Журнал Информ-образование
Программа внеурочной деятельности «Родословие – путь к себе» как педагогическое средство формирования семейно-родовой и гражданской идентичности
Автор : Воротилова С. В.
Журнал : 2016 Выпуск 1
Дата публикации : 29 Апреля 2016
Воротилова С. В. Программа внеурочной деятельности «Родословие – путь к себе» как педагогическое средство формирования семейно-родовой и гражданской идентичности // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 64-70.
Статья содержит научное обоснование и методическое описание программы внеурочной деятельности «Родословие – путь к себе», нацеленной на формирование гражданской идентичности подростка в процессе проектно-исследовательской деятельности генеалогического характера.
Kлючевые слова: проектно-исследовательская деятельность, семейно-родовая идентичность, гражданская идентичность.
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES PROGRAM ‘GENEALOGY – THE WAY TO YOURSELF’ AS A PEDAGOGICAL TOOL TO FORM THE FAMILY AND CLAN AND CIVIL IDENTITY
Svetlana V. Vorotilova
The article contains methodical justification and scientific description of the program for the extracurricular activities “Genealogy – the way to yourself” aimed at forming the teenagers' civil identity in the process of project and research activity of genealogical nature.
Keywords: design and research activity, family and clan identity, civil identity.
Актуальность разработки программ внеурочной деятельности обусловлена переходом учителей основной школы к работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
Перед учителями общеобразовательных учреждений остро стоит проблема разработки программ внеурочной деятельности нового поколения. Педагогами дополнительного образования накоплен большой опыт, который может стать хорошей базой для разработки таких программ.
Программа внеурочной деятельности «Родословие – путь к себе» была разработана на основе программы дополнительного образования, предназначенной для гуманитарно ориентированных детей, интересующихся историей вообще и историей своей семьи.
При разработке программы внеурочной деятельности автор исходил из потребностей современной педагогической практики и требований к программам внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности рассматриваются как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, нацеленная на удовлетворение потребностей учащихся в содержательном досуге, в развитии познавательных потребностей и способностей, в участии в общественно полезной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Родословие – путь к себе» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Нормативно-правовую базу программы составляют закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основные подходы к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Миссией программы является формирование российской гражданской идентичности подростков на основе проектно-исследовательской деятельности генеалогического характера.
Цели программы
1. Создать условия для освоения подростками основ знаний по практической генеалогии.
2. Создать условия для выработки универсальных умений исследовательской работы.
3. Способствовать развитию исторического и родового самосознания детей.
4. Содействовать становлению семейно-родовой и гражданской идентичности.
Задачи программы
1. Научить приемам поиска и оформления генеалогической информации.
2. Создать условия для обретения опыта проектно-исследовательской деятельности генеалогического характера.
3. Создать условия для расширения культурно-исторического кругозора за счет обретения знаний по истории семьи в контексте истории края и страны.
4. Создать условия для осознания преемственности в судьбах отдельного человека, семьи, края и страны.
3. Развить коммуникативные умения.
4. Научить грамотно подготовить презентацию своей проектно-исследова-тельской работы.
5. Развить творческие задатки и интеллектуальную инициативность обучающихся.
6. Сформировать ценностное отношение к семейной истории как части общего семейного капитала и исторического прошлого страны.
7. Воспитать уважительное отношение к представителям старшего поколения.
Актуальность программы обусловлена значимостью феномена позитивной российской гражданской идентичности как условия консолидации общества и социального самоопределения его членов.
Специфичность феномена гражданской идентичности связана с тем, что она часто предопределяется фактом рождения или проживания в той или иной стране, может восприниматься не как собственный выбор, а воля случая, стечения обстоятельств. В условиях кризисного состояния общества наблюдаются такие явления, как затруднение становления гражданской идентичности, формирование негативной гражданской идентичности.
В настоящее время исследователями отмечаются две основные тенденции:
1) преобладание микроидентичностей (этнической, конфессиональной, региональной и т. п.), затруднение становления макроидентичностей;
2) формирование макроидентичностей (например, гражданской) на основе локальных идентичностей (семейно-родовой, этнической, конфессиональной, профессиональной и пр.) [Мазилова 2006; Шибут 2006].
Это научное наблюдение служит обоснованием для разработки и внедрения в практику воспитательной работы программ внеурочной деятельности, направленных на формирование позитивной гражданской идентичности на основе локальной семейно-родовой идентичности.
Основанием для коррелирования процессов становления семейно-родовой и гражданской идентичностей является «вписанность» истории семьи (рода, клана) в историю Отечества, что отражается в совпадающих факторах становления коллективной субъектности:
1) общее историческое прошлое (общая судьба рода [клана] – страны);
2) самоназвание гражданской общности – определение семьи через национальную принадлежность («русский (российский) род», «род русских (российских) немцев», «род русских (российских) корейцев и т. п.»);
3) общий язык, являющийся средством коммуникации, на основе которой вырабатываются общие ценности и смыслы;
4) общая культура в разных аспектах (экономическая, политическая, правовая, бытовая и т. д.);
5) общие эмоциональные переживания, связанные с реалиями гражданской общности и семейно-родового сообщества.
