В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Познавательно-творческий проект «В гостях у сказки»

Автор : Горяйнова Н.А.

Журнал : 2023 Выпуск 1

Введение

Актуальность проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Продукт проекта

Главы основной части

Заключение

Библиографический список

Введение

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

(Алексей Николаевич Толстой)

Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Младший дошкольный возраст - особый возраст. В этот период происходит формирование основных качеств личности и огромным счастьем для ребенка становится встреча со сказками, цель которых, как писал К.И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! Ребенок, общаясь со взрослыми, перенимает у них не только умение ходить и разговаривать, но и нравственные нормы. Как же развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции, дружелюбие в современном мире? На своем опыте мы убедились, что начинать нужно со знакомства детей с русскими народными сказками. Почему именно так? Да потому, что сказки - богатейший источник чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Психолог К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны, сюжеты сказок переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, у детей появляется нравственный опыт. Сказка формирует у детей правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе.

Информационная карта проекта:                                                 

Вид проекта: групповой, среднесрочный

Тип проекта: познавательно-творческий проект

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Возраст детей: 3 года

Место реализации: ГБОУ школа 1568, Д/О 1, группа 1

Продолжительность проекта: среднесрочный

Срок реализации: 14.02.2022- 29.04.2022 г.

Актуальность проекта:

Начиная работать с новой группой детей и уже планируя проект «В гостях у сказки», мы решили провести анкетирование среди родителей воспитанников. Вопросы анкеты: как часто вы читаете своим детям, много ли книг у вас дома, назовите свою любимую книгу. И получив ответы мы убедились, что идем в правильном направлении и наш проект актуален.

Ответы родителей:

Читать ребенку нет времени- ответили 63%

Книг дома мало- ответили 55%

Назвали любимую книгу 50% опрошенных.

На сегодняшний день, многие дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени почитать ребенку книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Как же воспитать любовь к книге? Что мы можем сделать на уровне ДОУ?

В проекте мы отразим ответы на эти вопросы.

Гипотеза

Посредством художественно-эстетического развития можно привить детям любовь к русским народным сказкам, можно привить интерес к чтению художественной литературы.

Цель:

Создание условий для проявления детского интереса к сказкам и чтению художественной литературы.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

  • Работа над звукопроизношением, развитие звуковой культуры речи детей, работа над связной речью

  • расширять представления детей о русских народных сказках

  • учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям

  • учить пересказывать содержание

  • учить детей выражать свое отношение к героям сказки.

2. Развивающие:

  • развивать речь, активизировать словарный запас.

  • развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.

  • развивать фантазию, воображение.

  • развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству

  • воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и родителями.

Ожидаемые результаты:

Для детей

Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание. Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.

Проявляют умения и творческие способности в продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация.

Дети эмоционально откликаются на прочитанную воспитателем сказку, активно отвечают на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривает иллюстрации к художественному произведению, рассуждают, приобретают умения решать проблемные ситуации, сопереживают героям сказок.

Для родителей:

У родителей сформирован интерес к теме проекта, родители участвуют в мероприятиях группы - конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.

Для педагогов:

  • Расширить и творчески применить знания детей о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.

  • Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.

  • Распространение педагогического опыта.

Продукты проекта:

Педагоги: картотека «Пальчиковые игры на основе сказок», картотека «Подвижные игры по сказкам».

Составление комплекса утренней гимнастики по сказкам.

Плакат «В мире сказок», «Развиваем речь играя»

Брошюры «Развиваем нравственные качества через сказку»,

«Читаем вместе с мамой».

Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»

Дети:

  • игрушки из бросового материала «Мой любимый сказочный герой»

  • рисование комочками бумаги: «Мишка»,

  • рисунки: «Колобок-румяный бок», «Терем-теремок», «Лисичка-сестричка», «Маша и медведь», «Посуда для трех медведей»

  • поделки из глины и пластилина: «Козлик», «Зайка серенький», « Бычок-черный бочок», «Петушок-золотой гребешок»

  • коллективная работа: аппликация «Волк и семеро козлят».

Родители и дети: рисунки на тему: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Я читаю вместе с мамой», изготовление книжек-малышек.

