В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Теоретико-методологические основы гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Глава II

Автор : Седова Н. Е.

Журнал : 2022 Выпуск 1

Дата публикации :  22 Мая 2022

ГЛАВА II. Экспериментальная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности.

2.1. Изучение сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников через диагностический и прогностический анализ (результаты констатирующего эксперимент).

Изучение теоретических аспектов интересующей нас проблемы привело к необходимости выявления особенностей сложившейся практики гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности, что и явилось целью данного параграфа.

В настоящее время, гражданское и патриотическое воспитания является приоритетным направлением в системе общего и дополнительного образования. Представить существующее положение проблемы отечественной практики гражданского и патриотического воспитания нам помогли теоретические и практические исследования И.М. Дуранова [63], В.И. Лутовинова [98] – понимание о необходимости рассматривать гражданское и патриотическое воспитание в диалектическом единстве; Н.К Беспятовой [14], А.К. Быкова [29] - методи­ческие рекомендации по организации гражданско-патриотического воспитания учащихся; Н.А. Савотиной [138] – необходимость в деятельностном компоненте гражданского и патриотического воспитания; О.Ю. Елькиной [65] – пересмотр знаниевой парадигмы образования и нацеленность на те знания, которые обслуживают, ориентируют действия, умения учащегося; Г.Ф. Гаврилычевой [42], Г.Я. Гревцевой [54] – особенности младшего школьного возраста и практические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников; Н.Е. Седовой [146], Н.Ю. Яшиной [190] – формирование нравственных представлений у младших школьников, как основы гражданского и патриотического воспитания.

Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учеб­ные планы школы национально-регионального компонента (далее НРК), который раскрывает общее представление об окружающем мире через знание учащимися природных осо­бенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято на­зывать Малой Родиной – Е.В. Григорьева [55], П.О. Утков [163], Т.Г. Питинова [123], В.В. Черепанова [178], Н.Г. Саяпина [140]. Одновременно с этим, НРК – это одно из средств гражданского и патриотического воспитания школьников – Н.И. Аношина [5], Р. Гера [44], Е.И. Дрешина [62], Т.М. Маслова [104], А.И. Попова [125]. Однако, анализ литературы и практические исследования автора показали, что учителя уделяют незначительное место НРК на уроках. Поэтому в современных условиях в начальной школе необходима интеграция содержательного материала всех общеобразовательных предметов с содержанием регионального компонента, что, в свою очередь, будет способствовать приобщению младших школьников к краеведению, как средству их гражданского и патриотического воспитания – Е.В. Горелова, Н.Е. Седова [49 ,163].

К сожалению, в современной педагогиче­ской практике дополнительное образование (студии, кружки и т.д.) во многих школах продолжают рассматриваться как своеобразный «наполни­тель второй половины дня», основное назна­чение которого — «отвлечение учащихся от улицы» - З. Каргина [75, 27]. В то же время, в Концепции модернизации дополнительного образования детей говорится, что дополнительное обра­зование детей — это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и по­требностями [83]. Поэтому, необходимо продумать и предусмотреть сочетание основного про­граммного содержания работы детского объ­единения с подготовкой и участием в массо­вых формах работы школы – З Каргина [75,28].

Для исследования состояния сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников нами был проведён констатирующий эксперимент.

В обследовании приняли участие ученики 2-4 классов средних общеобразовательных школ города Комсомольска-на-Амуре № 1 и № 34 в количестве  215 человек, в число которых вошли ученики двух экспериментальных групп (ЭГ), которые являются воспитанниками Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра.

Наша программа констатирующего эксперимента представлена в виде комплекса контрольно-диагностических заданий для определения сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников (табл. 1), степени реализации краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе школы и степени интеграции общего и дополнительного образования по вопросам национально-регионального компонента (табл. 2).

Таблица 1.

Комплекс контрольно-диагностических заданий по выявлению уровня сформированности гражданственности и патриотизма младших школьников.

 

Компоненты модели

Название контрольно-диагностического задания

Цель диагностирования

Когнитивный

    Анализ национально-регионального компонента «Государственного образовательного стандарта» в части требований к уровню знаний ученика.

   Анкета по выявлению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников – когнитивный компонент (Горелова Е.В.)

   Анкеты на выявление уровня знаний учеников о Хабаровском крае и городе Комсомольске-на-Амуре.