«Вызревание» российской гражданской идентичности подростка становится возможным при целенаправленном изучении им своей семейно-родовой истории в контексте истории страны.
Предлагаемая программа предусматривает организацию проектно-исследова-тельской деятельности по изучению подростками (5–9 классов) своей семейно-родовой истории.
Количество обучающихся в группе – от 5 до 15 человек, оптимально – 5– 10 человек.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Основным методическим сопровождением программы является I модуль рабочей тетради по генеалогии «Родословие – путь к себе» («Начала генеалогии»).
Рабочая тетрадь разработана автором на основе многолетней опытно-экспериментальной работы в рамках Городской экспериментальной краеведческой программы (1997–2013 гг.), осуществляемой на базе историко-краевед-ческого отдела муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра г. Волгограда, апробирована педагогами дополнительного образования и классными руководителями общеобразовательных учреждений Волгограда.
Структурно рабочая тетрадь включает текст «От автора», путеводитель – условные обозначения, с помощью которых маркируются тексты и задания, девять тематических разделов, состоящих из теоретического материала и практических заданий.
Небольшие информационно-познавательные тексты знакомят детей с основами генеалогических знаний и методикой генеалогического поиска. Разноплановые практические задания в совокупности служат проектными заданиями, которые частично выполняются в рабочей тетради. Эти задания направлены на получение и закрепление знаний о практической генеалогии, выработку отношения к генеалогическим знаниям как универсальным человеческим ценностям, освоение традиционных генеалогических практик на материале истории своей собственной семьи, осмысление взаимосвязи истории семьи и истории страны. Значительная часть практических заданий по сбору и оформлению семейно-родовой информации предусматривает работу по накоплению сведений по истории семьи в папке-скоросшивателе на 40–50 файлов и выполнение творчески оформленного древа на плакате.
Ряд заданий предполагают работу с энциклопедическими словарями и интернет-источниками (справочные и энциклопедические сайты), поэтому желательно, чтобы класс был оснащен компьютерами с выходом в Интернет.
К программе прилагаются «Методические рекомендации для педагогов», включающие в себя разработки всех занятий (план, формулировки целей и задач, перечень содержания (понятия, основные идеи), формы проведения и организационно-методическое описание занятий).
Формы и методы обучения, предусматриваемые программой, обусловлены возрастными особенностями и спецификой содержания курса.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является остро переживаемое чувство взрослости, потребности в осознании себя уникальной личностью со своей позицией и собственным местом в обществе, стремление к самопознанию и социальному самоопределению.
Потребность подростка в самоопределении вытекает из потребности в формировании собственной смысловой системы, включающей представления о мире, о смысле жизни, ее перспективах в разных социальных аспектах (семейном, профессиональном, национальном, гражданском и т. п.).
Важными характеристиками подросткового возраста являются развитие теоретического мышления, эмоциональной сферы личности, социально значимых переживаний (сочувствие близким, потребность быть значимым для другого, для значимого сообщества). Это служит основанием для ориентации на интерактивные формы и методы обучения.
Программой предусматриваются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративные, поисково-практические, исследовательские, творческие, в форме бесед, практикумов, коллоквиумов, мини-презентаций и выставок, итоговой презентации.
Изучение теоретической части программы полагается преимущественно в интерактивных формах: формах бесед на основе комментированного чтения, бесед – обсуждений заданий, требующих логических размышлений и ценностных оценок.
Практическая часть заданий рабочей тетради, ориентированных на сбор конкретных сведений по истории семьи обучающихся, составляет основу проектно-исследовательской деятельности и предусматривает активные формы занятий: коллоквиумы, творческие задания, презентации.
Оптимальный режим освоения программы – 1 час (40 минут) 1 раз в неделю, 17 часов в год. Успешное освоение I модуля рабочей тетради «Родословие – путь к себе» – «Начала генеалогии» при устойчивом интересе детей к семейно-родовой истории может быть продолжено в рамках изучения II («Начала антропонимики») и III («Семейный архив») модулей рабочей тетради «Родословие – путь к себе».
