В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

CASE-STUDY как инновационный метод обучения иностранному языку

Авторы : Бирюкова А. А., Сидорова Т. В.

Журнал : 2024 Выпуск 1

Тема исследования является актуальной, так как учителя находятся в постоянном поиске инновационных методов обучения английского языка для повышения мотивации и успеваемости учащихся. Существует множество традиционных методик обучения иностранному языку, однако обучение в школе требует использования новых технологий в обучении.

Главной проблемой данного исследования является поиск оптимальных путей подачи информации для обучения языку в школе. Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку с помощью инновационных технологий. Предметом исследования является инновационный метод обучения – кейс-стади.

Целью нашего исследования является изучение метода кейс-стади и применение его на практике. В ходе работы над статьей были поставлены такие задачи:

  1. Рассмотреть метод кейс-стади в обучении иностранному языку и его этапы.

  2. Применить метод кейс-стади в обучении иностранному языку на практике.

Гипотеза исследования состоит в том, что если использовать метод обучения кейс-стади, то у учащихся повысится мотивация и успеваемость на уроках английского языка, они будут быстрее справляться с домашним заданием и активно участвовать в обсуждении разных актуальных тем во время урока.

В современную эпоху глобализации английский язык имеет большое значение. Независимо от того, как кто-то воспринимает английский в качестве второго иностранного языка, во всем мире многие люди заинтересованы в изучении этого языка как основного [3].

Одним из вариантов преподавания английского языка в школе является использование ситуационного метода или метода кейс-стади.

Метод кейс-стади, или метод ситуационного анализа, – это техника активного обучения, при которой используются конкретные учебные ситуации при организации процесса обучения, нацеленного на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Это тоже один из действенных способов, стимулирующих учащихся к активной речевой деятельности, самостоятельному мышлению. Английское слово «case» означает случай [6, c. 464]. Таким образом, идея метода кейс-стади заключается в том, что учащиеся получают текст с ситуацией и проблемой в ней, с которой необходимо помочь. Учащимся предлагается обсудить проблему и найти неограниченное количество решений этой проблемы.

Впервые такой метод был использован в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году [1]. Этот метод широко распространен на Западе в рамках гуманистической педагогики. Он предполагает дискуссию по поводу возникающей проблемной ситуации. Метод кейс-стади (ситуационного анализа) довольно широко применяется не только в практике обучения, но и в большой науке [4].

Кейс обязательно включает в себя конкретную ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни), контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места), комментарий ситуации, представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом. Также кейс могут сопровождать приложения (видео/текст, где представлены варианты решения будущей проблемы, текст с проблемой, задания к нему, опоры для речи лидеров и для обсуждения вариантов решений в группах) [1]. Лицо, принимающее решения, столкнувшееся с ситуацией, описанной в конкретном случае, может выбирать между несколькими альтернативными вариантами действий, и каждый из этих альтернатив может быть обоснованно подкреплен логическим аргументом [3].

Кроме того, нами были проанализированы факторы создания ситуации текста для урока по методу кейс-стади, созданные К. Ф. Херрайдом:

Ситуации должны быть актуальными для сегодняшнего дня;

  • хорошая ситуация рождает чувство симпатии к главному герою;

  • хорошая ситуация содержит диалог;

  • хорошая ситуация учитывает интересы учащихся;

  • хорошая ситуация должна отражать определенные дидактические цели;

  • хорошая ситуация предполагает обязательное решение заложенной в ней проблемы;

  • хорошая ситуация должна предполагать обобщение фактов и выводы [2].

Также были выделены этапы для работы с кейс-стади. На вводном (самом первом этапе) происходит деление учащихся на малые группы, выбор лидера, знакомство учащихся с содержанием кейса. На следующем - основном этапе работы начинается непосредственно работа с текстом, выделение проблемы, обсуждение и разработка решений проблемы кейса в группе, подготовка к презентации решений в классе. Затем идёт завершающий, последний этап работы с кейсом. На данном этапе учащиеся представляют в классе свои решения проблемы, после чего происходит обсуждение и выбор наиболее подходящих решений. В качестве домашнего задания следует закрепить пройденный в классе материал [5].

В ходе педагогической практики нами был разработаны и успешно применены уроки с использованием кейс-метода. Представим результаты одного из них.

Тема урока - «Responsable shopping». Урок рассчитан на 40 минут. Задачами урока являются:

  1. Способствовать развитию умений в чтении (с использованием современной технологией ситуативное обучение/«Case Study»): совершенствовать умения понимания основного содержания текста, вычленения главной информации, отделения ее от второстепенной; совершенствовать умение вычленять смысловые вехи, понимать причинно-следственные связи текста, понимать основную мысль текста, понимать посыл текста).

  2. Способствовать развитию умений монологической речи на базе услышанного, прочитанного текста «How to be a responsible shopper» по теме «Responsible shopping» на уровне 3 (развёрнутое монологическое высказывание с использованием опор).

  3. Способствовать развитию умений письменной речи: writing a letter.

Предварительно в классе вместе с учителем изучается лексика и происходит работа с текстом с необходимой информацией, и выполнены задания к тексту.

В начале урока проходится две игры, которые помогают учащимся вспомнить необходимую лексику и вводные слова.

Затем учащиеся делятся на группы, в каждой группе выбирается лидер. После этого ученикам раздаётся текст с проблемой. Дети читают текст, отвечают на вопросы (для проверки общего понимания), выделяют проблему. В качестве проблемы выбирается ситуация, в которой учащиеся должны помочь своему иностранному другу сделать покупки, но при этом стать ответственным покупателем. Учащиеся обсуждают решения проблемы в группах. Лидеры представили эти решения в виде монологической речи, а также продублируют их на доске. В результате обсуждения этих решений с учителем были выбраны наилучшие варианты. В качестве домашнего задания детям необходимо написать письмо-ответ иностранному другу и дать советы, которые выбраны во время урока. В конце урока дети оценивают свою работу в классе и поделились своими впечатлениями от занятия.

Таким образом, в конце данного урока, учащиеся высказали положительные мнения по теме и организации прошедшего занятия, несомненно, мы и в дальнейшем планируем применять данный метод для обучения английскому языку. Нами был сделан вывод, что кейс-метод активизирует не только теоретические знания, но и практический опыт учеников, кроме того развивает их творческий потенциал, умение выступать перед аудиторией, лидерские качества. Мы, несомненно, рекомендуем учителям использовать данный метод на своих уроках английского языка. Однако применение кейс-метода требует от учителя больше времени на подготовку в отличие от обычного урока, это стоит учитывать при создании кейса. Во время урока этот метод интересен как для учителя, так и для учащихся, которые стремятся получить хорошие оценки.

Литература:

  1. Абрамова, С. Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка / С. Ю. Абрамова, Ю. В. Белозерова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 94-96. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 18.12.2023).

  2. Бычкова В. О., Технология использования Кейс-стади на занятиях по ИЯ в средней образ. школе, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispolzovaniya-keysov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 18.06.23).

  3. Куимова, М. В. The use of case study method in teaching English as a foreign language in technical university / М. В. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 82-86. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/13/1176/ (дата обращения: 20.12.2023).

  4. Обучение в сотрудничестве (CooperativeLearning) / под ред. Е. С. Полат. –Москва , 2007.

  5. Сычева Д. В., Хотулёва О. В., Зырков И. Е., «Структура Кейс-Технологии и её преимущества как метода обучения в совр. школе», 2020 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-keys-tehnologii-i-ee-preimuschestva-kak-metoda-obucheniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 20.12.2023).

  6. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск : Титул, 2010. – 464 с.