Определение уровня требований к знаниям младшего школьника.

 

 

   Выявление знаний по истории, географии, экологии, биологии Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре.

   Выявление знаний по истории, географии, экологии, биологии Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре.

Процессуальный

   Анализ национально-регионального компонента «Государственного образовательного стандарта» в части требований к умениям и навыкам ученика.

 

 

   Анкета по выявлению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников – процессуальный компонент (Горелова Е.В.)

   Сочинение «За неоконченной строкой»

   Определения требований к умениям и навыкам младшего школьника, уровня развития умений и навыков, степени значимости умений и навыков в гражданском и патриотическом воспитании.

   Определение уровня умений и навыков общения, активности, гражданско-патриотической направленности.

Определение отношения к родному городу.

Мотивационный

   Анкета по выявлению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников – мотивационный компонент (Горелова Е.В.)

   Диагностика отношения к жизненным ценностям (А.И. Шемшурина).

   Выявление мотивационной направленности на приобретение гражданско-патриотических качеств личности.

   Выявление значимости разных групп мотивов на формирование нравственных качеств личности.

 

Деятельностный

   Анкета по выявлению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников – деятельностный компонент (Горелова Е.В.)

   Диагностика этики поведения (А.И. Шемшурина).

   Выявление направленности личности на выполнение гражданско-патриотической деятельности.

 

   Выявление уровня этики поведения, как одного из показателей нравственно-патриотической личности.

Личностный

    Анкета по выявлению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников – мотивационный компонент (Горелова Е.В.)

     Ранжирование проявления личностных качеств.

   Выявление уровня нравственности личности младшего школьника, гражданско-патриотических качеств личности .

    Определение степени проявления личностных качеств младшего школьника.

Саморазвитие

   Анкета по выявлению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников – компонент саморазвития (Горелова Е.В.)

   Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

   Выявление степени самостоятельности младшего школьника.

 

   Определение адекватности самооценки.

 

 

Таблица 2.

Контрольно-диагностические задания по выявлению степени реализации краеведческого компонента в общеобразовательном процессе школы и степени интеграции общего и дополнительного образования по вопросам НРК.

 

Контрольно-диагностическое задание

Цель диагностирования

1.

Анкета ««Роль педагога дополнительного образования в формировании

гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника»

Выявить степень значимости педагога дополнительного образования в гражданском и патриотическом воспитании младшего школьника.

2.

Анкета «Роль краеведения в общеобразовательном процессе обучения и воспитания младшего школьника»

Выявить отношение учителей начальных классов к краеведению и степень использования краеведческого компонента на общеобразовательных уроках

3.

Анализ государственной общеобразовательной системы для начальной школы «Школа 2100».

Выявить количество часов, выделенных на краеведческий компонент.

4

Анализ календарно-тематического планирования учителей начальных классов учащихся, входящих в ЭГ по предмету «Окружающий мир»

Проводится с целью выявления реализации НРК на общеобразовательных предметах

Для определения уровня требований к знаниям, умениям и навыкам в области национально-регионального компонента (НРК) нами был проанализирован Хабаровский краевой компонент Государственного образовательного стандарта [174]. Анализ показал, что в исследуемом документе четко сформулированы те знания и умения, которыми должны владеть учащиеся, оканчивающие учреждения начального общего образования Хабаровского края – это знания и умения по образовательным областям «Общественные и естественные дисциплины» (содержательные линии «Человек-природа», «Человек-общество-человек») и «Искусство». На изучение НРК в образовательных программах отводится не менее 10 и не более 15% от общего учебного времени. Проанализировав тот объем краеведческих знаний, который учащиеся должны усвоить, а учителя начальных классов выдать, мы пришли к выводу, что для полноценного и систематического внедрения в учебный процесс НРК необходимы дополнительные источники подачи краеведческой информации - система дополнительного образования.

В связи с этим нами были проведены контрольно-диагностические задания по выявлению степени реализации краеведческого компонента в общеобразовательном процессе школы и степени интеграции общего и дополнительного образования по вопросам НРК.

Для выявления степени значимости системы дополнительного образования и педагога в гражданском и патриотическом воспитании младших школьников нами была проведена анкета для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования города Комсомольска-на-Амуре «Роль педагога дополнительного образования в формировании гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника» (см. прил. 1).

Проанализировав анкету, мы выяснили, что педагоги (100%) отводят системе дополнительного образования важную роль в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников. При этом 68% педагогов представляют себе суть патриотического и гражданского воспитания. 55% педагогов определяют «гражданское воспитание» как воспитание гражданина, знающего свои права и обязанности, «воспитание социально-активной личности». 68% педагогов «патриотическое воспитание» определяют как воспитание любви, уважения и чувства долга к Родине, семье, городу, краю. 66% педагогов отмечают дошкольный период, как наиболее благоприятный для гражданского и патриотического воспитания, 34% - младший школьный возраст, а вот средний и старший не отметил никто. Интересно, что свою роль в гражданском и патриотическом воспитании учащихся педагоги не оценивают как основную (90,5%), и 100% педагогов считают, что должны интегрировать свою деятельность по формированию гражданско-патриотических качеств личности школьника с процессом воспитания в школе и семье. Мы, считаем, что это связано с некомпетентностью педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания. А вот системе дополнительного образования 48% педагогов отводят главную роль в гражданско-патриотическом становлении учащихся. Особенно если произвести необходимые изменения в системе дополнительного образования, среди которых 84% педагогов ответили - изменить отношение администрации города, 67% - финансирование экскурсий, походов, поездок на конкурсы, 51% - заинтересованность педагога. 50% педагогов вообще не ответили на данный вопрос и, мы считаем, что это связано с неуверенностью педагогов в своих силах, что-либо изменить. Выяснилось, что среди прочих направлений дополнительного образования, играющих роль в гражданском и патриотическом воспитании учащихся наибольший процент составляет военно-патриотическое направление (99%), на втором месте – туристско-краеведческое направление (97%). 23 % педагогов отметили все направления деятельности, так как гражданское и патриотическое воспитание – это непрерывный целостный процесс. Отметим, что только 32% педагогов уделяют гражданскому и патриотическому воспитанию школьников внимание систематически, а 73% - периодически. Таким образом, желание педагогов способствовать гражданскому и патриотическому воспитанию школьников, а также особенности и специфика работы педагогов дополнительного образования создают все предпосылки для реализации педагогических условий гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности.

Анкета для учителей «Роль краеведения в учебно-воспитательном процессе младших школьников» (см. прил. 2) проводилась среди учителей начальных классов средних общеобразовательных школ №1 и №34. Всего в опросе принял участие 21 учитель.

Проанализировав данную анкету, мы пришли к выводу, что учителя начальных классов отводят большую роль НРК как средству гражданского и патриотического воспитания младших школьников, выделяя при этом воспитание таких качеств личности учащегося как патриотизм (34%), толерантность (22%), любовь к родному краю, семье, городу (47%). Однако, в ответах мы не встретили такого качества как гражданственность. Отметим, что для реализации НРК у учителей нет времени и достаточной компетентности. Поэтому краеведческие знания даются учащимся не систематически и в основном на уроках «Окружающий мир» (86%), «Литературное чтение» (85%) и «ИЗО» (81%). Большая часть учителей (76%) среди наиболее эффективных методов преподавания краеведения в начальных классах выбрали введение дополнительных занятий по краеведению. Свою компетентность в вопросах краеведения учителя предпочитают повышать через чтение и просмотр газет, журналов и телепередач (67%). И только 25% учителей общаются на данные темы с педагогами дополнительного образования, научными работниками музеев. 85% учителей отметили, что им нужна помощь и поддержке при решении задачи включения регионального компонента в процесс обучения и воспитания и 100% учителей ответили, что изучению краеведения в школах уделяется недостаточно внимания, и привели причины этого – «дети очень перегружены разными предметами», «у учителей не хватает времени». Для улучшения данной ситуации учителя предлагают ввести отдельный предмет, факультатив по краеведению и желательно, чтобы их его вели педагоги дополнительного образования. В связи с этим необходима интеграция общего и дополнительного образования по реализации НРК, что и явилось предпосылкой для определения третьего педагогического условия нашего исследования – интеграция общего и дополнительного образования по реализации НРК, как средства гражданского и патриотического воспитания младших школьников.

Анализ государственной общеобразовательной системы для начальной школы «Школа 2100» показал, что структура учебного плана нормативно устанавливает соотношение между федеральным и региональным (национально-региональным) компонентами: федеральный компонент – не менее 85% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10%.

