Журнал Информ-образование
Практика реализации принципов педагогической деятельности преподавателя при формировании экономической грамотности у студентов неэкономических специальностей
Автор : Казакова А. Ф.
Журнал : 2016 Выпуск 1
Дата публикации : 29 Апреля 2016
Казакова А. Ф. Практика реализации принципов педагогической деятельности преподавателя при формировании экономической грамотности у студентов неэкономических специальностей // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 150-168.
В статье обозначены принципы педагогической помощи, реализуемые преподавателем в процессе деятельности, предложена методическая разработка занятия, способствующая формированию экономической грамотности, знаний бухгалтерского учета у студентов неэкономических специальностей.
Kлючевые слова: педагогическая помощь, принцип доступности, принцип профессионализма, принцип субъектности, принцип диалогического общения, реализация принципов педагогической помощи.
THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE PRINCIPLES OF TEACHER'S EDUCATIONAL ACTIVITIES WHILE FORMING THE ECONOMIC AWARENESS OF STUDENTS OF NON-ECONOMIC PROFESSIONS
Anna F. Kazakova
The paper highlights the principles of teacher's support within the teaching process; there is also suggested a methodological draft of class activities contributing to the formation of the economic awareness and accountancy knowledge among the students of the non-economic professions.
Keywords: teaching support, simplicity principle, the principle of professionalism, the subject-oriented principle, the principle of communication, the implementation of principles of the teaching support.
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными организациями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения, которые показывают необходимость обеспечения функционирования инновационных воспитательных систем, направленных на формирование у студентов духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, а также способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда [Власюк, Казакова 2014].
Становление профессиональной деятельности будущего специалиста необходимо осуществлять на базе внутренней потребности к творчеству, в осознании значимости полученных знаний и их воплощений в различных сферах жизнедеятельности человека.
В этих условиях меняется роль преподавателя в образовательном процессе: необходимо осуществить переход от традиционных технологий, построенных на вопросно-ответном способе обучения, к «диалоговому общению» между преподавателем и обучающимся, то есть преподаватель выступает в роли координатора и наставника [Борытко 2001].
Одним из направлений деятельности преподавателя системы СПО является создание условий для формирования экономической грамотности студентов неэкономических специальностей и в организации его деятельности. Формирование экономической грамотности студентов неэкономических специальностей будет наиболее успешным, если в преподавании экономических дисциплин реализуются гуманитарные технологии, основанные на субъект-субъектном взаимодействии.
При этом преподаватель в своей деятельности должен реализовывать принципы педагогической помощи:
· доступности (учет особенностей уровня развития студента и сложности обучения в системе СПО; обосновывается закономерностью учета индивидуальных образовательных траекторий развития студента при разработки вариативных планов и программ);
· профессионализма (связь между содержанием экономической науки и учебного предмета; отбор содержания образования и решаемых практико-ориентированных экономических задач в зависимости от уровня владения «живым знанием»; обосновывается закономерностью представления для осознанного освоения живого, наполненного индивидуальным смыслом знания);
· субъектности (активность, самостоятельность и рефлексивность личности студента; обосновывается закономерностью адресной педагогической помощи в преодолении возникающих затруднений, направленной на дополнение/изменение субъекта);
· диалогического общения (признание преподавателем студента как субъекта и взаимоизменение преподавателя и студента в процессе ценностного взаимодействия; обосновывается закономерностью организации взаимодействия в диаде «преподаватель – студент», предполагающего саморазвитие чувства собственного достоинства студента) [Казакова 2014].
Целью представленной методической разработки открытого занятия является реализация названных принципов через создание творческой среды, способствующей развитию креативных способностей студентов; формирование экономической грамотности студентов неэкономических специальностей; демонстрация активных форм при проведении урока проверки знаний, умений и навыков.
В процессе проведения занятия студентам предлагается пройти через несколько этапов, в ходе которых обучающиеся анализируют различные ситуации, правильно трактуют терминологию бухгалтерского учета, демонстрируют умение отличать факты от определений дисциплины, принимают на себя ответственность при решении ситуационных задач.
Отдельные конкурсы, представленные в разработке, могут быть использованы при проведении занятий по экономическим дисциплинам. Кроме того, задания в конкурсах можно трактовать как с экономической, так и с юридической точки зрения.
Ход занятия
Преподаватель (вступительное слово): Здравствуйте, уважаемые студенты, коллеги и гости. Сегодня у нас состоится итоговое зачетное занятие по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Юридическая теория привязывает бухгалтерский учет к гражданскому праву, поясняя это тем, что в данном случае бухучет проводится как контроль за правами и обязанностями лиц, которые участвуют в процессах хозяйствования. Эта же теория трактует прибыль как право на получение средств, а не как уже полученные средства. Но подобное объяснение основных положений юридической теории достаточно расплывчато, так же как и пояснения бухгалтерами главенствующих юридических терминов.
