В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Журнал Информ-образование

Мастер-класс с педагогами «Путь дошкольника к здоровому образу жизни»

Автор : Киевская Г. А.

Журнал : 2024 Выпуск 2

Добрый день уважаемые коллеги!

Прежде чем мы начнем мастер-класс, я предлагаю провести небольшую игру, которая называется «Сделай так!»

Так как нам предстоит совместная работа, предлагаю познакомиться и немного узнать друг о друге. Для этого приглашаю участников пройти в центр. Я предлагаю повторять за мной движения только тех, кто согласен с утверждением:

- Все, кто делает зарядку, я предлагаю сделать так…

- Кто постоянно не досыпает...

- Кто придерживается правил здорового питания…

- А кто любит побаловать себя разными вредными продуктами сделать так…

- Кто совершает вечерние прогулки перед сном…

Ну и последнее утверждение – кто считает, что наше здоровье в наших руках - предлагаю похлопать.

Я думаю, что вы догадались, что речь сегодня пойдёт о здоровье, а разговор мы будем проводить в стенах исследовательского центра «Здорового образа жизни», в который я вас приглашаю.

Итак с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш мастер-класс «Путь дошкольника к здоровому образу жизни».

Цель мастер-класса: Расширение представления педагогов о разнообразии здоровьесберегающих технологий, распространение опыта работы по формированию ценностей здорового образа жизни дошкольников.

Задачи мастер-класса:

1) Создать условия для привлечения внимания педагогов к проблеме здоровьесбережения дошкольников;

2) Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении, с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;

3) Способствовать росту педагогического мастерства, по вопросам здоровьесбережения дошкольников, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

Как вы уже поняли, речь сегодня пойдёт о Здоровье.

Проблема качества образования – одна из центральных в современной образовательной политике, определяемой Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Она связана с решением комплекса задач направленных на развитие личности ребёнка, её успешной социализации в противоречивом быстроменяющимся мире, в том числе на формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Анализ сложившейся ситуации выдвигает ряд проблем связанных с отношением современного человека к своему здоровью:

Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепления индивидуального здоровья.

Во-вторых, имеет место «Забалтывание» проблемы здоровья. (Обсуждая какую-либо проблему, рассматривая её со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить.)

В связи с этим остро встаёт вопрос о профилактической работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни уже с дошкольного возраста. Ведь все мы хорошо знаем, что до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии». В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни,

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В своей работе я использую здоровье-сберегающие технологии - это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Здоровье сберегающих технологий множество. Условно можно разделить на 4 группы. Я познакомлю с теми, которые наиболее часто использую в работе.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, релаксация, динамические паузы, гимнастика, бодрящая с закаливанием (после сна), корригирующая гимнастика.

  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игро-тренинги, игро-терапия, коммуникативные игры), самомассаж. Один раз в неделю отводится на динамический час на прогулке "Растим детей здоровыми, красивыми, крепкими" с веселыми эстафетами, подвижными, спортивными и народными играми.

  3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия составлена фонотека с музыкальными отрывками разными по характеру: (спокойная, весёлая и т.д.), видеотека с Квик-настройками. Для регулирования эмоционального состояния, снятия напряжения и коррекции поведения детей, в вечернее время устраиваем дискотеку. Сказко-терапия, смехотерапия.

  4. Медико-профилактические в данную группу входят технологии (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технология организация дошкольников, контроль за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровье-сберегающей среды в ДОУ).

В работе с детьми использую весь спектр методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, которые необходимо проводить в комплексе. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе.

Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей.

Так, что же такое здоровье?

Посмотрите, у вас на столах лежат напечатанные листочки с определением, что такое здоровье вам нужно выбрать наиболее правильный и полный ответ термина здоровье. Ответы педагогов

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

Важно помнить: что Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучие, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов и выпадение хоть одной из его структурных частей приводит к утрате целого.

А как вы думаете уважаемые коллеги, благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, что происходит у детей? Ответы педагогов (улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция);

Вы всё правильно сказали, подводя итог сказанному можно ещё раз напомнить себе, что лишь комплексное использование здоровьесберегающих технологий даст положительной результат в формировании ценностей здорового образа жизни у дошкольников, а мы взрослые для детей будем положительным примером.

Но, а нам пора начинать работу в наших лабораториях.

