В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Сценарий проведения военно-спортивных игр «Десант» (3-4 классы) и «Десант из детсада» (подготовительная группа)

Автор : Ситникова Г.Ю.

Журнал : 2022 Выпуск 2

Дата публикации :  27 Декабря 2022

Цель: поиск инновационных форм и методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников.

Задачи:

  • приобщение дошкольников и младших школьников к историческому, духовному и культурному наследию России;

  • воспитание уважения к защитникам Родины;

  • формирование физических, волевых и нравственных качеств.

Сценарий открытия  игры

Перед открытием игры команды выстраиваются, затем, после приглашения ведущего, во главе с командирами отделений выходят строем под марш (Марш Преображенского полка).

Ведущий:

Внимание! Команды к открытию военно-спортивной игры «Десант» («Десант из детсада») приготовиться! На торжественное открытие приглашаются команды:

(далее ведущий называет команды, которые строем под марш выходят и встают на своё место).

Ведущий:

Командирам отделений доложить о готовности к соревнованиям!

Доклад командиров отделений

(командиры отделений делают 2 шага вперёд и докладывают офицеру военного комиссариата о готовности):

Товарищ судья, команда «название»  школы (детского сада) ___________ к проведению военно-спортивной игры «Десант» («Десант из детсада») построена. Командир отделения ________ .

Офицер военного комиссариата докладывает военкому о готовности команд.

Военком:

Здравствуйте,  товарищи юнармейцы!

(хором приветствие юнармейцев)

Поздравляю вас с началом  военно-спортивной игры «Десант» («Десант из детсада») (хором троекратное «ура»).

Офицер военного комиссариата:

Равняйсь! Смирно! Право поднять Государственный флаг Российской Федерации предоставляется командирам отделения ______________, победителя игры прошлого сезона.

(командиры отделений подходят к флагштоку, звучит Гимн Российской Федерации, подъём Государственного флага, после окончания ритуала подъёма флага офицер даёт команду «Встать в строй!», командиры отделений возвращаются к своим командам, звучит команда «Вольно!»)

Ведущий:

Военно-спортивная игра «Десант» («Десант из детсада») объявляется открытой. Слово для приветствия предоставляется _________ (военному комиссару г. Онеги,  начальнику управления образования или кому-то ещё из почётных гостей).

Гости выступают с приветственным словом.

Ведущий:

По плечу победа смелым,

ждёт того большой успех,

кто, не дрогнув, если нужно,

 вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход этапов

без промашки проследит.

Кто окажется сильнее,

тот в бою и победит.

Сейчас я познакомлю вас с судейской коллегией.

Ведущий представляет судей.

Ведущий:

Наш первый конкурс будет называться «Аты-баты, мы солдаты» (строевой смотр). Для определения порядка выступлений в этом конкурсе и конкурсе художественной самодеятельности  «На привале» необходимо провести жеребьёвку. Прошу командиров отделений подойти ко мне.

Командиры отделений подходят, происходит жеребьёвка.

Офицер военного комиссариата:

Команды, равняйсь! К началу соревнований подготовиться. Вольно! Разойтись!

Содержание основных конкурсов

1 конкурс.  «Аты-баты, мы солдаты» (строевой смотр)

- Отделение построено на месте проведения этапа «Аты-баты, мы солдаты» в одношереножном строю;

С этого момента начинается оценка конкурса.

Командир строевым шагом, выходит на середину строя, поворачивается к нему лицом и командует: «Отделение! Равняйсь! Смирно! Равнение на середину!», поворачивается кругом и докладывает:

Товарищ_____________ ! Команда детского сада «название д/с»(название школы) «название команды» для строевого смотра  построена. Командир отделения __________.

Судья: «К выполнению строевых приёмов приступить!»

Командир: «Есть!», поворачивается к отделению и подаёт команды для выполнения приёмов строевого смотра.

- Отделение! Равняйсь! Смирно!

- Наша команда «название (произносят хором)», наш девиз  «……произносят хором».

-  На первый-второй рассчитайсь (расчёт)

- В две шеренги – стройся!

- В одну шеренгу – стройся!

- В две шеренги – стройся!

- Направо! Направо!

- Налево! Налево!

- Кругом! Кругом!

- Направо!

 Командир отделения встаёт перед строем

- Отделение! Равняйсь! Смирно!

- Шагом марш! (проходят половину круга, после чего звучит следующая команда)

- Отделение, песню запевай!