Интересы юристов и бухгалтеров несколько различны, поэтому для юриста доход – определенная сумма, облагаемая налогом, или же сумма, на которую начисляются дивиденды, а для бухгалтера доход – величина, которая увеличивает стоимость, или же мера эффективности деятельности организации.
Различное толкование некоторых понятий юристами и бухгалтерами часто приводит к тому, что их совместная работа на предприятии происходит неэффективно. Два ведущих «законника» по-разному трактуют правовые моменты деятельности, что замедляет и ухудшает работу. Даже юристы с многолетним стажем работы в профильных фирмах, устраиваясь работать в крупные производственные компании, часто сетуют на возникающие непонятные сложности.
«Чистый» юрист не всегда понимает разницу между расходами предприятия и амортизацией основных средств, не знает, как лучше оптимизировать налог на прибыль и что такое налоговый кредит. В связи с этим составляемые юристом договора не всегда точно отображают предмет договора.
Снять барьер между двумя структурами может обучение юриста бухгалтерскому учету. Как рассказывают опытные юристы, изучившие дополнительно бухучет, эти знания помогли не только «перебросить» мосты взаимопонимания между юридическим отделом и бухгалтерией, но и продвинуться по карьерной лестнице.
Таким образом, очевидно, что вам как будущим хранителям законности и порядка необходимы элементарные знания и навыки по бухгалтерскому учету.
Преподаватель: Мы готовы поделиться своими знаниями о бухгалтерском учете со всеми присутствующими. Делиться и обмениваться своими знаниями мы будем поэтапно. Первым этапом будет выпуск газеты, название которой созвучно с только что изученной дисциплиной.
Следовательно, газета называется…
(Студенты называют наименование дисциплины).
Правильно, наша газета называется «Основы бухгалтерского учета». Корреспондентами газеты будете вы, а я возьму на себя роль главного редактора. Учредителями газеты выступят наши уважаемые гости.
Кто такие учредители согласно нормам права?
(Студенты отвечают.)
Преподаватель: Согласно российскому законодательству, учредителем при регистрации компании может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее дееспособностью и правоспособностью. Согласно законодательным актам бухгалтерского учета, учредители имеют решающее право голоса при решении вопросов, связанных с деятельностью организации. И в конце занятия они выскажут нам свое мнение о том, состоялась или нет наша газета.
Преподаватель на листе ватмана маркером пишет название газеты.
Итак, с чего начнем? Пожалуй, с планерки. Каждая газета содержит какие-либо факты, сведения и т. п. Пожалуйста, представьте ваши заметки, отражающие факты бухгалтерского учета.
Студенты по одному озвучивают основные понятия по дисциплине, преподаватель фиксирует заметки в газете. Количество заметок равно количеству присутствующих студентов.
Преподаватель: Прекрасно, наш срочный выпуск газеты, посвященный основным фактам бухгалтерского учета, готов к печати и содержит ____ заметок. Я передаю газету нашим учредителям, при этом мы просим рассмотреть вопрос об отсутствующих заметках. Предлагаем принять их к печати после визы бухгалтера.
(Отдает газету учредителям.)
Преподаватель: Следующий этап называется «Плакат». Наверняка у вас возникнет вопрос: «А причем здесь, собственно, плакат?» Отвечаю: плакаты окружают нас повсюду. Мир плаката – это мир общих законов и норм социальной жизни. Задача автора плаката – отобразить не эпизоды реальной жизни, а ее всеобщие законы, дать «слепок» с мира в целом. Задача плаката – обобщение. И мы с вами будем стараться продемонстрировать знания основных терминов по бухгалтерскому учету.
Итак, на экране наш с вами плакат, на котором выделены основные термины бухгалтерского учета. Ваша задача – дать определение одному из терминов и пояснить его значение. Пройдя этот этап, каждый из вас заработает по три балла. Не забудьте, что мы с вами – вежливые корреспонденты, а потому не выкрикиваем с места, а поднимаем руку и отвечаем.
(Студенты расшифровывают плакат, количество терминов на плакате равно числу присутствующих [Приложение 1]).
Преподаватель: Мы детально изучили наш плакат, запишем себе три балла и двигаемся дальше, ведь нет предела совершенству.
В жизни любого профессионала, кем бы он ни был по профессии, необходимо уделять время творчеству. Кроме того, будущие работодатели более благосклонно отнесутся к творческому, креативному работнику. И сейчас мы проведем конкурс «Угадай мелодию».
