Журнал Информ-образование
Сценарий проведения военно-спортивных игр «Десант» (3-4 классы) и «Десант из детсада» (подготовительная группа)
Автор : Ситникова Г.Ю.
Журнал : 2022 Выпуск 2
Дата публикации : 27 Декабря 2022
Цель: поиск инновационных форм и методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников.
Задачи:
-
приобщение дошкольников и младших школьников к историческому, духовному и культурному наследию России;
-
воспитание уважения к защитникам Родины;
-
формирование физических, волевых и нравственных качеств.
Сценарий открытия игры
Перед открытием игры команды выстраиваются, затем, после приглашения ведущего, во главе с командирами отделений выходят строем под марш (Марш Преображенского полка).
Ведущий:
Внимание! Команды к открытию военно-спортивной игры «Десант» («Десант из детсада») приготовиться! На торжественное открытие приглашаются команды:
(далее ведущий называет команды, которые строем под марш выходят и встают на своё место).
Ведущий:
Командирам отделений доложить о готовности к соревнованиям!
Доклад командиров отделений
(командиры отделений делают 2 шага вперёд и докладывают офицеру военного комиссариата о готовности):
Товарищ судья, команда «название» школы (детского сада) ___________ к проведению военно-спортивной игры «Десант» («Десант из детсада») построена. Командир отделения ________ .
Офицер военного комиссариата докладывает военкому о готовности команд.
Военком:
Здравствуйте, товарищи юнармейцы!
(хором приветствие юнармейцев)
Поздравляю вас с началом военно-спортивной игры «Десант» («Десант из детсада») (хором троекратное «ура»).
Офицер военного комиссариата:
Равняйсь! Смирно! Право поднять Государственный флаг Российской Федерации предоставляется командирам отделения ______________, победителя игры прошлого сезона.
(командиры отделений подходят к флагштоку, звучит Гимн Российской Федерации, подъём Государственного флага, после окончания ритуала подъёма флага офицер даёт команду «Встать в строй!», командиры отделений возвращаются к своим командам, звучит команда «Вольно!»)
Ведущий:
Военно-спортивная игра «Десант» («Десант из детсада») объявляется открытой. Слово для приветствия предоставляется _________ (военному комиссару г. Онеги, начальнику управления образования или кому-то ещё из почётных гостей).
Гости выступают с приветственным словом.
Ведущий:
По плечу победа смелым,
ждёт того большой успех,
кто, не дрогнув, если нужно,
вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход этапов
без промашки проследит.
Кто окажется сильнее,
тот в бою и победит.
Сейчас я познакомлю вас с судейской коллегией.
Ведущий представляет судей.
Ведущий:
Наш первый конкурс будет называться «Аты-баты, мы солдаты» (строевой смотр). Для определения порядка выступлений в этом конкурсе и конкурсе художественной самодеятельности «На привале» необходимо провести жеребьёвку. Прошу командиров отделений подойти ко мне.
Командиры отделений подходят, происходит жеребьёвка.
Офицер военного комиссариата:
Команды, равняйсь! К началу соревнований подготовиться. Вольно! Разойтись!
Содержание основных конкурсов
1 конкурс. «Аты-баты, мы солдаты» (строевой смотр)
- Отделение построено на месте проведения этапа «Аты-баты, мы солдаты» в одношереножном строю;
С этого момента начинается оценка конкурса.
Командир строевым шагом, выходит на середину строя, поворачивается к нему лицом и командует: «Отделение! Равняйсь! Смирно! Равнение на середину!», поворачивается кругом и докладывает:
Товарищ_____________ ! Команда детского сада «название д/с»(название школы) «название команды» для строевого смотра построена. Командир отделения __________.
Судья: «К выполнению строевых приёмов приступить!»
Командир: «Есть!», поворачивается к отделению и подаёт команды для выполнения приёмов строевого смотра.
- Отделение! Равняйсь! Смирно!
- Наша команда «название (произносят хором)», наш девиз «……произносят хором».
- На первый-второй рассчитайсь (расчёт)
- В две шеренги – стройся!
- В одну шеренгу – стройся!
- В две шеренги – стройся!
- Направо! Направо!
- Налево! Налево!
- Кругом! Кругом!
- Направо!
Командир отделения встаёт перед строем
- Отделение! Равняйсь! Смирно!
- Шагом марш! (проходят половину круга, после чего звучит следующая команда)
- Отделение, песню запевай!
