Журнал Информ-образование
Память о Сталинграде жива. Социальный проект учащихся 7 «Б» класса
Автор : Мамыкина И. Г.
Журнал : 2016 Выпуск 1
Дата публикации : 29 Апреля 2016
Мамыкина И. Г. Память о Сталинграде жива. Социальный проект учащихся 7 «Б» класса // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 184-187.
В статье описываются этапы создания социального проекта учащимися 7б класса МОУ СШ № 102. Социальный проект посвящен памятникам истории Сталинградской битвы в Волгограде.
Kлючевые слова: Сталинград, Сталинградская битва, памятники истории Сталинградской битвы.
MEMORY OF STALINGRAD IS ALIVE. THE SOCIAL PROJECT OF STUDENTS OF 7B CLASS
Irina G. Mamykina
This article describes the steps of creation of a social project by the students of class 7B in municipal educational institution Secondary school No. 102. The social project is dedicated to the historical monuments of the Stalingrad battle in Volgograd.
Keywords: Stalingrad, Stalingrad battle, Stalingrad battle monuments.
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в образовательном учреждении. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социализации личности. Социальное проектирование помогает ученикам решать основные задачи социализации – формировать свое отношение к окружающему миру, вырабатывать собственное мировоззрение. Участие в социальном проекте создает условия для того, чтобы школьники разработали новые для себя способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается социально значимая деятельность, которая предполагает создание реального вещественного или духовного «продукта». Результат социального проекта имеет для учащихся практическое значение как нечто принципиально и качественно новое в их личном опыте. Во время работы над проектом дети осознают себя тесно связанными со взрослым миром. Благодаря этому осознанию формируются социальные навыки подростка.
Большое значение в работе над проектом имеет межличностное общение учащихся, которое тесно переплетается с мотивационной составляющей в их совместной деятельности.
Социальный проект «Память о Сталинграде жива» реализовали учащиеся 7 «Б» класса муниципального образовательного учреждения средней школы № 102 Дзержинского района г. Волгограда. Руководитель проекта – Мамыки- на И. Г., учитель истории и классный руководитель данного класса. В состав проектного коллектива вошли 10 человек из 26 учащихся класса.
География проекта – наш родной город, история Сталинградской битвы, запечатленная в мемориальных памятниках Волгограда. В ходе работы над проектом участники посетили памятники Сталинграда в Дзержинском, Центральном, Ворошиловском районах города Волгограда и в Городищенском районе Волгоградской области.
Бюджет проекта составил 6903 рубля, которые были привлечены за счет родителей учащихся и классного руководителя.
Продолжительность проекта – сентябрь 2014 г. – февраль 2015 г. Проект был представлен 2 февраля, в день 72-й годовщины Победы в Сталинградской битве.
Тема социального проекта «Память о Сталинграде жива» была выбрана не случайно. Наш город стал символом непобедимости советского народа в годы Великой Отечественной войны. Сколько бы лет ни прошло, тема сохранения памяти, благодарности героям войны никогда не перестанет быть актуальной. Данный вопрос особенно важен сегодня, когда во многих странах поднимает голову неофашизм.
Обоснование социального проекта «Память о Сталинграде жива» состоит в том, что реально в школьных условиях на краеведческом материале осуществлялась работа по изучению историко-культурного наследия Волгоградского региона. В ходе работы школьники еще раз прониклись духом патриотизма и гражданственности.
Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный, надпредметный.
Объектом исследования была выбрана история Сталинградской битвы, предметом исследования – сохранение исторической памяти о великом сражении, выраженное в мемориальных памятниках нашего города, проблема социального проекта – как сохраняется память о Сталинградской битве в нашем городе.
Цель проекта: а) развивающая – учащиеся должны развить умения и навыки исследовательской проектной работы (поиск исторических фактов, их анализ и синтез, обоснование вывода); б) развивающая – практическая (учащиеся должны приобрести навыки редактирования фотоснимков, создания книги о памятниках Сталинграда, приобрести умение презентовать проект, а также распространить новые знания среди школьников МОУ СОШ № 102). Было решено: по окончании проекта подарить книгу о памятниках Сталинграда школьному музею.
Целевой группой нашего социального проекта можно считать весь ученический и родительский коллективы нашей школы, так как в дальнейшем планируется презентация проекта «Память о Сталинграде жива» в рамках экскурсий учащихся и их родителей в школьный музей, где они смогут ознакомиться с результатом проекта.
Основу гипотезы составило следующее предположение: никто, совершивший подвиг во имя победы над немецко-фашистскими захватчиками, не должен быть забыт.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, интервьюирование. В содержательной части работы описаны исследования, проведенные инициативной группой учащихся 7 «Б» класса.