Так получилось, что команды уже сформированы, и теперь, прослушав отрывок из песни, вы должны ответить на поставленный вопрос. Команды отвечают по очереди.
(Проходит конкурс, студенты отвечают на вопросы, преподаватель комментирует ответ [Приложение 2]).
Преподаватель: Следующее испытание для вас – «Занимательный квадрат». Коварство этого конкурса заключается в том, что каждая команда выбирает вопрос сопернику, если соперники дают неправильный ответ, то отвечает сама команда.
Занимательный квадрат состоит из пяти секций. Каждая секция содержит по четыре вопроса. В секции «В мире проводок» вы должны продемонстрировать умение правильно называть хозяйственную операцию, знание счетов бухгалтерского учета и взаимосвязь между ними.
В секции «Закон и порядок» вы продемонстрируете умение правильно квалифицировать факты и знания нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета.
В секции «О чем речь?» необходимо назвать обобщающее слово и тем самым показать свои умения правильно классифицировать имущество организации по различным признакам.
В секции «Размышления об учете» мы немного расслабимся и порассуждаем над высказываниями знаменитых ученых и деятелей о бухгалтерии.
Название секции «Сборка» говорит само за себя. Здесь собраны общие задачки, которые потребуют от вас максимума внимания и смекалки.
Своя игра «Занимательный квадрат» (Приложение 3).
Преподаватель: В каждой газете, как правило, на последней странице, приводятся различные головоломки, которые мы с удовольствием решаем в семейном кругу. Часто, отгадав правильно кроссворд, ребус, занимательную задачку, мы вписываем в купон ключевое слово, отправляем в редакцию и ждем приз. Сегодня ничего никуда посылать не надо, учредители газеты присутствуют, главный редактор тоже, и свой заслуженный приз вы получите на месте, здесь и сейчас, совершив всего лишь путешествие в сказку.
Я прочту отрывок из сказки в современной интерпретации, а вы отгадаете ее название и разъясните некоторые термины.
Итак, внимание.
Уроки финансовой грамотности «Сказка на новый лад».
Сказка о том, как каждый из трех братьев решил создать свой бизнес. Для создания юридического лица младший купил уже готовую однодневку у Волгоградской юридической компании, средний – офшорку в не признаваемой никем иностранной юрисдикции, а старший создал компанию в Камышине с четко прописанным соглашением акционеров. Рейдер решил захватить их предприятия. Он быстро захватил предприятие младшего брата, несколько повозился с компанией среднего брата, а компанию старшего брата захватить не смог. Младший и средний братья перевели весь бизнес в компанию старшего брата, так что рейдер остался с двумя пустышками.
Преподаватель: Что это за сказка? («Три поросенка».)
Поясните, пожалуйста, господам учредителям:
Что значит юридическое лицо? | Созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде |
Что такое офшор? | Финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра; это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования |
Иностранная юрисдикция? | Контролируемая иностранная компания, определенная часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны |
Акционер? | Это владелец акций, участник акционерного общества, имеющий право на получение прибыли от деятельности АО (дивидендов) |
Рейдер | Специалист, нередко преступный, по организации смены собственников предприятия |
Преподаватель: Ну вот и все, пока верстался номер нашей газеты, мы с вами поделились своими знаниями с окружающими, выяснили место учета в развитии рыночных отношений в экономике, вспомнили факты бухгалтерского учета, разъяснили основные определения. Ну а какой получилась газета, судить вам и ее учредителям.
(Студенты высказывают свое мнение, итог подводят учредители.)
Приложение 1
Термины по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Амортизация – постепенное снижение ценности имущества вследствие его изнашивания.
Аудит – проверка хозяйственной деятельности на предмет законности учета либо его эффективности.
Баланс – это свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме.
Авизо – уведомление о выполнении расчетной операции, о переводе денег, поступлении платежных документов и т. п.
Бухгалтерская проводка – запись двух и более корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции.
Бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период.
Валюта бухгалтерского баланса – итог актива и итог пассива баланса, между собой равны.
Выручка – суммарный денежный доход, равный величине поступления денежных средств от реализации продукции, доходов от внереализационных операций, а также иного имущества.
Доход – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расход – затраты, уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества.
Корреспонденция счетов – система непрерывной и взаимосвязанной записи бухгалтерских проводок на счета бухгалтерского сопровождения хозяйственных средств, их источников и операций.
Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества и состояния финансовых обязательств учреждения на определенную дату путем сопоставления фактических данных с данными регистров бухгалтерского учета.
Калькуляция – это расчет затрат на единицу производимой продукции.
Оценка – способ выражения имущества в денежном измерении.
Прибыль и убытки – это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции (прибыль); выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами (убытки).
