания образования говорит формирование единого образовательного пространства начиная с дошкольного уровня, начального общего, основной общий, среднего общего, средне-специального и высшего образования. Сейчас во всех стандартах еще и заложена миссия педагогов по образованию родителей.
Все выше указанные закономерности и принципы ложатся в основу проектно-целевой технологии обучения, которая также направлена на формирование компетентности воспитателя (специалиста) детского сада его способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Смысл проектно-целевой технологии заключается в реализации метода проектов ориентированых на способность педагога ставить вопросы (определять проблему), рефлексировать (понимать ее), а далее совместно с семьей, с воспитанниками, с коллегами составлять план ее решения, выполнять свой план и одновременно мониторить, какие методы и приемы в проекте работают на положительный результат, а какие необходимо модернизировать, важно, что бы педагог мог анализировать сложившуюся ситуацию и делать количественные, а самое главное качественные выводы и строить исходя из этого дальнейшую работу. Все эти составляющие проектно-целевой технологии обязательно должны включаться в мониторинг качества образования.
Проектный метод управления основан на разработке и реализации проектов, как комплекс проектов, результатом которых и является решение проблемы по организации педагогических процессов в пространстве и во времени дошкольной организации.
В системе образования нашего детского сада этот метод применяется на всех уровнях управления: при создании программы развития детского сада, ООП ДОО, составлении годового плана, рабочей программы педагога и специалиста
С помощью метода проекта в нашей дошкольной организации разрабатываются новые направления деятельности в детском саду по совершенствованию взаимодействия детского сада и семьи, построению предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО и др.
ЛИТЕРАТУРА
-
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб.-М: Издательство Московского психолого – социального университета; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-480 с.
-
Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход = императив формирования профессиональной компетентности. Журнал Высшее образование в России №2, №8. М: 2008 г.
-
Подгребальная Н.И., Халилова Л.А. Кейс-метод как условие формирования исследовательских способностей студентов ВУЗа // Наука и школа. - №1-2008 – С.73-76
-
Полонский В.М. Междисциплинарные исследования в педагогике, М: 2004 г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства»