Журнал Информ-образование
Использование интерактивных игр в процессе патриоти-ческого воспитания детей дошкольного возраста
Автор : Воронина М. М.
Журнал : 2016 Выпуск 1
Дата публикации : 29 Апреля 2016
Воронина М. М. Использование интерактивных игр в процессе патриоти-ческого воспитания детей дошкольного возраста // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 56-63.
В процессе патриотического воспитания дошкольников можно использовать интерактивные игры, созданные в компьютерной программе PowerPoint. Содержание интерактивных игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности.
Kлючевые слова: игра, патриотизм, интерактивность, презентация, фольклор.
INTERACTIVE GAMES IN PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
Marina M. Voronina
To promote patriotism in preschool children one can use the interactive games created by means of PowerPoint software. The content of interactive games develops in children an appropriate attitude to the phenomena of social life, nature, and surrounding world, it also systematizes and deepens the knowledge of motherland, its army and people of different nationalities, professions, and ideas about labour.
Keywords: game, patriotism, interactivity, presentation, folklore.
Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нрав-ственных ценностей человечества, патриотизма. Мы вкладываем в эти понятия воспитание культурного человека, любящего и знающего свою малую родину, свой край и Отечество.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Базовым этапом в формировании любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.
Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых и понятных им явлений. Игра как особая деятельность дошкольника, имеющая социально-историческое происхождение, исследовалась особенно тщательно психологами и педагогами России. Л. С. Выготский одним из первых обратился к игре как ведущему виду деятельности дошкольника и разработал гипотезу о психологической сущности развернутой формы игры. Фундаментальным исследованием является монография Д. Б. Эльконина «Психология игры», в которой дана психологическая теория детской игровой деятельности. Несмотря на всестороннее исследование значения игры в дошкольном возрасте, она часто недооценивается как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что у детей не сформированы навыки самостоятельной игровой деятельности, бедны впечатления об окружающей действительности. Дети играют в основном в одиночку непродолжительное время. Я заметила стереотипное, заученное игровое поведение детей разных возрастных групп, неумение играть вместе. Дети редко проявляют инициативу в игре, отсутствуют элементы творческого отображения действительности. Столкнувшись с этой проблемой, я обнаружила, что нет системы по использованию игр в образовательном процессе. В связи с этим мною была выбрана тема «Использование интерактивных игр в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Интерактивная игра («inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, игра ориентирована на более широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом, а также на доминирование активности детей в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности детей на достижение целей занятия. Воспитатель разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал). Создавать интерактивные игры можно в разных программах. Я чаще использую программу создания презентаций PowerPoint, где с помощью макросов и триггеров заставляю объекты слайдов двигаться.
Цель интерактивных игр состоит в создании комфортных условий обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того как обучение закончится.
Задачами интерактивных игр являются:
· пробуждение у обучающихся интереса;
· эффективное усвоение учебного материала;
· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
· обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
· формирование у обучающихся мнения и отношения.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется. Он перестает быть центральной фигурой, лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Работа педагога с детьми нацелена на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств игровыми средствами.
Какие интерактивные игры я использую в рамках патриотического воспитания?
– Игровые упражнения;
– игры с правилами;
– развлекательные игры;
– дидактические игры;
– игры народные;
– игры музыкальные;
– игры хороводные.
В играх огромную роль играет наглядность:
– иллюстрации;
– видеоматериалы;
– рисунки, поделки;
– фотографии;
– плакаты;
– открытки.
В качестве литературного содержания я использую русский фольклор: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, потешки, байки, прибаутки.
Рассмотрим несколько интерактивных игр.
Игра «Угадай родные места»
Цель: закрепление у дошкольников знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; развитие патриотических чувств.
Воспитатель показывает фото памятных и известных мест города детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть памятник, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит, другие дети могут ему помочь.
Игра «Символы нашей страны»
Цель: развитие логического мышления, памяти дошкольника, развитие патриотических чувств.
Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.
Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.
Игра «Птицы нашего края»
Цель: ознакомление детей с птицами родного края, развитие патриотических чувств.
Материал: карточки с изображениями птиц.
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит их назвать и определить, живет птица в нашем крае или нет.
Игра «Нарисуй узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Дети рисуют простой узор по образцу.
Игра «Одень куклу»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре.
Дети одевают куклу в национальную одежду.
Чувства уважения и гордости прививают игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Раздели узоры на группы», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).
Цикл игр по родному городу «Узоры родного города», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
В ознакомлении детей с родной природой используются игры с природным материалом (овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения).
При инсценировках произведений устного народного творчества ребята демонстрируют проявление любви к родному краю, доброжелательность в общении, выражение сочувствия, сопереживания, сострадания, бескорыстной помощи; бережное отношение к предметам, игровому материалу; потребность следовать правилам поведения.