Анализ календарно-тематического планирования учителей начальных классов учащихся, входящих в ЭГ по предмету «Окружающий мир» отражен в таблице 3.

Таблица 3.

Класс

Общее количество тем за год

Из них с национально-региональным компонентом.

2 класс

67

6

3 класс

68

68

4 класс

68

68

Анализируя календарно-тематические планы учителей, мы видим, что во всех темах предмета 3 и 4 годов обучения прописан НРК. Однако, присутствие авторов на уроках «Окружающий мир» и диагностика учащихся на занятиях по краеведению по пройденным в школе региональным темам показывает, что написанное выполняется лишь на 5-10% и в основном НРК применяется на открытых уроках. Учителям не хватает времени во время урока на НРК.  

Для определения уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников нами была разработана и проведена анкета по изучению уровня сформированности у младших школьников гражданственности и патриотизма (см. прил. 3), которая состоит из 59 вопросов с несколькими вариантами ответов. Все вопросы определялись содержанием тех компонентов, из которых составлена модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом. Каждому варианту ответа был присвоен балл (см. табл. 4), сумма, которых определяла уровень сформированности гражданственности и патриотизма младшего школьника.

Таблица 4.

Система оценки сформированности гражданственности и патриотизма младших школьников по компонентам, в баллах.

 

Компонент

Низкий уровень,

в баллах

Средний уровень,

в баллах

Высокий уровень,

в баллах

Когнитивный

0-10

11-15

16-18

Процессуальный

0-20

21-26

27-30

Мотивационный

0-20

21-26

27-32

Личностный

0-23

24-32

33-36

Деятельностный

0-17

18-25

26-32

Саморазвитие

0-20

21-27

28-30

Итого:

0-119

120-139

140-184

 

Вопросы с 1 по 10 выявляли уровень краеведческих знаний младших школьников – когнитивный компонент, результаты которого представлены в приложении 3 и таблице 5.

Таблица 5.

Уровень сформированности когнитивного компонента 
(констатирующий эксперимент).


 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

215 чел.

39,8%

59%

1,2%

1 ЭГ – 15 чел.

37,8%

59%

3,2%

2 ЭГ – 15 чел.

37%

62%

1,0%

 

Анализ данной части анкеты показал, что учащиеся хорошо ориентируются в символике России, знают столицу нашей страны, однако вопросы, касающиеся истории и символики Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре вызвали затруднения, что связано с недостаточностью краеведческой информации в школьном образовании. Согласно полученным данным основной процент опрошенных имеют средний уровень – 59% в целом, 59% - 1ЭГ, 62% - 2ЭГ. Низкий уровень составляет практически одинаковый процент как в целом – 39,8%, так и по ЭГ – 37,8% - 1ЭГ, 37% - 2ЭГ. Однако высокий уровень наибольшим результатом отличается у 1ЭГ – 3,2%, так как эта группа учащихся школы №1, которая находится в центре города и славится своим музеем боевой славы имени героя Советского Союза - Е. Дикопольцева.

Вопросы с 11 по 20 касались тех умений и навыков, которые младший школьник проявляет на практике – процессуальный компонент, результаты которого представлены в приложении 3 и таблице 6.

Таблица 6.

Уровень сформированности процессуального компонента
(констатирующий эксперимент).


 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

215 чел.

20,3%

70,9%

8,9%

1 ЭГ – 15 чел.

16,4%

69,2%

14,4%

2 ЭГ – 15 чел.

18%

74,4%

7,6%

 

Анализ полученных данных этой части анкеты показал, что у учащихся не сформировано умение вести конструктивный диалог, они не умеют отстаивать свою точку зрения, даже если они знают, что правы. 66,6% учащихся активно участвуют в жизни школы и класса. Необходимо отметить, что только 27,9% учащихся обладают взаимовыручкой, желанием помочь своим товарищам. Согласно полученным данным большая часть учеников находится на среднем уровне: 70,9% - в целом, 69,2% - 1ЭГ, 74,4% - 2ЭГ. Обратим внимание на разницу в процентах высокого уровня между 1ЭГ (14,4%) и 2ЭГ (7,6%). Мы опять связываем это с районом проживания учащихся 1ЭГ.

Вопросы с 21 по 30 касались мотивов, с которыми школьники выполняют те или иные действия - мотивационный компонент, результаты которого представлены в приложении 3 и таблице 7.

Таблица 7.

