Журнал Информ-образование
Современные инновационные подходы к преподаванию технологии в Лицее 9 Волгограда
Автор : Боровых В. П.
Журнал : 2022 Выпуск 1
Дата публикации : 22 Мая 2022
Недостаток в грамотных и квалифицированных инженерных кадрах всегда ощущался на переломных этапах развития науки, техники и технологий. Исследования учёных показывают, что чем выше уровень развития техники и технологий, чем сложнее сама техника, тем выше уровень экономического развития страны. Смена производственных отношений всегда влечёт за собой совершенствование орудий труда, технологий производства и создания объектов техники, отвечающих потребностям времени.
С детских лет человек познаёт этот мир, что называется, «на ощупь», повторяя все действия взрослых, которые могут помочь ему в будущем приобрести рабочую профессию, быть полезным не только себе, но и обществу. Следует отметить, что развитие, как качественные и количественные изменения, происходящие в исследуемом педагогическом процессе, невозможно рассматривать без учёта какого – либо рода деятельности. Эти изменения, как правило, продиктованы требованиями времени, изменениями отношения к обучению, воспитанию, развитию личность учащегося.
Одной из приоритетных задач современного технологического образования является умение педагогов раскрыть в ребёнке те дарования и задатки, которые даны ему от природы, научить самостоятельно выстраивать траекторию своего развития, мыслить нестандартно, не по шаблону, использовать новейшие достижения науки и техники.
Как известно предметная область «Технология» в образовательных учреждениях направлена на выявление потребностей и создание материального продукта труда. Реализация проектного метода обучения связана с практическим использованием приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Данная технология обучения носит поисковый и исследовательский характер, способствует эффективному формированию навыков самостоятельной творческой деятельности.
На протяжении многих лет обучения предметная область «Технология» в Лицее № 9 направлена на внедрение инновационных технологий в образовании, что дает возможность регулировать обучение, повышая его качество и эффективность. Использование современных ИКТ на уроке технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий характер обучения. Активные и интерактивные формы обучения, являющиеся проводниками нетрадиционного и инновационного подхода, считаются наиболее перспективными потому как новые знания ученик не получает в готовом виде, а приобретает их в ходе обсуждения исследуемой проблемы с одноклассниками, когда идёт взаимовыгодный обмен мнениями, примерами, выводами, доводами, делается сравнительный и сопоставительный анализ, выявляются причинно следственные связи. Для учащихся Лицей №9 стало правилом нести персональную ответственность за принятые решения и реализацию их в ходе практической деятельности. Каждый ученик понимает, что необходимо отыскать, как приобретенные новые знания можно применить на практике, где и как полученный результат можно применить в практической деятельности.
Никто не отрицает того, что при ведении урока технологии учитель не использует мел и классную доску. Однако созданная при подготовке к уроку учебная компьютерная презентация обеспечивает наглядность и интерактивность обучения. Пожалуй, нет смысла объяснять тот факт, что прежде чем изучить объект труда, процесс, явление, его необходимо показать. При этом следует отметить, что не все кабинеты технологии в полной объеме сегодня обеспечены наглядностью. Для этого учитель использует компьютер, проектор и экран. Некоторые объекты, их состав и принцип работы необходимо показать в разрезе. Использование наглядности в этом случае на компьютере просто не имеет альтернатив.
Использование дистанционных образовательных технологий в Лицее № 9 заслуживает отдельного внимания. Вот уже много лет на виртуальном образовательном портале МОУ Лицей № 9 существуют и эффективно используются учителями разработанные дистанционные курсы. [1] Когда в эпоху пандемии многим учителям образовательных учреждений пришлось осваивать дистанционные образовательные технологии, учителя Лицея № 9, уже много лет работающие в условиях дистанционного обучения, были к этому готовы. Как известно, урок технологии обусловлен дефицитом учебного времени, когда на теорию отведено 30%, а на практику 70% учебного времени. Встает закономерный вопрос! Как за 1/3 урока можно проверить домашнее задание, провести опрос, объяснить новый учебный материал. В данном случае на помощь приходят дистанционные курсы, разработанные учителем (Проектная деятельность на уроках технологии. Основы графической грамоты. Теоретические основы художественной обработки изделий из древесины на токарном станке СТД – 120М. Технология для 9 – х классов). [2]
Изучение нового учебного материала происходит в домашних условиях. Данная модель образования используется как «Перевернутый класс». На уроке учитель выясняет лишь те вопросы, которые возникли у учащихся в процессе изучения нового учебного материала. В остальное время проводится практическая работа, качество которой и характеризует усвоение новых знаний.
Сегодня никто не будет отрицать очевидного, что каждый учитель вправе выбирать тот путь, траекторию и маршрут обучения, который наиболее рационально и целесообразно приведёт к качеству получаемого образовательного результата. Не следует забывать о том, что живую речь учителя не заменит сегодня никто и ни что, это не произойдёт и в ближайшем будущем. Ни компьютер, ни учебник новый учебный материал, как это делает учитель, неспособны донести до сознания и понимания нашего ученика.
Изучение основ технологической культуры направлено на овладение обучающимися навыками конкретной предметно преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества, отмечает Ю.Л. Хотунцев [1, С.16] Сохранить все традиционные содержательные линии, безусловно, сегодня важно, как важно и то, что только опыта и знаний прошлого багажа сегодня для педагога недостаточно.
Действовать нестандартно, не по шаблону при обучении технологии - потребность, рожденная временем. В лицее № 9 на уроках технологии традиционно используется такая форма обучения, как кейс – метод. Научить ученика действовать в условиях незнакомой, нестандартной для него ситуации становится объективной причиной того, что уже в образовательном учреждении эти самые навыки ученик может получить, приобрести навыки алгоритма действий инженерного мышления.
В заключении необходимо отметить, инновационные и нетрадиционные подходы в обучении предметной области «Технология» всегда должны отвечать не только требованиям ФГОС, хотя это, безусловно, важно и необходимо, но в первую очередь отвечать на вопрос способности и готовности учителя привнести в практику педагогической деятельности те существенные изменения, которые дадут новый импульс развития личности учащегося на основе освоения базовых знаний в области науки, техники и технологий. Только в этом случае будет возможно обеспечение необходимого нового качества технологического образования, выявления и развития способных и одаренных детей, способствовать выбору будущей профессии с учётом запросов общества и государства. Формирование инженерного мышления у школьников сегодня – залог эффективного развития страны завтра!
Литература
- Хотунцев Ю.Л. Материалы XXV Международной научно практической конференции «Современное технологическое образование» / Под ред. Хотунцева Ю.Л. – Москва: МПГУ-МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2021 – 292 с.
Интернет ресурсы