После выполнения упражнений отделение возвращается на исходную позицию.

- Отделение, на месте стой!

- Налево!

- Отделение! Равняйсь! Смирно!

 Командир докладывает об окончании выполнения упражнения не выходя из строя.

Товарищ_____________ ! Команда детского сада(школы) «название д/с» «название команды»  строевой  смотр  закончила. Командир отделения __________.

Командир  получает команду «Вольно!», уводит  отделение к месту отдыха. 

(Отличие в выполнении упражнения  для дошкольников и младших школьников состоит в том, что для воспитанников детского сада командир отделения использует счёт, например «В две шеренги становись, раз-два»)

Протокол оценки  этапа (5-ти балльная система)

п/п

команды

Рапорт командира

Название, девиз

Расчёт

Повороты на месте

Построение из 1 в 2 шереножный строй

Размыкание, смыкание строя

Движение с песней

Изменение направления движения

Дисциплина строя

Внешний вид

Действия командира

Сумма баллов

Место

Примечания

1.

Этап  «Марш-бросок»

На этом этапе проводится эстафета, состоящая из 4 конкурсов:

  • «Солдатский вещмешок»

Принимает участие вся команда. Необходимо принести в  вещмешок необходимые солдату предметы.

Схема этапа:

В обруче лежат предметы: коврик, спальный мешок, компас, котелок, мыло, зубная паста, спички, полотенце, зубная щётка, ложка, кегля, мягкая игрушка, цветок.

В результате в вещмешке должно оказаться 10 предметов, если команда принесла меньше или взяла лишний предмет, то начисляется штраф.

  • «Секретный пакет»

Принимает участие вся команда. Дети по очереди пробегают дистанцию, передавая в качестве  эстафетной палочки «секретный пакет», последний прибежавший открывает пакет, и вся команда складывает разрезанный на части рисунок.

Старт >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Финиш <<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

В секретном пакете могут быть разные изображения по тематике соревнований, разрезанные на равные части.

Побеждает та команда, которая первой сложила  изображение из секретного пакета

  • «Десантирование»

Принимает участие вся команда. Этот этап представляет собой следующую полосу препятствий, которую по очереди преодолевают дети:

Старт (надеть рюкзак, головной убор – берет десантника)   -> перепрыгивает скамейку ->  обегает  змейкой 3 «камня» -> подбегает к «ящику с гранатами», берёт 1 гранату, кидает в «окоп» - > бежит обратно к старту.

В этом конкурсе назначаются штрафы, если игроки не попали  «гранатой» в «окоп», а также не выполнили условия эстафеты.

Схема полосы препятствий:

  • «Боевая техника»

Принимает участие вся команда. Содержание этапа заключается в следующем: каждый участник должен добежать до панно и снять с него «свою» боевую технику (самолёты, танки, корабли, ракеты и т.п. количество наименований зависит от количества команд).

Побеждает на этапе команда, которая первой пришла к финишу и собрала «свою»  боевую технику.

Протокол оценки этапа «Марш-бросок»

№ п/п

Название

«Солдатский вещмешок»

«Секретный пакет»

«Десантирование»

«Боевая техника»

Штрафы

Сумма мест

Итог

Примечания

Побеждает команда, набравшая наименьшую сумму мест, каждый штраф  может  быть  оценён как одно место и прибавляется к сумме мест, таким образом,  на результат выступления команды влияет и скорость выполнения упражнений и правильность.

2 конкурс.  «Политзанятия»

Этот конкурс теоретический, в нём также принимает участие вся команда, длится он 5-7 минут, дети показывают знания по темам: государственные символы, государственные праздники, название нашего государства, глава государства; рода войск, виды боевой техники, виды оружия, детская литература на военную тематику, имена онежан, Героев Советского Союза.

Так как дошкольники, как правило, не умеют читать и писать, то в каждую команду назначается помощник из старших юнармейцев, который зачитывает задание и записывает ответы детей.

За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы.

Пример этапа «Политзанятия»:

  • Расположите полоски на Государственном флаге Российской Федерации в правильной последовательности:

Даются полоски разных цветов, из которых надо выбрать правильные,  расположить в правильной последовательности, приклеить на макет флага.

Белая

Зёлёная

Жёлтая

Красная

Синяя

Розовая

Чёрная

Фиолетовая

Для учащихся начальной школы это задание можно усложнить.

·        Напишите фамилию, имя и отчество главы нашего государства.