Сегодня нас ждёт не простое задание. Нам с вами предстоит вывести формулу «Здоровье сбережения дошкольника». Свои наблюдения, эксперименты, заметки в процессе создания формулы мы будем фиксировать в журнале лаборанта, который лежит перед вами. А работать над созданием формулы сегодня будет две лаборатории. (Лаборатория № 1 – «Практиканты», № 2 «Экспериментаторы»)

Но прежде, чем приступить к разработке формулы «Здоровье сбережения дошкольника» нам необходимо определиться с ингредиентами, которые войдут в её состав. И так я вам предлагаю открыть журнал лаборанта на первой странице и приступить к первой практической работе.

«Практикантам» - необходимо выделить факторы, которые будут способствовать здоровье сбережению дошкольников, и записать их внутри яблока, которое символизирует крепкое здоровье ребёнка т. е определить компоненты, которые войдут в состав нашей формулы.

«Экспериментаторам» необходимо определить негативные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье дошкольника, и записать их внутри гусеницы.

Давайте, посмотрим, какие же компоненты получились у наших лабораторий.

Ну, вот с компонентами мы определились, приступим к созданию формулы.

Я предлагаю провести первый эксперимент, в ходе которого мы постараемся определить, что будет способствовать укреплению психологического здоровья дошкольников и профилактике психоэмоционального напряжения.

Работа в данном направлении позволила выявить эффективные методы, позвольте мне вам их представить.

  1. Психологическому здоровью ребёнка будет способствовать умение распознавать и выражать различные эмоциональные состояния для этого проводим этюды на выражение эмоций «Солнышко эмоций», «Белоснежка и семь гномов».

  2. В заботе о психологическом благополучии детей помогает такой приём, как «Утро радостных встреч». (Показ полянки) Для каждого воспитанника в нашей группе приготовлена небольшая рамочка с фотографией в виде цветка. Дети, приходя утром в детский сад, выбирают смайлик, который соответствует их эмоциональному состоянию, прикрепляют к рамочке и ставят его на полянку. Если ребенок выбрал грустный смайлик, беседуем с ним и организуем игры на снятие эмоционального напряжения.

  3. Используем в работе такой приём как «Квик-настройка», который позволяет успокоить детей, настроить на предстоящую работу. Детям предлагается посмотреть видео ряд позитивных картинок вызывающих положительные эмоции (природа, животные и т.д.), а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и зарядиться позитивным настроением. (Просмотр видео «Квик-настройка - животные»). После просмотра, дети непосредственные, они очень эмоционально реагируют, смеются, хохочут. Тем самым происходит эмоциональная разрядка. 

  4. Созданию благоприятного микроклимата в группе способствует включение игр на коммуникативное взаимодействие. «Обнимашки», «Дружные ребята», «Дерево доброты», «Доскажи словечко», «Хорошо - Плохо» и др. Я вам предлагаю поиграть в игру «Дерево доброты», которое нам нужно будет наполнить добрыми словами – листочками. Дети любят эту игру, мы с ними закрепляем знания о вежливых словах.

  5. Также можно использовать такой приём, как «Сухой дождь», детям предлагается пройти через цветные ленточки и очутиться в волшебной стране «Радости», «Хорошего настроения». 

  6. Свою эффективность доказали такие методы как цветотерапия, релаксация, музыкотерапия.

Игра с педагогами «Дерево доброты».

Каждый педагог берёт листочек, пишет на нём доброе, ласковое слово и прикрепляет листочек на дерево.

Посмотрите, какое «Дерево доброты» у нас получилось.

Задание 2: Созданию условий для укрепления психологического благополучия дошкольника будут способствовать не только перечисленные методы, но и соблюдение правил общения в группе, которые я вам предлагаю составить, выполнив первое лабораторное задание.

1. Лаборатории необходимо выделить самые главные правила, в общении педагога с детьми

2. Лаборатории необходимо выделить основных правила в общении детей друг с другом.

А теперь мы переходим ко второму эксперименту, который нам поможет определить эффективные методы и приёмы по укреплению физического развития дошкольников и формированию ценностей здорового образа жизни.

1. Эксперимент показал, что дошкольникам необходимы знания об основах здорового питания. В работе данного направления будут эффективны: Д/И «Вредно - полезно», беседы о пользе витаминов, игровые задания по составлению меню дошкольника. В своей работе, когда мы с детьми рассматриваем тему витамины, я использую такую Д/игру «Подбери витамин». Дети с удовольствием принимают участие, помогают друг другу.

2. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, но этот процесс является сложным для его восприятия. Для этого в работе используем приём моделирования «Мой организм». Где детям предлагается запомнить внутренне строение человека, создавая его модель.

3. Большую роль в работе уделяется физическому развитию и значению спорта в жизни дошкольников. Это достигается благодаря ежедневной профилактической работе, которая включает: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, закаливание, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, и т.д. Сейчас я вам предлагаю провести пальчиковую гимнастику, но для начала вам нужно к словам придумать движение рук. Посмотрите у каждой лаборатории есть своя гимнастика пожалуйста придумайте и покажите, а мы будем вместе с вами её выполнять.

1 лаборатории «Практиканты»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

 

2лаборатории «Экспериментаторы»

Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок!

Встал на ножки, Потянулся!

А потом присел, Нагнулся!

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

А потом опять прилёг,

- Но уже на левый бок!

 

 

А сейчас мы с вами немного поиграем, эту игру, её очень любят дети, называется она «Бабка - ёжка»

Подвижная игра на основе детского фольклора «Бабка-ёжка»

Бабка - ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу,

Пошла на базар –

Раздавила самовар,

Пошла на лужайку –

Испугала зайку.

Рисуют круг, в середине ставиться один из играющих – Баба - Яга. В руках у нее ветка – « помело». Вокруг бегают ребята и дразнят: «Баба-Ёжка»….

Баба – Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого запятнает – тот замирает.

 

 

 

 

4. Организуя работу в данном направлении, обязательно включаем опытно-экспериментальную деятельность. Мы с воспитанниками варим мыло, выращиваем витамины на окошке, проводим долгосрочные наблюдения, такие как «Сырое яйцо и кока-кола» и др.

5. Углубленно работая по этой теме, мы заметили одну особенность. К просьбам взрослых, относительно здоровьесбережения (Например, не есть много сладкого, а то зубки заболят) дети относятся не совсем серьёзно. Особенно если этим взрослым является близкий человек (родители, воспитатель). А вот рекомендации врачей соблюдают неукоснительно. Поэтому мы решили попробовать реализовать такую форму работы, как «Советы от доктора». Для этого обратились в детскую поликлинику к узким специалистам с просьбой дать нам интервью. На данный момент, мы с детьми получили совет от детского врача Офтальмолога «Береги зрение» и от стоматолога «Здоровые зубки». Я вам предлагаю посмотреть фрагмент интервью с детским врачом-офтальмологом. Козловой Марией Ивановной.

6. Важным аспектом в формировании ценностей здорового образа жизни является знакомство дошкольников с правилами личной гигиены.

Задание 3: Я предлагаю вам приступить к выполнению второй лабораторной работы. Каждая лаборатория составляет загадки-ребусы на два правила личной гигиены. По завершению работы вы должны будете представить ваш ребус так чтобы ваши коллеги догадались о зашифрованном правиле.

1 лаборатория составляет загадку-ребус «Чистит зубки утром и вечером»; «Умываться по утрам и вечерам».

2 лаборатория составляет загадку-ребус «Мытьё рук перед едой».

«Расчёсываться каждый день».

Мы переходим к завершающему, третьему эксперименту в процессе, которого мы выясним, как добиться социального благополучия дошкольников и привлечь родителей к работе по формированию у детей ценностей здорового образа жизни.

1. В рамках данной работы не обойтись без традиционных методов и приёмов: Начать целесообразно с проведения анкетирования родителей с целью выявления у них знаний в области здорового образа жизни и поиска, актуальных тем. Я вам сейчас предлагаю заполнить небольшую анкету-тест «Ведёте ли вы Здоровый образ жизни».

Анкета-тест «Ведёте ли вы здоровый образ жизни?»

Чтобы оценить свой образ жизни, выберите вариант ответа по каждой из позиций. 

1. Проснувшись утром, вы: 

А) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела; 

Б) встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу; 

В) еще несколько минут продолжаете нежиться под одеялом. 

2. Из чего состоит ваш обычный завтрак: 

А) из кофе или чая с бутербродами; 

Б) из мясного блюда и кофе/чая; 

В) вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. 

3. Сколь часто в суете служебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немного пошутить и посмеяться с коллегами: 

А) каждый день; 

Б) иногда; 

В) крайне редко. 

4. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после работы: 

А) не более чем на 20 минут; 

Б) до 1 часа; 

В) более 1 часа. 

5. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время: 

А) общественной работе; 

Б) хобби; 

В) домашним делам. 