Практическая значимость проекта: результаты социального исследования по проблеме сохранения памяти о Сталинградском сражении можно и нужно использовать для воспитания патриотизма и гражданственности среди учащихся.
Как оценить результат социального проекта «Память о Сталинграде жива»? Путем опроса первоклассников и семиклассников, где главным вопросом был следующий: «Как изменилось ваше знание и отношение к проблеме сохранения мемориальных памятников о Сталинградской битве?».
Ожидаемый результат осуществления проекта. Практический – действие и информация, непосредственно выполненные учащимися. Методический – информация, которую может использовать педагог. Образовательный – возможные изменения, которые произойдут с учащимися при использовании проекта в будущем. Развивающий – изменения, которые произошли с учащимися, выполнявшими проект.
Продукт проекта: создание книги «Память о Сталинграде жива», создание мультимедийной презентации.
Проект осуществлялся в три этапа: 1-й – поисковый, 2-й – исследовательский, 3-й – практический.
В ходе 1-го этапа были изучены материалы о памятниках Сталинградской битве, сделаны выводы об изученности предмета исследования. По результатам опроса среди учащихся был сделан вывод, что больше всего вопросов возникает по мемориальному комплексу «Мамаев курган». Мало знакомы ученики с памятниками тех районов, которые мы посетили позже.
Во время осуществления 2-го этапа проекта был предпринят 10 октября 2014 г. пеший поход на Мамаев курган с заходом с западной (неглавной) стороны. Изучены исторические объекты мемориала в районе часовни в честь Владимирской иконы Божией Матери и храма Всех Святых. Участники проекта встретились с командиром почетного караула Красновым Александром, беседовали с ним, узнали подробности службы роты почетного караула Поста № 2 в нашем городе. Результаты исследования были запечатлены на фотографиях и видеопленке. По дороге домой участники проекта возле памятника в районе торгового центра «Комсомолл» почтили подвиг знаменитого летчика А. И. Покрышкина. Второй маршрут в ходе исследования был экскурсионным. 25 ноября на автобусе ребята объехали четыре района Волгограда и области. Был собран богатый информационный материал.
В декабре – январе 2014–2015 гг. была закончена работа по созданию книги, посвященной памятникам Сталинграда. В книге использованы только 3 фото из Интернета. Остальные фотографии сделаны нашими фотографами.
Презентацию книги о памятниках Сталинграда осуществили 2 февраля, в 72-ю годовщину Победы в Сталинградской битве. С презентацией пока познакомились ученики 1 класса и 7 «Б» класса. Проведен опрос школьников о том, какое новое знание они получили о Сталинградской битве, познакомившись с результатами проекта. Вывод: дети узнали много нового о памятниках Сталинграда в нашем городе.
Книга о памятниках Сталинграда была подарена школьному музейному уголку 2 февраля 2015 г.
Результатом социального проекта «Память о Сталинграде жива» стала социально значимая деятельность учащихся 7 «Б» класса, имеющая социальный эффект, прежде всего патриотической направленности, гражданственности, исторического долга перед предками.
Задачи проекта были выполнены. Проанализированы актуальность и важность проблемы сохранения культурно-исторического наследия родного края. Изучены памятники о Сталинградской битве в Волгограде. Создана книга о памятниках Сталинграда, которая будет храниться в школьном музее. Создана презентация проекта, которая представлена учащимся МОУ СШ № 102.
При создании книги «Память Сталинграда жива» была решена проблема социального проекта: как сохраняется память о Сталинградской битве в нашем городе. Разрешили ее следующим образом. В нашем городе большое внимание уделяется сохранению памяти о героях Сталинградской битвы. Героями считаем всех, кто воевал, кто погиб, выжил, кто перенес эти страшные дни сражения на Волге. В прошлом году участники проекта стали свидетелями того, как 9 мая 2014 г. молодые люди в посадке за Мамаевым курганом во время салюта скандировали: «Победа! Спасибо!» Волгоград – город военной истории, город, в котором помнят и чтят всех, кто сражался, погиб за Родину, кто своим трудом приближал Победу.
Литература
Мишаткин Ю. И. Охота на фельдмаршала. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 224 с.
Самсонов А. М. Сталинградская битва. – М.: Наука, 1989. – С. 632.
Интернет-документы:
Сайт «Музей-заповедник Сталинградская битва» [Электронный ресурс]. URL: http://www.stalingrad-battle.ru.
Сайт «Мамаев курган: фотоархив» [Электронный ресурс]. URL: http://mamaew-kurgan.ru.