Журнал Информ-образование
Семинар-практикум для педагогов дошкольной организации "Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор : Гаар Т. В.
Журнал : 2024 Выпуск 1
Технологии деятельностного типа - основная цель и результат их применения не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности.
Проект - дидактический метод, который представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную и осознанную самими детьми, потому что им интересно найти пути ее решения.
Разработкой проектных технологий занимались:
-
Полад Е.С. (виды проектов)
-
Евдокимова Е.С.(уровни развития проектной деятельности)
-
Селевко Г.К. (классификация технологий деятельностного типа)
-
Свирская Л.
-
Поддьяков А.Н.
-
Савенков А.И.
-
Веракса Н.Е.
-
Деркунская В.А.
-
Пахомова Н.Ю.
Виды проектов
(по характеру доминирующей в проекте детской деятельности)
-
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
-
информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания);
-
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Уровни развития проектной деятельности (по Евдокимовой Е.С.)
Возрастные особенности детей |
Методика проектной деятельности |
Подражательно-исполнительский (от 3,5 до 4, 5 лет) |
|
не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей; активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников; осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. |
интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей постановка цели проекта, его мотивация; привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана; совместное движение взрослого и детей к результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. |
Развивающий (конец 5 года жизни) |
|
могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т. к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт: общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности – умеют согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь;
способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности; |
выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон; совместное определение цели проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы развития проекта |
Творческий (коней 6, 7 год жизни) |
|
способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей |
постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми), проблемы отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон; самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу; обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; определение перспективы развития опыта. |
Этапы
-
Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
-
Постановка проблемы.
-
Постановка цели.
-
Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
-
Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
-
Промежуточное обсуждение полученных данных.
-
Защита проектов.
-
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Мотивационная составляющая сотрудничества (три типа мотивации):
Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций - удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений.
1 тип мотивации – ИГРОВАЯ.
Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.
Игровая мотивация для решения интеллектуальных, умственных задач
2 тип мотивации – мотивация ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ.
Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.
3 тип мотивации – мотивация ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ.
Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.
Продукты детской проектной деятельности
-
альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето» и др.);
-
«временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»);
-
выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея и др.);
-
выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг («Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» (об истории создания бытовых приборов) и др.);
-
изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений);
-
проспекты (например, «Наши меньшие братья» (о домашних животных), «Наши лесные друзья» (о диких животных), «Военная техника», «Автомобили» и др.);
-
макеты;
-
коллажи.
Алгоритм
Шаг 1
Выбор темы проекта, мотивация детей к совместной деятельности с учётом выбранного типа мотивации.
Шаг 2
Формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).
Шаг 3
Заполнение карты детских идей.
Для проекта практической направленности
ЧТО? |
ИЗ ЧЕГО? С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? |
КТО? |
|
|
|
Для проекта информационной направленности
Что уже знаем? |
Что хотим узнать? |
Где найдем информацию? Что нужно сделать, чтобы узнать? |
|
|
|
Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.
Шаг 4
Составление плана проекта.
В процессе неформального общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, что потребует помощи взрослых, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте). План проекта может быть записан (текстово или символически) и помещен на информационное поле проекта вместе с картой идей.
Планирование
В календарно-тематических планах прописывается:
-
Создание соответствующей предметно-развивающей среды через наполнение образовательных центров.
-
Предполагаемая работа с родителями в рамках реализации проекта. Важно! Работа носит адресный характер (именной) и заключается не только в просьбах о помощи.
-
В первый день в блоке ОДРМ прописывается мотивационная ситуация, в блоках НОД и ОДРМ образовательная и совместная деятельность, связанная с реализацией проекта.
НОД |
ОДРМ |
Понедельник |
Мотивационная ситуация |
Пятница |
Итоговое мероприятие |
Важно! В планах должна фиксироваться индивидуальная (подрупповая) работа детей над проектом.
Проект должен пройти через все виды детской деятельности, для этого может быть составлена карта коллективных видов деятельности:
Игровая |
Двигательная |
Коммуникативная |
Познавательно-исследовательская |
Продуктивная |
Трудовая |
Музыкально-художественная |
Чтение художественной литературы |
Шаг 5
Проживание темы проекта (реализация проекта).
Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.
Важно! Все образовательные моменты выстраиваются в логике личностно-ориентированного и деятельностного подходов!
Шаг 6
Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:
-
Анализ карты идей (что получилось, что нет и почему).
-
Обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности.
-
Создание момента эмоционального переживания полученных результатов.
-
Организация ситуации поощрения и награждения, чаепитие.
-
Презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).
ВАЖНО! Полученный продукт помещается на видное место и используется детьми в самостоятельной деятельности.
Главное:
-
Научить детей мыслить.
-
Находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей действительности.
-
Уметь предвидеть результат.
-
Устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь:
-
Увидеть проблему.
-
Обозначить задачу.
-
Наметить пути её решения.
-
Пройти этот путь.
-
Получить удовольствие от результата.
Желаю творческих успехов в освоении проектных технологий!
При разработке памятки были использованы материалы курса «Проектирование педагогического процесса в условиях реализации ФГТ: методический аспект» (Институт дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская гуманитарная академия образования»)