Журнал Информ-образование
Методическая разработка внеклассного занятия кружка «Калейдоскоп праздников» на тему «Изготовление броши из георгиевской ленточки с использованием техники канзаши»
Авторы : Мухитова И. А., Вяткина И. В.
Журнал : 2016 Выпуск 2
Дата публикации : 20 Января 2017
В данной статье представлена методическая разработка внеклассного занятия кружка, урока «Технология». Особое внимание уделяется истории георгиевской ленточки, воспитанию патриотизма во внеклассной работе. Представлена методическая разработка внеклассного занятия кружка «Калейдоскоп праздников» по изготовлению броши из георгиевской ленточки с использование техники канзаши.
Kлючевые слова: георгиевская ленточка, техника канзаши, патриотизм.
METHODICAL DEVELOPMENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE CLUB “KALEIDOSCOPE OF HOLIDAYS” ON THE THEME “MAKING A BROOCH OF ST. GEORGE'S RIBBONS WITH THE USE OF KANZASHI TECHNOLOGY”
Ilona A. Mukhitova, Irina V. Vyatkinа
This article presents the methodical development of extracurricular activities of the club “Kaleidoscope of holidays” on the theme “Making a brooch of St. George's ribbons with the use of kanzashi technology”. Particular attention is paid to the history of St. George ribbon, patriotiс education in extracurricular activities.
Keywords: St. George Ribbon, kanzashi technology, patriotism.
В настоящее время для России одной из важных задач, которые необходимо решить в рамках школы, это воспитание патриотизма. Считаем, что патриоты это не только герои, участники боевых действий, а люди, которые любя свою Родину такой, какая она есть. Поэтому имеет большое значение воспитание любви к Отчизне со школьной скамьи, преданности ей, готовности службе в армии. Такая работа ежегодно проводится на базе МБОУ «Большекайбицкая СОШ» Апастовского района Республики Татарстан, что отражено плане воспитательной работы школы. Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, организуются встречи с ветеранами войн и труда и т. д.
Цели внеклассного занятия:
– познакомить детей с нетрадиционной техникой декоративно – прикладного искусства «канзаши»;
– способствовать развитию патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Характеристика аудитории – учащиеся 5–7 классов.
Методическое оснащение занятия:
· Образцы работ в данной технике.
· Презентация Microsoft Office Power Point.
Ход занятия
Учитель. История георгиевской ленты неразрывно связана с героическим прошлым России. Но не все знают историю происхождения этой ленточки, что означает георгиевская ленточка сегодня, а также что олицетворяет ее цвета. Известно, что история появления георгиевской ленточки начинается еще в далеком XVIII веке, а именно 26 ноября 1769 г. Когда Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца, данная лента была неотъемлемой частью трех наградных знаков, учрежденных во имя покровителя русского воинства святого Георгия Победоносца, – ордена, креста и медали. Кроме того, лента украшала бескозырки матросов, служивших в составе гвардейского императорского экипажа, и на кораблях, награжденных георгиевским флагом. Развевалась она и на знаменах царской армии. Георгиевская лента появилась в период военной компании 1768– 1774 гг., ее учредили как особую награду для награждения тех, кто проявил во благо России мужество, смелость и благоразумие. Девизом георгиевской ленты стали такие слова: «За службу и храбрость». Появился и соответствующий ей наградной знак – белый равносторонний крест или четырехконечная золотая звезда [Чудаев 2016: 149–158].
Георгиевский орден был разделен на четыре класса. Первая степень ордена имела три знака: крест звезду и ленту, состоящую из трех черных и двух оранжевых полос, которая носилась через правое плечо под мундиром. Вторая степень ордена также имела звезду и большой крест, который носился на шее на более узкой ленте. Третья степень – малый крест на шее, четвертая - малый крест в петлице [Карсакова 2010].
Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы [Чудаев 2016: 149–158; История… 2015: 99–104].
Возможно, вы уже не раз видели восхитительные украшения для волос и одежды, сделанные из шелковых цветов. У этой красоты есть название – канзаши-цумами. Они традиционно используются в японских прическах, для каждого времени года изготовлялись специальные сезонные украшения, но в настоящее время украшения в технике Канзаши обрели свою популярность далеко за пределами Японии. Так называемые «канзашки» сейчас служат не только украшением для волос, из них делают броши, используют в качестве декора интерьера и т. д. [Богомолова 2012: 55–56].
