В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Использование сетевых сервисов на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

скачать

Автор : Дуденкова Е.Е.

Журнал : 2023 Выпуск 1

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи

(американский философ, психолог и педагог)

 

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. За короткие сроки обучения необходимо получить большой объем информации, современные условия образовательного процесса предъявляют жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные. Мы все хорошо знаем, что в основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который в первую очередь основан именно на интерактивном обучении.

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. То есть интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это не только делает продуктивным процесс обучения, но и в целом реализует основные цели ФГОС по развитию способностей и интересов учащихся.

В ходе диалогового обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся в том или ином социальном пространстве. В современной школе все большее значение приобретают различные формы тестов в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является тестирование. Реальность требует формировать у учащихся навык постоянной работы с тестовыми заданиями. Основным инструментальным средством организации такого контроля являются образовательные Интернет-ресурсы. Электронные варианты особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Интерактивные обучающие задания способствуют повышению уровня информационной и коммуникативной грамотности учителя и учащихся и направлены на решение важнейшей задачи образования – научить выпускника школы плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации. Развивая информационную компетентность, комплексные мультимедийные обучающие ресурсы создают условия для увлекательного обучения. Неоспорим тот факт, что применение интерактивных тестов – один из способов развития ключевых компетенций. Такая форма обучения и контроля знаний учащихся вызывает интерес и способствует решению образовательных задач школы.

Современное электронное обучение ставит в центр учебного процесса взаимодействие учащихся между собой и учителями на основе «сетевых сервисов»:

  • WEB 2.0,

  • блогов,

  • WiKi,

  • общих закладок,

  • подкастов,

  • социальных сетей

  • программ MyTest, Power Point и других.

Эти программы распространяются бесплатно, и их может использовать каждый учитель. Кроме того, к созданию тестов можно привлекать учеников. В этой среде знания формируются совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента.

Термин «Сетевые сервисы» или «Веб 2.0» в научные круги ввел Тим О’Райли (Основатель O’Reilly Media, сторонник движений за свободное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым исходным кодом в публикации), который связывал появление большого количества сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития Интернет-сообщества. «Web 2.0» – это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Важной чертой web 2.0 есть принцип привлечения пользователей к наполнению и многоразового использования контента.

Почему дистанционное тестирование востребовано в наше время? Оно имеют ряд особенностей и преимуществ:

  • разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве;
  • освоение обучающимися образовательных программ по месту жительства при доминанте самостоятельной работы;
  • самостоятельное приобретение знаний не носит пассивный характер, напротив, обучающийся с самого начала вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение;
  • создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты, созданные с помощью облачных технологий, сервисов Web 2.0, работа с которыми может быть легко организована в домашних условиях;
  • электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;
  • выполнение тестовых заданий с помощью электронных средств связи в любое удобное время;
  • наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.
  • увеличение доступности использования дополнительного материала учащимися для углубленного изучения отдельных тем и разделов общеобразовательных предметов.
Вовлечение обучающихся в процесс тестирования направлено на достижение следующих образовательных результатов:

личностных:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов и электронных средств в учебной и практической деятельности;
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
  • активизация работы по усвоению учебного материала.

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Достижение предметных результатов определяется учебной программой по предмету, в соответствии с которой разрабатывается дистанционное тестирование.

В разработке интерактивного тестирования вам помогут разнообразные ресурсы. Google Формы — один из таких ресурсов: простой и эффективный инструмент, который всегда под рукой у любого владельца Google аккаунта.

С помощью данного инструмента можно создавать всевозможные тесты по школьному предмету легко, бесплатно и без регистрации на дополнительных сервисах.

Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества. С помощью сервисов Google можно организовать различную коллективную деятельность.

На своих уроках я активно использую Гугл-формы для проверочных работ по обществознанию и истории. Например, это:

  1. Проверочная работа по обществознанию «Экономика семьи» (9 класс);
  2. Проверочная работа по истории «СССР в годы становления: индустриализация и коллективизация» (10 класс);
  3. Проверочная по истории «Фараоны и Боги Древнего Египта» (5 класс);
  4. Проверочная работа по истории «Правление Екатерины II» (11 класс) и многие другие.

Проверочные создаются с выбором одного верного ответа или нескольких верных ответов, сопоставления терминов из одного столбца и расшифровкой их из другого. А также можно вставлять в тесты изображения, выбирать из них верное, или поставить в хронологической последовательности. Проверочная предусматривала и вопросы с развернутым ответом. Результат вы видите сразу: вам доступны ответы всех учащихся в виде диаграмм, экселевского файла, с подсчитанными баллами.

Примечательно, что не только учащиеся старших классов тестируются при помощи гугл-форм, но и средняя школа, в том числе и пятиклассники. Тестирование по пройденным темам можно как давать в виде домашнего задания, так и очно во время уроков. У каждого ребенка сегодня есть гаджет с выходом в интернет, поэтому воспользоваться проверочными не составит труда в начале или конце урока. Тем же учащимся, у которых нет выхода в интернет на уроке, можно предоставить возможность решить тест за школьным компьютером.

Таким образом, хочется сказать, что постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей.

Литература

  1. Дуккардт А.Н., Саенко Д.С., Слепцова Е.А. Облачные технологии в образовании // Открытое образование. 2014. № 3. С. 68-74.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». [Электронный ресурс]. https://platonsk.68edu.ru/wp-content/uploads/2020/09/sanpin.pdf (дата обращения 04.05.2023).

  3. Облачные технологии как средство сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост.: Н. В. Шпарута, М. Б. Медведева, Л. И. Долинер. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018.

  4. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е.Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М.: Интуит.ру, 2007.

  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

  6. Сетевой сервис «Google Формы». [Электронный ресурс] https://docs.google.com/forms (дата обращения 04.05.2023).

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения 04.05.2023).

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения 04.05.2023).