Проектно-исследовательскими продуктами по окончании программы должны стать рабочая тетрадь с выполненными заданиями, творчески оформленное восходящее родословное древо (плакат «Говорящее древо»), генеалогическое досье, включающее генеалогические анкеты и карточки, карту миграции предков и несколько тематических эссе. Древо, наглядно показывающее преемственность поколений, служит основой семейно-родовой идентичности, а выявленные и зафиксированные географические, этнические, культурно-исторические корни родоначальников, значимые факты и события отечественной истории, отразившиеся в судьбах предков, способствуют становлению гражданской идентичности. Накопление фактов семейно-родовой истории, сопрягающейся с историей Отечества, создает предпосылки для осознания и принятия ценности семейно-родового опыта как опыта граждан своей страны, на основе которого формируются патриотическое миропонимание и созидательное поведение подростка как достойного представителя своего семейно-родового сообщества и гражданина своей страны, ответственно выбирающего свой жизненный путь.
Результатами освоения программы становятся:
личностные результаты:
– обретение понимания социальной и личностной значимости феномена семейно-родовой истории как механизма гражданской идентификации и средства самопознания;
– формирование ценностного отношения к семейно-родовой истории как части общего семейного капитала и части истории страны;
– формирование ценностного отношения к представителям старших поколений своей семьи;
– развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам как представителя своего семейно-родового окружения;
метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
– умения планирования проектно-исследовательской деятельности;
– овладение основами оценки и самооценки;
– проявление волевых усилий в процессе участия в проектно-исследователь-ской деятельности.
познавательные УУД:
– умение определять понятия, выделять закономерности, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать аргументированные умозаключения и выводы;
– владение умениями организации собственной проектно-исследовательской деятельности;
– умение создавать и применять условные знаки и символы;
– владение смысловым чтением;
коммуникативные УУД:
– владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (умение формулировать и аргументировать свою точку зрения; умение продуктивно участвовать в обсуждении общей темы; умение проводить анкетирование, брать интервью);
– формирование и развитие компетентности публичного представления результатов своей проектно-исследовательской работы;
предметные результаты:
– умение грамотно использовать основные генеалогические термины;
– овладение методикой генеалогического поиска, способами фиксации генеалогической информации;
– умение представления результатов проектно-исследовательской работы по истории своей семьи.
Информационно-методическое обеспечение программы включает следующее:
машинописный текст:
1. Программа внеурочной деятельности «Родословие – путь к себе»;
2. Методические рекомендации для педагогов, реализующих программу внеурочной деятельности «Родословие – путь к себе»;
печатные издания:
1. Воротилова С. В. Родословие – путь к себе. Рабочая тетрадь по генеало- гии. I модель («Начала генеалогии»): уч. пособ. / С. В. Воротилова; худож. У. М. Воротилова. – Волгоград, 2015. – 52 с. (Серия: Библиотека Царицынского генеалогического общества для детей и юношества).
2. Скрипкин А. С., Луночкин А. В., Курилла И. И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности: уч. пособ. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2013.
3. Энциклопедия для детей: т. 5, ч. 1 (История России и ее ближайших соседей). – М.: Аванта+ (любое издание, статья «Генеалогия в России»).
4. Энциклопедические словари;
Интернет-источники:
1. Советы начинающим генеалогам – http://www.vgd.ru/generes.htm.
2. Термины родства – http://www.vgd.ru/generes.htm.
3. Географический список (справочник населенных пунктов) – http://baza. vgdru.com/3/.
4. Генеалогический словарь – http://www.genotree.ru/genodict.htm.
5. Историко-генеалогический словарь-справочник – http://www.defree.ru/pub lications.
6. Энциклопедии и словари – http://enc-dic.com.
Литература
Бычкова М. Е. Генеалогия // Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия: в 5 т. Т. 1 / под ред. В. Л. Янина. – М.: БРЭ, 1994. – 526 с.
Воротилова С. В. Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Серия «Педагогические нау-ки». – 2014а. – № 4(89). – С. 164–168.
Воротилова С. В. Формирование российской гражданской идентичности субъекта в социокультурных проектах генеалогической направленности // Известия Волгоградского государственного технического университета. – Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». – Вып. 19. – 2014б. – № 24(151). – С. 45–49.
Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов. – М., 1994. – С. 251–282.
Мазилова Г. Б. Динамика социальной идентичности личности в современном обществе: дис. ... канд. псх. наук. – Ярославль, 2006. – 203 с. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.dslib.net/soc-psixologia/mazilova-dinamika-socialnoj-identichnosti-lich nosti-v-sovremennom-obwestve.html (дата обращения: 23.06.15).
Мартышин В. С. Твоя родословная: уч. пособ. по изучению истории семьи и составлению родословной. – М.: Школьная пресса, 2000. – 224 с.
Онучин А. Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. – Пермь, 1992.
Савелов Л. М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте. Первое – второе полугодие. Серия «Справочники по русской истории». – Вып. 3. – М.: Археографический центр, 1994. – 273 с.
Шибут И. А. Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности: дис. ... канд. псх. наук. – СПб., 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/ shibut-sotsialnaya-lichnostnaya-identichnost-19743.html (дата обращения: 23.06.15).