Техника канзаши как нельзя лучше подходит для воплощения нашей идеи – изготовления броши из георгиевской ленточки. Техника канзаши заключается в следующем: множество небольших ровных квадратиков ткани сворачиваются определенным образом и собираются в цветок. Сами лепестки между собой сшиваются или склеиваются. Как бы странно это не звучало, но существует всего 2 вида лепестков канзаши: круглый и узкий, а остальное – простор для вашей фантазии [Абелян 2015: 33–34]. На примере вот такого цветка будем учиться сворачивать круглые лепестки, из которых соберем цветок для нашей броши.
Материалы и приспособления:
§ лента (разной ширины);
§ линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
§ ножницы;
§ зажигалка или свечка;
§ клей «Момент-кристалл» или «Супер-момент» (в маленьком тюбике) и клеевой (горячий) пистолет;
§ бусины и стразы, бисер.
При изготовлении канзаша необходимо соблюдать технику безопасности. Во время работы следует помнить правила при работе с ножницами, зажигалкой, клеем и четко их соблюдать:
· перед тем как начать работу нужно убрать волосы;
· заранее приготовить нужные приборы;
· острые концы ножниц не подносить близко к лицу;
· ножницы необходимо передавать кольцами вперед и с сомкнутыми лез-виями;
· сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы складываем в специальную коробку, а после работы выбрасы-ваем;
· ножницы во время работы кладем со стороны рабочей руки, кольцами к себе.
При работе с клеевым пистолетом необходимо соблюдать технику безопас-ности.
· Заряженный стержнем термоклеевой пистолет необходимо вставить в розетку и нагреть, трогать его, нажимать на кнопки и т. д. не нужно, пусть прогревается необходимое время (5–15 минут, в зависимости от пистолета).
· Когда клей разогреется и станет жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу.
· Самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете – это кончик, раскаленная насадка, откуда может потечь клей. Трогать эту часть пистолета нельзя, получите ожог.
· Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогрет до очень высокой температуры, поэтому при работе с ним нужно осторожно, чтобы случайно не получить ожог [Волжина 2008: 64–65].
Практическая работа
1. Из ленты нарезать квадраты со стороной 3,5 см. Из них сделать 6 круглых лепестков.
2. Квадрат сложить по диагонали. Затем загнуть углы треугольника к середине так, как показано на фото.
3. Зажгите свечу и обожгите стороны на огне.
4. Сложите квадрат как показано на фото и обрежьте уголки.
5. Обожгите на огне.
6. Вот так выглядит готовый лепесток.
7. Так же поступаете с остальными лепестками.
8. На фетре циркулем необходимо начертить окружность диаметром 1,5 см. Вырезаете.
9. Отмеряете 20 см ленты.
10. Складываете ее. Можно сложить так, как это сделала я, а можно «капелькой» или любым другим способом. Закрепляете пистолетом.
11. Клеевым пистолетом приклеиваете лепестки к фетру.
12. К серединке цветка приклеиваете плоскую бусинку.
13. Приклеиваете цветок к ленте
14. С обратной стороны приклеиваете булавку.
15. Брошь готова.
3. Заключительная часть.
Выставка работ учащихся. На рис. 1 представлено фото работы учащихся по изготовлению броши из георгиевской ленточки с использованием техники канзаши;
– обсуждение;
– уборка рабочих мест.
Рис. 1. Работы учащихся при изготовлении броши из геогриевской ленточки
Броши, изготовленные из георгиевских лент, были вручены ветеранам Великой Отечественной воны, которые приглашались на классные часы. Методическая разработка занятия может быть использованы при изучении предмета «Технология», а также при организации кружковой работы в учреждениях дополнительного образовании
С точки зрения Е. В. Лисецкой [2002] воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся, как в учебную, так и внеклассную работу, связанную по своему содержанию с развитием патриотизма.
Литература
Абелян И. Цветок канзаши // Обруч. Образование: ребенок и ученик. – 2015. – № 4. – С. 33–34.
Богомолова О. В. Обучаем студентов старинной японской технике выполнения украшений / /Школа и производство. – 2012. – № 1. – С. 55–56.
Волжина И. А. Изучение техники безопасности на уроках технологии // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 64–65.
История георгиевской ленточки: сб. тр. по материалам конференции Всерос. научно-практической аспирантов, магистрантов и студентов «Стратегия развития Северного Кавказа: новый взгляд на решение проблем // Тиникашвили С. Т. – Пятигорск, 2015. – С. 99–104.
Карсакова Т. Н. Типология и стилистика украшений в России XVIII века от ювелирного костюма к ювелирному предмету: автореф.дисс. канд. искусствоведения. – М., 2010. – 18 с.
Лисецкая Е. В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников: дисс. ... канд. пед. наук. – Новосибирск, 2002. – 162 с.
Чудаев А. К. Георгиевская ленточка в современной России – объект патриотизма или предмет массового психоза? // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-5. – С. 149–158.