В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа

Автор : Комова Е.

Журнал : 2024 Выпуск 1

Цель урока: прояснить характер отношений и мотивировку поступков героев.

Методические приемы: аналитическое чтение, беседа по вопросам

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя


- Мы продолжаем разговор о незаконченном романе А.С.Пушкина «Дубровский». С  этим жанром  мы встретились впервые. Спецификой жанра является сложность, разветвленность сюжета, повествование о жизни многих действующих лиц, а судьбы героев переплетаются.

Докажите, что произведение, которое мы изучаем,  - роман.

 - В 11 главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова, то есть хронологическая (временная) последовательность событий нарушена.

 Зачем Пушкин переставил события?

 - А части повествования автор расположил в определенном порядке, который носит название композиция. (Записываем определение в тетрадь, читаем в учебнике).

 - Но кого же сам Пушкин называет истинными героями произведения? Найдите строчки, подтверждающие это. (3 гл – «Но пора читателя познакомить с настоящим героем повести» - о В.Дубровском, 8 гл – «…дочь Кирила Петровича…есть героиня нашей повести» - о Маше).

 - Итак, сегодня в центре нашего урока одна из интереснейших сюжетных линий романа – любовная – и ее главные герои Владимир и Маша. Нам предстоит очень интересная работа: проанализируем главы романа, чтобы раскрыть характер отношений между главными героями, прояснить мотивировку поступков.

Обратимся к тексту произведения.

3. Работа по теме урока.

- Как вы думаете, что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова? Почему он не стал мстить своему врагу?

( 12 гл : «…я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию. Что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем  доме»)

 - По этому поступку определите характер отношения Дубровского к Маше.

 - Как Маша отнеслась к появлении. Нового человека в доме? Подтвердите текстом.

 - Отчего вдруг Маша обратила внимание на молодого француза? Какое событие обратило заставило ее изменить свое отношение к учителю?

 - Да, это эпизод с медведем. Сейчас посмотрим фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский ( обратите внимание на название, которое обсудим позже). Подумайте, какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей комнате».

 - «Маша  в него  влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь». Как вы думаете, почему Пушкин выбирает глагол «влюбилась», а не «полюбила», не усиливает словами «пылко, страстно»? Зачем Дефорж  назначает Маше свидание в лесу?  Что рассчитывала услышать Маша? А что услышала? Обратимся к тексту и найдем ответ на вопрос:»Почему Владимир Дубровский отказался от мести?» (12 гл)

 - Развивая сюжетную линию именно так. К какому выводу приводит своих читателей Пушкин? (Любовь рождает самые лучшие чувства)

 - Нам ясны чувства Владимира ? Какие слова передают его состояние?

 - Но «Марья Кириловна стояла неподвижно» о чем это говорит?

 - как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Владимиру?

 - Какое событие послужило причиной второго свидания героев?

 - Зная , что отец насильно выдает любимую замуж, испытывает ли Владимир к нему ненависть?

- А что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? Как эти поступки характеризуют Машу?

 - Кто еще обязан жизнью Маше?

 - При каком условии она соглашается на побег с Дубровским?

 - Обратим внимание на конец 14 гл. О чем рассуждает Маша? Любит ли Маша Дубровского?

 - Как по-вашему, почему, когда Маша все же решилась обратиться за помощью к Дубровскому, Владимир в такой судьбоносный момент опаздывает к любимой и венчание Маши и Верейского состоялось?

 - Смотрим эпизод художественного фильма и думаем над вопросом:

«Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира?»

 - Почему же Пушкин не оставил своего героя вот главе взбунтовавшихся крестьян? (отношение Пушкина к бунту)

 - Какие качества характера на протяжении всего романа проявляет Владимир?

 - Каково отношение автора к своему герою-разбойнику?(вспомните название фильма)

 - Какова главная мысль произведения?

4. Подведение итога урока.

 - Итак, мы проделали большую работу, и вы с нею справились . Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Мы узнали. Что лучшие герои Пушкина человечны и благородны. Как бы ни складывались обстоятельства, понятия чести и благородства остаются превыше всего.

Домашнее задание:  составить план ответа по теме «Взаимоотношения главных героев»;главные эпизоды, озаглавить их.
Задать вопрос