Уровень сформированности мотивационного компонента
(констатирующий эксперимент).


 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

215 чел.

28%

67%

5%

1 ЭГ – 15 чел.

35,4%

62%

2,6%

2 ЭГ – 15 чел.

34,8%

63,2%

2%

 

Анализируя полученные данные можно констатировать тот факт, что младшие школьники имеют положительную мотивацию на сохранение окружающей среды. У 41,6% (1ЭГ-51,3%; 2ЭГ-50,9%) школьников сформирован экоцентрический тип мышления - они правильно мотивированы на соотношение природы и человека, но 45,7% опрошенных имеют антропоцентрический тип мышления, когда человек ставит себя выше природы. Мотивация на учебу, как основной обязанности младших школьников на данном этапе жизни сформирована у 53% учащихся.

Вопросы с 31 по 40 связаны с личностным компонентом, результаты которого представлены в приложении 3 и таблице 8.

Таблица 8.

Уровень сформированности личностного компонента
(констатирующий эксперимент).

 

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

215 чел.

24%

65%

11%

1 ЭГ – 15 чел.

26%

56%

18%

2 ЭГ – 15 чел.

32,2%

57,4%

10,4%

 

Полученные данные показали, что такими качествами личности как справедливость, чувство собственного достоинства, честность, отзывчивость обладают 65,7% школьников, которые признались, что извинятся перед тем, кого оскорбили в пылу гнева, но и потребуют извиниться, если несправедливо оскорбили лично их 58,5% учеников. Наблюдая за учащимися мы видели, что школьники вступают друг с другом в конфликты, которые заканчиваются либо обоюдным оскорблением и приходится вмешиваться педагогу, либо обоюдным расхождением, когда ученики, не извиняясь, уходят друг от друга не продолжая спор. Таким образом, в школьниках необходимо воспитывать терпимость – умение без вражды относится к чужому мнению, характеру, привычкам.

Отметим, что процент учащихся с высоким уровнем по личностному компоненту самый большой среди всех компонентов, так как положительные качества личности формируются в ребенке семьей, школой, обществом. Однако, целенаправленному воспитанию любви и уважения к Малой Родине, свершение хороших и полезных дел для нее – т.е. таких качеств личности как гражданственность и патриотизм уделяется мало внимания.

Вопросы с 41 по 49 касались деятельностного компонента, результаты которого представлены в приложении 3 и таблице 9.

Таблица 9.

Уровень сформированности деятельностного компонента
(констатирующий эксперимент).


 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

215 чел.

27%

72%

1%

1 ЭГ – 15 чел.

27,4%

71,2%

1,4%

2 ЭГ – 15 чел.

28,2%

69,1%

2,7

Анализ деятельностного компонента показывает, что процент опрошенных с высоким уровнем сформированности данного компонента является самым низким из всех компонентов, что доказывает наше предположение о знаниевой парадигме учебно-воспитательного процесса в школе, в то время, как для гражданского и патриотического воспитания доминирующим является деятельностный подход.

Вопросы с 50 по 59 посвящены компоненту саморазвития, результаты которого представлены в приложении 3 и таблице 10.

Таблица 10.

Уровень сформированности компонента саморазвития.
(констатирующий эксперимент).


 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

215 чел.

35%

59%

5%

1 ЭГ – 15 чел.

34,8%

60%

5,2%

2 ЭГ – 15 чел.

35%

62,4%

2,6%

Анализируя данную часть анкеты, мы выяснили, что самостоятельностью обладают 47% учащихся, способны к самокритике 44,5% учащихся, к самообразованию – 65%.

В результате проведенного анализа анкеты, нами было выяснено, что:

- по сравнению со всеми компонентами, когнитивный компонент наименее всего сформирован у младших школьников. Мы считаем, что это связано с отсутствием краеведения в школах, как обязательного предмета, а те формы краеведческой деятельности, которые в настоящее время предлагаются дополнительным образованием охватывают небольшой процент школьников.

- выделяется из всех компонентов высоким процентом сформированности - личностный компонент, так как положительные качества личности закладываются в ребенка с детства семьей, школой, обществом.

- самый высокий показатель всех компонентов находится на среднем уровне, так как основная масса учеников имеет представление о гражданско-правовых нормах и правилах поведения в обществе, проявляет патриотические чувства, причем на бессознательном уровне. Но, необходима дальнейшая работа по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников, укрепление в них чувства любви, гордости и ответственности сначала за свою семью, Малую Родину, а затем за страну в целом (в старших классах) через повышение уровня всех компонентов личности школьника.