В формировании патриотического воспитания используются также и ресурсы Интернета – видеоматериалы, викторины, презентации по изучаемой теме. Например, «Моя семья», «Русская деревня», «Моя Россия», «Москва – столица», «Знай и люби свой край», «Моя Родина» и др.
Содержание интерактивных игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Проводится ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета.
Интерактивные игры пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. У детей формируется уважение к трудящемуся человеку, игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Общеизвестным педагогическим основанием является признание того, что любая деятельность, в том числе игра, становится средством воспитания лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности.
В процессе игры нужно создать условия, способствующие активному вовлечению всех учащихся в общеобразовательную деятельность. Для этого необходимо:
· создание атмосферы, располагающей к сотрудничеству;
· создание благоприятного эмоционального фона;
· учитывание индивидуальных мнений учащихся;
· опора на групповой опыт;
· свободный выбор личных решений;
· обязательная активность учащихся;
· получение знаний через прямой опыт обучаемых;
· использование социального моделирования, то есть проигрывания ситуаций, возникающих в группе.
При выстраивании педагогического процесса по воспитанию у дошкольников патриотических чувств я учитываю следующие принципы.
Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний об истории Отечества с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности
Реализуется в соответствии с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историей Отечества.
В соответствии с соотнесением показателей патриотической воспитанности, мною были определены ее уровни.
Низкий уровень –
не имеет представлений об отдельных атрибутах русской традиционной культуры: подворье, основные виды традиционного труда, предметы труда, предметы быта, посуда, костюм, домашние животные, национальная кухня, народные праздники;
не понимает нравственной ценности фольклора;
знает не всех героев, не раскрывает содержание сюжета сказки, проявляет положительное отношение, сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок;
не умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду, определять влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках, сказках;
исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах;
участвует в традиционных праздниках;
наряжается в русские традиционные костюмы;
бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества;
отражает полученную информацию в различных видах деятельности: изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, речевой, конструктивной.
Средний уровень –
смешивает представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры: подворье, основные виды традиционного труда, предметы быта, посуда, костюм, домашние животные, национальная кухня, народные праздники;
знает героев, но затрудняется назвать сказку;
понимает нравственную ценность фольклора, проявляет положительное отношение, сопереживание, сочувствие героям народных сказок;
не умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, соотносить влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках;
с удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах;
стремится к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские традиционные костюмы;
бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества;
отражает полученную информацию в различных видах деятельности: изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, конструктивной, речевой.
Высокий уровень –
имеет дифференцированные представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры: подворье, основные виды традиционного труда, предметы быта, посуда, костюм, домашние животные, национальная кухня, народные праздники;
понимает нравственную ценность фольклора, знает героев и называет сказки;
проявляет положительное отношение, сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок;
умеет устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, определять влияние природных и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках, сказках;
с удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает и играет на народных инструментах;
стремится к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские традиционные костюмы;
бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества;
отражает полученную информацию в различных видах деятельности: изобразительной, трудовой, музыкальной, игровой, конструктивной, речевой.
При наблюдении за детьми в игровой и самостоятельной деятельности на занятиях были выявлены показатели развития по критериям:
– проявляет положительное отношение к героям народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения;
– проявляет интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества;
– проявляет сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок;
– с удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах;
– стремится к участию в традиционных праздниках;
– проявляет интерес к ряжению в русские традиционные костюмы;
– бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества;
– использует полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности.
Не вызывает трудностей у детей понимание нравственной ценности фольклора, сопереживание, сочувствие героям русских народных сказок. Без изменения оказался показатель стремления к участию в традиционных праздниках, проявление интереса к ряжению в русские традиционные костюмы.
Большое влияние дидактические игры оказали на формирование знаний об основных видах традиционного труда, дети научились устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду.
Дети с удовольствием используют полученную информацию в самостоятельной деятельности.
Таким образом, мною были сделаны следующие выводы:
1) дети имеют дифференцированные представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры;
2) понимают нравственную ценность фольклора;
3) проявляют положительное отношение к героям народных сказок, ориентируются на них в оценке своего поведения;
4) устанавливают простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду;
5) проявляют интерес к предметам быта, традиционной утвари;
6) с удовольствием исполняют народные песни, танцы, стремятся к участию в традиционных праздниках;
7) используют полученную информацию в самостоятельной деятельности.
Благодаря использованию интерактивных игр в процессе патриотического воспитания детей изменяются, поднимаются на более высокую ступень развития показатели уровней патриотической воспитанности. Наиболее сильное воздействие игры оказывают на формирование у детей представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры, любви к Родине.
Рекомендуемая литература
Аникееева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в средней группе детского сада: пособ. для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Буре Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. и др. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина?: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – Саратов: Сфера, 2010. – 160 с.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 98 с.