6. Когда вы ложитесь спать: 

А) всегда примерно в одно и то же время; 

Б) по настроению; 

В) по окончании всех дел. 

7. Какое место занимает спорт в вашей жизни: 

А) ограничиваетесь ролью болельщика; 

Б) делаете зарядку на свежем воздухе; 

В) находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной. 

8. За последние 14 дней вы хотя бы раз: 

А) танцевали; 

Б) занимались физическим трудом;

В) прошли пешком не менее четырех километров. 

9. Как вы проводите летний отпуск: 

А) пассивно отдыхаете; 

Б) физически трудитесь, например в саду; 

В) гуляете и занимаетесь спортом. 

Обработка результатов

 

Каждый ответ оцените количеством баллов, указанных в таблице: 

 

 

6

А 

10 

20 

30 

30 

10 

 30

 10

 10

 10

Б 

30 

30 

20 

20 

20

 20

 30

 30

 20

В 

20

10

10

10

30

 10

20

 30

 30

 

Подсчитайте баллы.

Результаты теста: 

230-270 баллов. Вы набрали почти максимальную сумму баллов, и можно смело сказать, что вы умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что безусловно положительно сказывается на результатах служебной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придаст ей монотонность, напротив сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной. 

180-230 баллов. Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при всякой авральной работе. Важно, чтобы ваша служебная деятельность и семейная жизнь оставались уравновешенными и впредь. Но у вас есть еще резервы повышения работоспособности и производительности труда за счет разумной организации своей работы в соответствии с особенностями вашего организма. 

110-180 баллов. Вы середнячок, как и большая часть людей. Если вы и дальше будете жить в таком режиме, а лучше сказать – в такой запарке, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Задумайтесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные навыки и привычки. Примите совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра. 

Менее 90 баллов. По правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно-сердечно-сосудистые, то смело можете винить свой собственный образ жизни. Думаем, что и на работе дела у вас идут не лучшим образом. Вам уже не обойтись благими намерениями, несколькими взмахами рук по утрам. Нужен совет специалиста – врача. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть кризис и, пока не поздно, вернуть здоровье.

2. Большую роль отводим проведению родительских собраний в форме конференций, мастер-классов, круглых столов, с выполнением домашнего задания.

3. Используем в работе с родителями и наглядную информацию в виде оформленных консультаций и папок-передвижек.

4. Активизация родителей, способствует организация совместных мероприятий и конкурсов.

5. Особое значение в работе с родителями уделяем профилактике заболеваний детей.

Задание 4: Я предлагаю вам приступить к выполнению третей лабораторной работы и составить советы по профилактике заболеваний у дошкольника

«Практикантам» необходимо составить советы по сохранению зрения детей «Береги зрение детей»

«Экспериментаторам» составить советы по сохранению здоровья зубов «Красивая улыбка с детства».

Составить правила нужно так, чтобы эти правила были понятны, как родителям, так и детям. Можно рисовать писать и т.д., а потом представить нам. Приступаем.

Уважаемые лаборанты, эксперименты на сегодня закончены, предлагаю приступить к выполнению итоговой работы, составлению формулы «Здоровье сбережение дошкольника».

При составлении формулы вам помогут слова для справок, посмотрите, они у вас есть в журнале лаборанта. (Лаборатории представляют формулу здоровье сбережения дошкольника)

Заседание нашей лаборатории подходит к концу, цель, которая стояла перед нами, была выполнена. Нам удалось вывести формулу «Здоровья сбережения дошкольника». Надеюсь, эта формула будет верным помощникам в работе по формированию ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

А сейчас я предлагаю вам смоделировать карту ресурсов здоровья сбережения дошкольников. Посмотрите у вас на столах лежат заготовки карты в ней указаны 3 блока,

1 блок «Мне комфортно», 2 блок «Расту сильным и здоровым», 3 блок «Мы вместе» (работа с родителями) пожалуйста, из предложенной вам методической литературы, консультации и т.д. Составьте свою карту ресурсов распределяя те или иные методы и приёмы с детьми и родителями по блокам. Это будем вашей маленькой подсказкой в работе.

А теперь я предлагаю оценить работу нашего научно-исследовательского центра, а поможет нам в этом «Сыворотка правды», у вас на столах компоненты которые войду в состав сыворотки, выберите подходящие и поместите в сосуд.

А завершить мне хотелось бы маленькой притчей:

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её у мертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках создать в дошкольном учреждении такие условия, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников.

Задать вопрос