·        Перечислите государственные праздники патриотической направленности: …………………………………………………………….

 (9 мая - День Победы, 23 февраля – День защитника Отечества, 4     ноября – День народного единства, 12 июня – День России).

·        Перечислите имена Онежан, героев Советского Союза.

Эти задания разрабатывались с методистами дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, определялся круг вопросов для подготовки.

Победитель этапа определяется по наибольшему числу правильных ответов.

3 конкурс.  «Школа выживания»

Эти задания также разрабатывались с методистами дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, определялся круг вопросов для подготовки (правила дорожного движения, основы безопасности жизнедеятельности, телефоны экстренных служб, практические знания и умения по медицине).

На этом этапе дошкольникам также помогают в чтении вопросов и написании ответов старшие юнармейцы.

Примеры заданий:

Как вызвать скорую помощь (пожарную службу, газовую службу, милицию).

  • Написать названия дорожных знаков: предлагается несколько картинок с дорожными знаками, которые дети должны узнать и написать, как они называются.
  • Изобразить светофор и написать, что обозначают его цвета.
  • Забинтовать руку (практическое задание).

Победитель этапа определяется по наибольшему числу правильных ответов.

4 конкурс. «Пожарная эстафета»

В этом конкурсе принимает участие вся команда, конкурс представляет собой преодоление полосы препятствий, чтобы «спасти друга из огня».

Содержание этапа: участник надевает каску ->  подбегает к скамейке, проползает по ней -> подбегает к туннелю, проползает внутри него -> подбегает к «огнетушителю», берёт его и направляет струю воды на «огонь»   ->   берёт из обруча «друга» (мягкую игрушку) ->  бежит обратно, снимает каску и передаёт её следующему участнику.

Штрафы начисляются, если участник не попал струёй воды  в «огонь», не выполнил условия эстафеты.

5 конкурс. «На привале»

Этот этап представляет собой конкурс художественной самодеятельности на военную тематику. Команды могут использовать любые жанры, продолжительность выступления не более 5 (школьники), 3 (дошкольники) минут.

После прохождения всех этапов судьи вносят результаты в сводный протокол, победитель определяется по наименьшей сумме мест.

Сводный протокол (общие итоги)

№ п/п

Название команды

«Аты-баты, мы солдаты»

«Марш-юросок»

«Политзанятия»

«Школа выживания»

«Пожарная эстафета»

«На привале»

Сумма мест

Итог

 

2.3.  Рекомендации по проведению игр «Десант» и «Десант из детсада»

Военно-спортивные игры «Десант» и «Десант из детсада»  в городе  Онеге были проведены в 2009 г. первый раз.  Тем не менее, исходя из опыта проведения игр, считаем необходимым обозначить  следующие рекомендации:

  • лучше, чтобы командирами отделений  команд дошкольников были работники этих учреждений (воспитатели, руководители по физическому воспитанию и т.п.), командирами отделений младших школьников – сами младшие школьники, т.к. это повышает их ответственность и заставляет рассчитывать только на себя;

  • для участия в игре детям необходимо 2 комплекта одежды: парадная и спортивная;

  • так как проведение игры предполагает использование спортивных залов, то максимально могут принять участие 5-6 команд;

  • во избежание недоразумений  необходимо обязательно проводить судейскую коллегию для судей и руководителей команд;

  • так как в конкурсах практически не используется стандартное оборудование, а весь необходимый реквизит изготавливается специально, то необходимо позаботиться о его прочности, исправности, безопасности для играющих;

  • учитывая возрастные особенности детей, нужно позаботиться о том, чтобы вручались не только командные, но и индивидуальные призы;

  • время проведения игры не должно быть очень долгим, т.к. детские сады зависят от режимных моментов, а длительная игра может привести к снижению интереса младших школьников, поэтому не все предложенные этапы проводятся за одну игру. Каждый год этапы игры чередуются, разрабатываются новые эстафеты, создаётся новый реквизит; 

  • количество этапов и их содержание может быть различным для дошкольников и младших школьников;

  • для помощи в проведении игры хорошо привлекать старших юнармейцев, которые показывают пример, могут провести мастер-класс (к примеру, по строевой подготовке, продемонстрировать разборку и сборку автомата, что вызывает у детей неподдельный интерес);

  • перед проведением игры команда должна в обязательном порядке представить заявку с отметкой медицинского работника о допуске к соревнованиям.