Кредиторская задолженность – денежные средства, временно привлеченные предприятием, учреждением, организацией и подлежащие возврату соответствующим физическим или юридическим лицам.
Оборотные средства – это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла.
Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Учетная политика организации – это выбранная организацией «совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности».
Приложение 2
Конкурс «Угадай мелодию»
1. Андрей Миронов.
«...И разве мой талант и мой душевный жар не заслужили скромный гонорар!»
Вопрос:
Как отражается начисление заработной платы в бухгалтерском учете?
Ответ: Дебет 20 «Основное производство».
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
2. Любовь Успенская.
«А я сяду в кабриолет и уеду куда-нибудь...»
Вопрос:
К какому объекту учета следует отнести автотранспортные средства организации?
Ответ: Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» автотранспортные средства относятся к основным средствам.
3. Лайма Вайкуле.
Король сочиняет танго,
И звуки приходят свыше,
С небесного позволенья
И без никаких границ.
Король сочиняет танго –
Потише, друзья, потише…
Вопрос:
К каким объектам учета относится авторское право? Как в бухгалтерском учете отразить начисление амортизации по авторскому праву организации?
Ответ: Авторское право относится к нематериальным активам, начисление амортизации по НМА отражается проводкой дебет 20 кредит 05.
4. Слава.
Одиночество – сволочь,
Одиночество – скука,
Я не чувствую сердце,
Я не чувствую руку…
Вопрос: Как называется в бухгалтерском учете имущество, не имеющее материально-вещественной формы? На каком счете учитывается?
Ответ: НМА, для учета используется счет 04 «Нематериальные активы».
5. Вячеслав Малежик.
Двести лет цыганка мне жизни нагадала,
Жизни чашу полную, сытость без хлопот.
Но благодати двести лет, ах, как же это мало!
Нагадала б ты мне лучше счастья хоть на год.
Вопрос: Что является отчетным годом для организаций?
Ответ: Согласно ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, при этом первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года.
6. Валерий Золотухин.
Тот, кто ждет, все снесет,
Как бы жизнь ни била,
Лишь бы все, это все
Не напрасно было.
Вопрос: Какой бухгалтерской записью отражается получение прибыли от продажи товаров на предприятии?
Ответ: Получение выручки от продажи – Дт 62-Кт 90;
отражение себестоимости проданного товара Дт 90-Кт 41;
финансовый результат от продажи Дт 90/9-Кт 99 – прибыль; наоборот – убыток.
7. Филипп Киркоров.
Немного жаль, что потеряли
Друг друга мы в последний раз…
Вопрос: Какими бухгалтерскими записями отражается в учете недостача? В каких случаях можно назначить проведение контрольной инвентаризации?
Ответ: Недостача отражается по дебету 94 счета в корреспонденции с соответствующими счетами (01, 10, 41, 43 и т. д.). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. д., где проводилась инвентаризация.
8. Елка.
Только не падай духом,
Посмотри вперед,
И близкие тебя поддержат
И всегда поймут,
Только не падай духом,
Посмотри вперед,
И близкие тебя поддержат
И всегда поймут.
Вопрос: На каком счете бухгалтерского учета отражаются доходы будущих периодов? Раскройте их сущность.
Ответ: Доходы будущих периодов отражаются на счете 98, это средства, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
9. Григорий Лепс.
Я уеду жить в Лондон, я уеду жить в Лондон!
Я уеду туда, где большая вода, может быть, навсегда.
Я уеду жить в Лондон, мне Москва будет сниться.
Но проблема одна: в направлении том
Из Москвы никогда не идут поезда!
Вопрос: Может ли иностранный гражданин быть учредителем российской фирмы? Как отразить в бухгалтерском учете вклад иностранного учредителя в уставный капитал российского предприятия?
Ответ: Иностранные учредители (нерезиденты) согласно Указанию ЦБ РФ от 08.10.1999 г. № 660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций», могут перечислять денежные вклады в валюте. Вклад такого учредителя на момент регистрации акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) определяется в иностранной валюте и его рублевом эквиваленте по курсу на дату регистрации. Для зачисления вклада иностранного учредителя у организации должен быть открыт валютный счет в уполномоченном банке.
10. Григорий Лепс.
Снег под ногами,
Сделанный на заказ,
Что будет с нами?
Узнаем через несколько фраз…
Вопрос: На каком счете отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками? Какой записью в бухгалтерском учете отразить выполнение заказа поставщиком?
Ответ: Счет 60, выполнение заказа – по дебету 10, 26, 20,41; по кредиту 60.
11. Мурат Тхагалегов.
За тебя калым отдам,
Душу дьяволу продам,
И, как будто бы с небес,
Все к тебе толкает бес.
