Журнал Информ-образование
«Спортивный лабиринт» как метод запоминания правописания слов в начальной школе
Автор : Борисов М. А.
Журнал : 2023 Выпуск 2
В настоящее время проблема в обучении детей правописанию приобретает особую важность. Наиболее полно и отчетливо ребенком запоминается, то, что было ему интересно. Знания, полученные без интереса, не становятся полезными и со временем забываются.
Основная цель спортивного лабиринта – помочь ученикам запомнить орфографию слов в игровой форме.
Задачи:
-
Обучение правильному написанию слов
-
Развитие пространственного мышления
-
Развитие мотивации учебной деятельности
-
Самостоятельное добывание знаний
-
Развитие внимания и памяти
-
Учиться находить и исправлять орфографические ошибки
-
Развитие коммуникации
Пришла идея взять за основу спортивное ориентирование и соединить его с правописанием. Спортивное ориентирование – это вид спорта, где спортсмену необходимо при помощи спортивной карты и компаса пройти заданный маршрут, собрав поочередно все контрольные пункты и успешно добраться до финиша. В спортивном ориентировании органично сочетаются физическая и умственная деятельность. Данный вид спорта развивает реакцию, умение думать на ходу и навык ориентирования на местности. Вместо контрольных пунктов ученикам предстоит находить буквы и составлять из них слова.
Первым этапом реализации идеи стала беседа с педагогическим коллективом и сбор информации, по словарным словам, которые вызывают сложность при написании. Слова были упорядочены по возрастам для 2, 3 и 4 классов. Таблица 1.
2 класс |
3 класс |
4 класс |
герой деревня воробей молоко обед овощи посуда сосед |
овёс молоток топор сейчас солдат огород огурец опушка |
матч перрон обида отечество комета конверт район секунда |
Вторым этапом стала зашифровка слов в лабиринте. Рис. 1
Треугольником на карте изображен старт. Круги с буквами (контрольные пункты). Они представляют из себя конусы с наклеенными буквами, которые расставлены по залу в соответствии с картой. Данная карта составляется для учителя, и ученики её не видят.
Далее были составлены индивидуальные маршруты для учеников разных классов, в которых были зашифрованы словарные слова. Задача заключается в том, чтобы пройти заданный маршрут от треугольника (старта) до последнего пункта и составить слово. На карте контрольные пункты, которые необходимо найти обозначены цифрами по количеству букв в слове и соединены линиями. Самих букв на карте учеников нет. Рис. 2
Сложность заключается в том, что помимо своих контрольных пунктов в зале находятся «ложные» пункты с совершенно другими буквами (пустые круги без цифр). После успешного прохождения маршрута ученик записывает расшифрованное слово в карточку участника (Таблица 2) и переходит к следующему варианту. Ответы на все маршруты находятся у учителя, который сверяет их с теми словами, которые записаны у детей в карточке.
Рис. 2
Таблица 2
Фамилия, Имя |
|
№ 1 |
|
№2 |
|
№3 |
|
№4 |
|
№5 |
|
№6 |
|
№7 |
|
Ученики, которые справились со всеми заданиями без ошибок, могут сами составить маршрут для своих одноклассников. Им будут предложены чистые карты Рис. 3 и фломастеры. Необходимо составить слово из букв, которые написаны на конусах и перенести этот маршрут на карту.
Рис. 3
Постепенно задания усложняются. Маршруты составляются с ошибками в словах, которые детям необходимо найти и исправить.