После выполнения упражнений отделение возвращается на исходную позицию.
- Отделение, на месте стой!
- Налево!
- Отделение! Равняйсь! Смирно!
Командир докладывает об окончании выполнения упражнения не выходя из строя.
Товарищ_____________ ! Команда детского сада(школы) «название д/с» «название команды» строевой смотр закончила. Командир отделения __________.
Командир получает команду «Вольно!», уводит отделение к месту отдыха.
(Отличие в выполнении упражнения для дошкольников и младших школьников состоит в том, что для воспитанников детского сада командир отделения использует счёт, например «В две шеренги становись, раз-два»)
Протокол оценки этапа (5-ти балльная система)
№ п/п |
команды |
Рапорт командира |
Название, девиз |
Расчёт |
Повороты на месте |
Построение из 1 в 2 шереножный строй |
Размыкание, смыкание строя |
Движение с песней |
Изменение направления движения |
Дисциплина строя |
Внешний вид |
Действия командира |
Сумма баллов |
Место |
Примечания |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап «Марш-бросок»
На этом этапе проводится эстафета, состоящая из 4 конкурсов:
- «Солдатский вещмешок»
Принимает участие вся команда. Необходимо принести в вещмешок необходимые солдату предметы.
Схема этапа:
В обруче лежат предметы: коврик, спальный мешок, компас, котелок, мыло, зубная паста, спички, полотенце, зубная щётка, ложка, кегля, мягкая игрушка, цветок.
В результате в вещмешке должно оказаться 10 предметов, если команда принесла меньше или взяла лишний предмет, то начисляется штраф.
- «Секретный пакет»
Принимает участие вся команда. Дети по очереди пробегают дистанцию, передавая в качестве эстафетной палочки «секретный пакет», последний прибежавший открывает пакет, и вся команда складывает разрезанный на части рисунок.
Старт >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Финиш <<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
В секретном пакете могут быть разные изображения по тематике соревнований, разрезанные на равные части.
Побеждает та команда, которая первой сложила изображение из секретного пакета
- «Десантирование»
Принимает участие вся команда. Этот этап представляет собой следующую полосу препятствий, которую по очереди преодолевают дети:
Старт (надеть рюкзак, головной убор – берет десантника) -> перепрыгивает скамейку -> обегает змейкой 3 «камня» -> подбегает к «ящику с гранатами», берёт 1 гранату, кидает в «окоп» - > бежит обратно к старту.
В этом конкурсе назначаются штрафы, если игроки не попали «гранатой» в «окоп», а также не выполнили условия эстафеты.
Схема полосы препятствий:
- «Боевая техника»
Принимает участие вся команда. Содержание этапа заключается в следующем: каждый участник должен добежать до панно и снять с него «свою» боевую технику (самолёты, танки, корабли, ракеты и т.п. количество наименований зависит от количества команд).
Побеждает на этапе команда, которая первой пришла к финишу и собрала «свою» боевую технику.
Протокол оценки этапа «Марш-бросок»
№ п/п |
Название |
«Солдатский вещмешок» |
«Секретный пакет» |
«Десантирование» |
«Боевая техника» |
Штрафы |
Сумма мест |
Итог |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Побеждает команда, набравшая наименьшую сумму мест, каждый штраф может быть оценён как одно место и прибавляется к сумме мест, таким образом, на результат выступления команды влияет и скорость выполнения упражнений и правильность.
2 конкурс. «Политзанятия»
Этот конкурс теоретический, в нём также принимает участие вся команда, длится он 5-7 минут, дети показывают знания по темам: государственные символы, государственные праздники, название нашего государства, глава государства; рода войск, виды боевой техники, виды оружия, детская литература на военную тематику, имена онежан, Героев Советского Союза.
Так как дошкольники, как правило, не умеют читать и писать, то в каждую команду назначается помощник из старших юнармейцев, который зачитывает задание и записывает ответы детей.
За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы.
Пример этапа «Политзанятия»:
- Расположите полоски на Государственном флаге Российской Федерации в правильной последовательности:
Даются полоски разных цветов, из которых надо выбрать правильные, расположить в правильной последовательности, приклеить на макет флага.
Белая
|
Зёлёная |
Жёлтая
|
Красная |
Синяя
|
Розовая |
Чёрная
|
Фиолетовая |
Для учащихся начальной школы это задание можно усложнить.