Вопрос: Как в бухгалтерском учете отразить авансы, уплаченные поставщику?
Ответ: Дебет 60, субсчет «Расчеты по авансам», Кредит 51 – перечислен аванс поставщику.
12. Александр Иванов.
Я постелю тебе под ноги небо,
Стань птицей, освободись.
Я постелю тебе под ноги небо,
Только вернись, только вернись.
Вопрос: Как оформить возврат бракованной продукции поставщику?
Ответ: Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям», Кредит 41 – списана учетная стоимость товаров, подлежащих возврату поставщику;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям», Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» – отражена сумма входного НДС;
Дебет 002 – приняты на забалансовый учет товары, которые будут возвращены поставщику; Кредит 002 – отражен возврат товаров поставщику;
Дебет 51, Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям» – поставщик вернул деньги за бракованные товары.
13. Алла Пугачева.
Привези, привези
Мне коралловые бусы,
Мне коралловые бусы
Из-за моря привези.
Вопрос: В каких случаях транспортные расходы можно включить в себестоимость продукции? Как отразить в учете организации доставку груза своими силами и силами подрядчика?
Ответ: Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу. В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 – в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.
Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров. Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу», с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 «Продажи» в уменьшение прибыли от продаж.
14. «Машина времени».
Мы себе давали слово
Не сходить с пути прямого,
Но так уж суждено.
И уж, если откровенно,
Всех пугают перемены,
Но тут уж все равно.
Вот новый поворот, и мотор ревет,
Что он нам несет – пропасть или взлет,
Омут или брод, и не разберешь...
Вопрос: В каких случаях предприятие может вносить изменения в учетную политику?
Ответ: Согласно ПБУ 1/2008 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:
– изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
– фирма разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
– существенно изменились условия деятельности фирмы.
– 15. Григорий Лепс.
Триста тысяч часов за спиною,
Триста тысяч планет надо мною.
Не устал ли создатель их в небе кружить?
Каждый раз, просыпаясь с рассветом,
Неспроста вспоминаешь об этом:
«Очень здорово все-таки жить!»
Самый лучший день заходил вчера…
Вопрос: Какой самый счастливый день в жизни бухгалтера? Назовите сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности, ее состав.
Ответ: Годовая отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках и приложений к ним. Годовая отчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря включительно. Сдача отчетности приходится на пери- од с 1 января по 30 марта.
16. Филипп Киркоров.
Тебе наскучило в любовь играть,
И ты не хочешь этого скрывать,
А годы лучшие умчались вдаль,
Все это грустно и немного жаль…
Вопрос: Какие наказания ожидают бухгалтера и директора предприятия, если при составлении отчетности главный бухгалтер сознательно занизил прибыль?
Ответ: Согласно главе 15 КоАП, которая называется «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг», если организация нарушит сроки постановки на налоговый учет, то ее директора ожидает наказание в виде штрафа, размер которого зависит от того, осуществляла ли компания хозяйственную деятельность или нет. Также не избежать ответственности и в случаях непредставления вовремя сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 15.4 КоПА РФ), непредставления вовремя налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ), непредставления вовремя документов и иных сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ), нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее руководителя от административной или уголовной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, например, согласно ст. 198 УК РФ, за умышленное уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, может быть наложено наказание в виде штрафа, принудительных работ, ареста либо даже лишения свободы.
То же самое наказание ждет и за включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. Обращаем внимание, что для привлечения к ответственности по данной статье необходим прямой умысел, направленный на совершение указанного преступления.
Еще несколько преступлений, за которые может быть применена уголовная ответственность, перечислены в ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» и ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Все эти преступления объединяет то, что должностное лицо, которое их совершило, заведомо знало и сознательно допускало наступление неблагоприятных последствий, то есть действовало с прямым умыслом, а такие преступления наказываются особенно строго.
Также директор может быть подвергнут штрафу за нарушение правил работы с наличными денежными средствами (превышение лимита остатка, превышение размера расчетов наличными деньгами – ст. 15.1 КоАП РФ), нарушение правил работы с ККМ (продажа товара населению без применения ККМ – ст. 14.5 КоАП РФ).
17. Григорий Лепс.
Уходи красиво и живи счастливо!
У кого есть сила запретить тебе?
Если надоело, если надоело –
Уходи красиво, мой тебе совет.
Вопрос: Назовите порядок закрытия предприятия. Какую отчетность нужно составить в период реорганизации или ликвидации предприятия?
Ответ: В новом законе четко определены даты составления последней отчетности при реорганизации. Закон № 402-ФЗ также устанавливает особенности итоговой документации при реорганизации и ликвидации компании, об этом говорится в ст. 16 Закона. Последним отчетным годом для преображаемой фирмы является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.