Формы работы:

  • словесные (беседы, рассуждения);

  • наглядные (иллюстрации, картинки, презентация);

  • метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение);

  • практические (рисунки, поделки).

Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуг «Сказка в гости к нам пришла»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Определение темы проекта, постановка цели и задач.

  • Определение и формулировка ожидаемых результатов.

  • Подбор литературы и демонстрационного материала по теме проекта.

  • Разработка конспектов бесед и занятий.

  • Подготовка презентации «По страницам русских народных сказок».

II этап - основной

-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников по теме.

План мероприятий

  • знакомство с русскими народными сказками в группе и дома

  • чтение стихотворений о героях сказок

  • инсценировка русских народных сказок с использованием различных видов театра

  • разучивание потешек: «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту

  • организация игровой деятельности: дидактические игры, подвижные игры

  • составление комплекса утренней гимнастики по сказкам

  • раскрашивание персонажей сказок

  • выполнение совместной продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование)

  • конструирование: «Теремок»

  • составление сказок из кубиков

  • выставка книг: «Русские народные сказки», подбор русских народных сказок для младшего дошкольного возраста для мини-библиотеки

  • инсценировка сказки «Теремок» с музыкальным сопровождением;

  • инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

  • составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения

  • слушание музыкальных произведений.

Беседы:

  • «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»

  • «Почему я люблю этого героя»

  • «Кто рисует картинки к сказкам»

Занятие по художественному творчеству:

  • Рисование, лепка, аппликация.

Организация игровой деятельности:

настольно-печатные игры:

  • «Любимые сказки», «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени)

  • «Сказки о животных»

  • «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками)

  • кубики «Любимые сказки».

  • Пальчиковые игры по мотивам народных сказок

  • игры - пантомимы

  • дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку»

  • подвижные игры: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.

Решение проблемных ситуаций: «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

III этап – заключительный

  1. Оформление выставки рисунков «Мой любимый герой русской народной сказки».

  2. Досуг «Сказка в гости к нам пришла».

  3. Обобщение педагогического опыта, создание презентации - отчета по проекту.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • иллюстрированный материал, дидактические игры, настольно – печатные игры, мультимедийное оборудование, фотоаппарат, литературный материал, наглядно-дидактические пособия, наглядно-демонстрационные материалы, атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр, методические разработки для родителей, детей, педагогов.

Результаты:

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

Дети: заинтересованно слушают сказку, высказывает своё отношение к героям сказки. Активно пользуется средствами выразительности и образности речи, некоторые дети употребляют пословицы, присказки. Умеют разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. Чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Умеют отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героев сказок.

Родители: с интересом участвовали в проекте, у многих изменилось мнение о значении русских народных сказок для развития и воспитания детей. Анкетирование в конце проекта показало, что читать ребенку дома стало более 70% опрошенных.

Заключение:

Реализуя данный проект, мы еще раз убедились, что проектный метод в ДОУ позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете и использовать эти знания. Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители воспитанников и многие семьи приняли активное участие в проекте. Данный проект расширил кругозор не только детей, но и взрослых.

Посредством художественно-эстетического развития можно привить детям любовь к русским народным сказкам, можно привить интерес к чтению художественной литературы.

Литература:

  1. Абрамова Л. П., Агаян Г. Г. и др. Книга-мечта о пальчиках. Энциклопедия пальчиковых игр для тех, кому от 0 до 7. М. : Издательский дом «Карапуз», 2009.

  2. Большакова Т. В. «Учимся по сказке». – Спб, 2006.

  3. Егорова Т. А. «Комплексные занятия по сказкам для детей 3-5 лет» - М., 2003.

  4. Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 224 с. 

  5. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2008. - 202 с. 

  6. Колодина Д. Н. Лепка с детьми 3-5 лет. - М., 2012.

  7. Колодина Д. Н. Рисование с детьми 3-5 лет. - М., 2012.

  8. Короткова Э. П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»- М.: Просвещение, 2012. 

  9. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 320 с. 

  10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, 2012. - 144 с. 

  11. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. - М.: Скрипторий, 2003. 

  12. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 96 с.

  13. Ушакова О. С. программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1997.