· Напишите фамилию, имя и отчество главы нашего государства.
· Перечислите государственные праздники патриотической направленности: …………………………………………………………….
(9 мая - День Победы, 23 февраля – День защитника Отечества, 4 ноября – День народного единства, 12 июня – День России).
· Перечислите имена Онежан, героев Советского Союза.
Эти задания разрабатывались с методистами дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, определялся круг вопросов для подготовки.
Победитель этапа определяется по наибольшему числу правильных ответов.
3 конкурс. «Школа выживания»
Эти задания также разрабатывались с методистами дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, определялся круг вопросов для подготовки (правила дорожного движения, основы безопасности жизнедеятельности, телефоны экстренных служб, практические знания и умения по медицине).
На этом этапе дошкольникам также помогают в чтении вопросов и написании ответов старшие юнармейцы.
Примеры заданий:
Как вызвать скорую помощь (пожарную службу, газовую службу, милицию).
- Написать названия дорожных знаков: предлагается несколько картинок с дорожными знаками, которые дети должны узнать и написать, как они называются.
- Изобразить светофор и написать, что обозначают его цвета.
- Забинтовать руку (практическое задание).
Победитель этапа определяется по наибольшему числу правильных ответов.
4 конкурс. «Пожарная эстафета»
В этом конкурсе принимает участие вся команда, конкурс представляет собой преодоление полосы препятствий, чтобы «спасти друга из огня».
Содержание этапа: участник надевает каску -> подбегает к скамейке, проползает по ней -> подбегает к туннелю, проползает внутри него -> подбегает к «огнетушителю», берёт его и направляет струю воды на «огонь» -> берёт из обруча «друга» (мягкую игрушку) -> бежит обратно, снимает каску и передаёт её следующему участнику.
Штрафы начисляются, если участник не попал струёй воды в «огонь», не выполнил условия эстафеты.
5 конкурс. «На привале»
Этот этап представляет собой конкурс художественной самодеятельности на военную тематику. Команды могут использовать любые жанры, продолжительность выступления не более 5 (школьники), 3 (дошкольники) минут.
После прохождения всех этапов судьи вносят результаты в сводный протокол, победитель определяется по наименьшей сумме мест.
Сводный протокол (общие итоги)
№ п/п |
Название команды |
«Аты-баты, мы солдаты» |
«Марш-юросок» |
«Политзанятия» |
«Школа выживания» |
«Пожарная эстафета» |
«На привале» |
Сумма мест |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Рекомендации по проведению игр «Десант» и «Десант из детсада»
Военно-спортивные игры «Десант» и «Десант из детсада» в городе Онеге были проведены в 2009 г. первый раз. Тем не менее, исходя из опыта проведения игр, считаем необходимым обозначить следующие рекомендации:
-
лучше, чтобы командирами отделений команд дошкольников были работники этих учреждений (воспитатели, руководители по физическому воспитанию и т.п.), командирами отделений младших школьников – сами младшие школьники, т.к. это повышает их ответственность и заставляет рассчитывать только на себя;
-
для участия в игре детям необходимо 2 комплекта одежды: парадная и спортивная;
-
так как проведение игры предполагает использование спортивных залов, то максимально могут принять участие 5-6 команд;
-
во избежание недоразумений необходимо обязательно проводить судейскую коллегию для судей и руководителей команд;
-
так как в конкурсах практически не используется стандартное оборудование, а весь необходимый реквизит изготавливается специально, то необходимо позаботиться о его прочности, исправности, безопасности для играющих;
-
учитывая возрастные особенности детей, нужно позаботиться о том, чтобы вручались не только командные, но и индивидуальные призы;
-
время проведения игры не должно быть очень долгим, т.к. детские сады зависят от режимных моментов, а длительная игра может привести к снижению интереса младших школьников, поэтому не все предложенные этапы проводятся за одну игру. Каждый год этапы игры чередуются, разрабатываются новые эстафеты, создаётся новый реквизит;
-
количество этапов и их содержание может быть различным для дошкольников и младших школьников;
-
для помощи в проведении игры хорошо привлекать старших юнармейцев, которые показывают пример, могут провести мастер-класс (к примеру, по строевой подготовке, продемонстрировать разборку и сборку автомата, что вызывает у детей неподдельный интерес);
-
перед проведением игры команда должна в обязательном порядке представить заявку с отметкой медицинского работника о допуске к соревнованиям.