В отношении итоговой документации, созданной в прошлом году, следует отметить следующее. Согласно ст. 14 Закона годовая отчетность, за исключением случаев, установленных этим Федеральным законом, состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к этим документам.
18. Григорий Лепс.
Знаешь ли ты, о чем молчит она, о чем ее мечты?
Знаешь ли ты, что говорит она, когда не рядом ты?
Рядом с кем-то другим…
Знаешь ли ты, когда уйдет она, куда она идет,
Слушая шаги?..
Знаешь ли ты, имеешь ли ты власть,
Чтоб удержать ее?
Но ведь она не твоя…
Вопрос. Кто несет ответственность за ведение бухгалтерского учета в РФ? Как вы считаете, должен ли директор организации знать бухгалтерский учет?
Ответ: За ведение бухгалтерского учета несет ответственность руководитель предприятия.
19. Доминик Джокер.
А я уже давно потерял счет дням –
Сколько их прошло, уже не знаю и сам.
И почти не жду, что найду ответ –
Ты была реальна или это мой бред?
Если ты со мной, – я могу дышать.
Если ты со мной, – жива моя душа.
Каждый новый вдох для тебя одной,
Сердце бьется вновь, – если ты со мной.
Вопрос: Какими нормативными актами регламентировано составление бухгалтерской отчетности?
Ответ: ПБУ 4/99 и №402-ФЗ.
20. «Машина времени».
Ты помнишь, как все начиналось?
Все было впервые и вновь,
Как строились лодки и лодки звались
Вера, Надежда, Любовь?
Вопрос: Порядок открытия нового предприятия. Является ли обязательным для организаций РФ ведение бухгалтерского учета, составление учетной политики?
Приложение 3
В мире проводок
Задание 1.
Укажите неверную корреспонденцию счетов:
Дт 08 Кт 60 Дт 50 Кт 71
Дт 50 Кт 10 Дт 51 Кт 62
Дт 60 Кт 51 Дт 51 Кт 41
Дт 08 Кт 70 Дт 70 Кт 50
Дт 10 Кт 60
Задание 2.
В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова есть такие строки:
«Косая надпись сбоку рукою финдиректора Римского с разрешением выдать артисту Воланду в счет следующих ему за семь выступлений тридцати пяти тысяч рублей десять тысяч рублей. Более того, тут же расписка Воланда в том, что он эти десять тысяч уже получил».
Требуется определить, на каких счетах бухгалтерского учета будет отражено получение Воландом десяти тысяч рублей.
Задание 3.
Менеджер Иванидзе Т. П., работающий в ООО «Шанс», был направлен в командировку. Счет гостиницы, приложенный к авансовому отчету, содержит следующую информацию:
• стоимость проживания – 1200 р.;
• стоимость завтраков в гостинице – 400 р.
Общая сумма превышает норматив расходов по найму жилого помещения, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения.
Требуется определить, как должен бухгалтер ООО «Шанс» отразить указанные расходы, если авансовый отчет менеджера Т. П. Иванидзе был утвержден руководителем предприятия в полной сумме расходов.
Задание 4.
Как отражается в бухгалтерском учете возникновение кредиторской задолженности?
Закон и порядок
Задание 1.
Римское право имело прямое влияние на бухгалтерский учет. «Владельцы банков должны обнародовать свой счет в назначенный консулом день. Этот эдикт совершенно обоснован, ибо если банкиры ведут счета отдельных лиц, то справедливо, чтобы мне были представлены сведения о том, что касается моих дел» (Ульпиан, «Дигесты»).
Какой нормативный акт гражданского права влияет на бухгалтерский учет в Российской Федерации?
Задание 2.
В одном уголовном деле фигурировал любопытный наряд, выглядевший примерно так (здесь суммы проставлены произвольно, в наряде же они были даны со ссылкой на тарифные сетки и ценники).
1. Вытесать два бруска размером 20 000 мм и один брусок размером 1000 мм – 2 руб. 27 коп.
2. Сбить бруски буквой «П» – 0 р. 87 коп.
3. Вкопать бруски – 1 р. 50 коп.
4. Обрезать веревку длиной 1300 мм – 0, 5 коп.
5. Намылить веревку – 0 р. 38 коп.
6. Сделать петлю – 0 р. 93 коп.
7. Повесить прораба Иванова — 3 р. 12 коп.
Самое интересное, что прораб Иванов подписал этот наряд, а бухгалтерия его оплатила. Назовите вид проверки документов, который не был осуществлен.
Задание 3.
В романе Дарьи Донцовой «Канкан на поминках» один из героев рассказывает такой анекдот: «Стоят рядом два шикарных каменных дома с садом и бассейнами. Хозяева на скамеечке сидят. Один говорит:
– Ну, у меня понятно, откуда деньги, я владею нефтяной скважиной, но ты где средства на сладкую жизнь берешь? Ведь работаешь прокурором, так откуда доходы? Зарплата, небось, копеечная!
Прокурор отвечает:
– Жалованье и впрямь копеечное, а вот отпускные хорошие, на них живу.
– Да ну? — удивился нефтяной магнат. – Неужели при ерундовом окладе такие отпускные бывают?»
В каком нормативном акте закреплены Основные правила предоставления, расчета и оплаты отпуска?
Задание 4.
Назовите уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
О чем речь?
Задание 1.
Актив, пассив, статья, валюта, разделы.
Задание 2.
Основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения.
Задание 3.
Выручка, себестоимость готовой продукции, коммерческие расходы, прибыль или убыток.
Задание 4.
Выручка, себестоимость готовой продукции, коммерческие расходы, прибыль или убыток.
Сборка
Задание 1.
Когда Петр I был в Англии, он большую часть своего времени проводил, изучая кораблестроение и науку вождения кораблей. Король Вильгельм Оранский очень удивлялся такой неугомонности русского императора в совсем не царских делах, но относился к этому с пониманием. Он подарил Петру яхту и устроил в его честь морские маневры. Петр был так всем этим восхищен, что сказал: «Если бы я не был русским царем, то я хотел бы быть английским адмиралом!»
В какой оценке вы отразили бы подаренную яхту в соответствии с российскими стандартами бухучета, если бы вам пришлось работать бухгалтером у Петра I?
В соответствии с ПБУ 6/01 основные средства, поступившие безвозмездно, принимаются к учету по рыночной стоимости
Задание 2.
В комедии А. Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» бухгалтер Платон Зыбкин изображен человеком, преданным делу и уважающим свое призвание. Приказчик Мухояров предлагает ему работу: «У нас дело вот такого роду: много денег в кассе не хватает; хозяин издержал на свои развлечения: так нам требуется так оттушевать, чтобы старуха разобрать ничего не могла». На что Зыбкин отвечает отказом: «Совести своей не продам, и не торгуйся лучше». На каком счете честный бухгалтер должен был отразить деньги, взятые из кассы хозяином на собственные нужды?
Задание 3.
Один юный бухгалтер услышал по радио, что в городе завершается организация нового оригинального кафе на открытом воздухе. Называться оно будет «Пассажир», и столики в нем будут располагаться в самых настоящих автобусах, троллейбусах и трамваях. Бухгалтер теперь думает: к какому виду имущества отнести такие трамваи, троллейбусы и автобусы?
Требуется помочь юному бухгалтеру.
Задание 4.
Сегодня Филипп Иванович пытается разобраться в структуре активов и обязательств своей гостиницы «Разный отдых». Закончите приведенные ниже предложения, используя термины: «основные средства», «оборотные активы», «долгосрочные и краткосрочные обязательства»:
а) неоплаченные счета за свежую клубнику относятся к _____;
б) здание корпуса № 3, взятое в аренду сроком на 5 лет, относится к _____;
в) 10 брикетов мороженого, предложенных для продажи в буфете первого этажа, относятся к _____;
г) начисленная заработная плата садовника Романа Ромашкина относится к __________;
д) денежные купюры, лежащие в сейфе, относятся к __________.
Размышления об учете
Задание 1.
Видимо, бухгалтера можно уподобить пчеловоду, ибо от его трудов – учетной информации – извлекают пользу очень многие, а трудится он один.
Э. С. Хендриксон, М. Ф. Ван Бреда
Задание 2.
Прокомментируйте мнение Гете: «Двойная запись – одно из лучших изобретений человечества».
Задание 3.
Первое, что должен сделать бухгалтер, – это компьютеризировать самого себя.
С. Робертсон
Задание 4.
Знать одну, ту или другую, систему счетоводства в отдельности – значит не знать вовсе счетоводства и ни одной системы. Но знать разницу между одной и другой системой – значит знать вполне все системы счетоводства и всю суть каждой.
Ф. В. Езерский, 1904 г.
Приложение 4
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Ф. И. О. преподавателя: Казакова Анна Федоровна.
Дисциплина: Основы бухгалтерского учета.
Группа: 3ПД9.
Методическая цель:
· реализация педагогических принципов (доступности, профессионализма, субъектности, диалогического общения) через создание творческой среды, способствующей развитию креативных способностей студентов;
· формирование экономической грамотности студентов неэкономических специальностей;
· демонстрация активных форм при проведении урока проверки знаний, умений и навыков.
Учебные цели:
· систематизировать знания студентов по основам бухгалтерского учета; закрепить основные понятия и определения; сформировать навыки решения производственных ситуаций;
· развивать активную, познавательную, мыслительную деятельность; развивать профессиональные навыки в работе с литературой; способствовать развитию творческой самореализации студентов;
· воспитывать стремление выстраивать свое социальное поведение и профессиональную деятельность в соответствии с общечеловеческими и национальными моральными ценностями, с законами общества, развивать целеустремленность, способность к реализации своих профессиональных ролей, воспитывать стремление заниматься бизнес-деятельностью, способность интегрироваться в свободном бизнес-пространстве.
Тип занятия: урок проверки знаний, умений, навыков.
Оборудование: мультимедийная презентация, ватман, маркеры, калькуляторы, проектор, НК РФ, ПБУ, план счетов.
Таблица
Этапы | Содержательно-смысловые блоки | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент | Приветствие студентов | Приветствие преподавателя | Студенты готовы к занятию |
2 | Мотивация учебной деятельности | Объявление темы и целей урока | Запись темы в тетрадь. Студенты понимают и анализируют вопросы ценностно-мотива-ционной ориентации | Желание обучаться, что способствует формированию компетенции ОК2 |
3 | 1-й этап. «Выпуск предметной газеты» | Преподаватель на листе ватмана маркером пишет название газеты, записывает заметки «корреспондентов», одновременно фиксирует присутствующих, так как количество заметок равно количеству студентов, объявляет о готовности студентов к занятию | 1. Студенты озвучивают основные факты бухгалтерского учета (групповая работа). 2. Студент озвучивает заметку (разъясняет озвученный факт) (индивидуальная работа) | Развитие умения анализировать и различать терминологию дисциплины от фактов, устанавливать причинно-следственные связи, что способствует формированию компетенций: ОК3, ОК6, ПК1.1 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | 2-й этап. «Плакат» | Преподаватель показывает на экране термины бухгалтерского учета. Координирует ответы студентов, при необходимости задает вопросы | Студенты разъясняют терминологию бухгалтерского учета (индивидуальная работа) | Правильная трактовка терминов бухгалтерского учета, что способствует формированию компетенций ОК12, ОК7, ПК1.1 |
5 | 3-й этап. «Угадай мелодию» | Звучит отрывок из песни, прослушав его, преподаватель задает вопрос о хозяйственной операции бухгалтерского учета. Организует и координирует деятельность студентов, при необходимости задает вопросы | Студенты отвечают на вопрос, поясняя значение хозяйственной операции или корреспонденцию счетов (групповая работа) | Умение: · логически мыслить, структурировать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, квалифицировать факты; · уяснить суть хозяйственных операций и правильно ее объяснить с юридической точки зрения, что способствует формированию компетенций: ПК1.1, ПК 1.2, ОК1, ОК6, ОК9, ОК3, ОК13 |
6 | 4-й этап. Своя игра «Занимательный квадрат» | Преподаватель объясняет правила игры, фиксируя внимание студентов на структуре занимательного квадрата Читает вопросы (по выбору студентов) | Одна группа студентов выбирает вопрос команде соперников, соперники отвечают, если ответ неправильный, то отве-чает на вопрос первая команда и т. д. (групповая работа) | Применение полученных теоретических знаний при решении практических ситуаций, умение отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета, что способствует формированию компетенций: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК10, ОК12, ОК13, ПК1.1, ПК1.2 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
7 | 4-й этап. Урок экономической грамотности «Сказка на новый лад» | Преподаватель читает сказку «Три поросенка» на новый лад, затем организует деятельность студентов по обсуждению сказки и экономических терминов | Микрогруппы угадывают название сказки, сопоставляя новое содержание с уже знакомым, далее объясняют основные экономические понятия (групповая работа) | Умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить, что способствует формированию компетенций: ПК1.1, ОК6, ОК9, ОК10 | |
8 | Рефлексия | Преподаватель подводит итоги занятия | Микрогруппы проводят самоанализ работы, обозначают понравившиеся моменты | Самоанализ деятельности, что способствует формированию компетенции ОК11 | |
Учредители газеты (члены жюри) высказываются о занятии | |||||
9 | Подведение итогов | Озвучивает оценки Благодарит за помощь при подготовке к занятию | Анализ полученных оценок | ||
Литература
Борытко Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса / Н. М. Борытко // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград, 2001. – Вып. 3. – С. 14–21.
Власюк И. В., Казакова А. Ф. Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия: Непрерывное профессиональное образование. – 2014. – № 9 (94). – С. 123–129.
Казакова А. Ф. Формирование профессиональной грамотности студентов экономических специальностей в системе СПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/116-12847