По количеству набранных баллов, учащиеся были поделены на три группы с низким, средним и высоким уровнем сформированности гражданственности и патриотизма по каждому компоненту соответственно (см. прил. 4).

Для выяснения ценностных ориентаций учащихся нами была проведена диагностика отношения к жизненным ценностям (А.И. Шемшурина) (см. прил. 5, табл. 5.1). Необходимо отметить, что 62,5% учащихся ориентированы на духовные ценности (быть человеком, которого любят, иметь верного друга, здоровье родителей, иметь доброе сердце) – высокий уровень, 29,1% - средний уровень, 8,3% - низкий.

Для выявления уровня сформированности деятельностного компонента нами была дополнительно проведена диагностика этики поведения (А.И. Шемшурина) (см. прил. 6, табл.6.1), проанализировав которую мы выяснили, что 58,3% учащихся имеют средний уровень нравственности поведения, 33,3% - высокий и лишь по 4,1% ниже среднего и низкий.

         С целью выявления уровня знаний о Комсомольске-на-Амуре была проведена анкета «Наш город Комсомольск» (см. прил. 7, табл. 7.1). В результате обработки тестов, мы выяснили, что 75,8% (1ЭГ-71,8%, 2ЭГ-76,2%) учащихся находится на низком уровне знаний о Комсомольске-на-Амуре, 24,2% (1ЭГ-28,2%, 2ЭГ-23,8%) - на среднем, 0% - на высоком. Лучшие результаты 1 ЭГ объясняются тем, что данные ученики живут в центральном районе города, где сосредоточены основные достопримечательности города, ребята чаще гуляют в парках, скверах, по улицам города.

Для выявления отношения учащихся к своему городу, была применена методика «Сочинение за неоконченной строкой», включающая 12 вопросов. Данную методику мы приведем полностью с наиболее часто встречающимися окончаниями предложений, так как считаем наиболее показательным примером отношения учащихся к своему городу.

1. Я люблю наш город, потому что я в нем родился и живу (57%); он очень красивый и в нем много зелени (24%); в нем есть река Амур (11%); много друзей (14%); много магазинов, тиров и парков (31%); есть мама (3%).

2. Мне нравится гулять по улицам нашего города, потому что свежий воздух (19%); есть красивые дома (25%); много парков, аттракционов (36%); зимой сугробы и горки, а летом цветы и солнце (26%); это моя родина (7%).

3. Мне не нравится, что в нашем городе нет Макдоналдса, метро и небоскребов (13%); много мусора, развалин (58%); злые люди, бандиты, пьяные (44%); в магазинах высоко полки (Миша Д., 2кл.); нет фонарей и вывесок светящихся (15%); мало горок и качелей для детей (32%); собаки гадят (9%).

4. Я горжусь, что живу именно в нашем городе, так как по середине течет река Амур (Вова Г., 2ЭГ); родилась здесь и это моя Родина (55%); много достопримечательностей (34%); есть где отдохнуть (20%); он моя родительница (Даша К., 2ЭГ); он большой, красивый, интересный, чистый, аккуратный.

5. Я бы хотел уехать жить в другой город, потому что… Почти никто из ребят не хочет уезжать из города, а многие хотят просто съездить на время: увидеть родственников (Даша К., 2ЭГ); узнать другой город, что в нем интересного, познакомится с новыми друзьями.

6. Я считаю, что каждый житель нашего города должен знать его историю, потому что, чтобы быть умной(ым) (28%); внукам рассказать его историю (Алексей Ф., 1ЭГ); может, что-нибудь случится с человеком; его спросят, а он не знает (Леша Т.,2ЭГ); могут спросить в школе (45%).

7. Для меня «Малая Родина» - это город (46%); мама, папа, моя семья (Катя Ч., 2ЭГ); двор (7%); квартира (5%); школа (5%); край (76%).

8. Я хотел бы, чтобы в нашем городе построили подземные переходы, эскалаторы; бесплатный магазин сладостей и дешевых дисков (Вова Б., 2ЭГ); такое здание, где можно загадать желание, и оно обязательно сбудется (Влад К., 2ЭГ); огромную спортивную площадку для детей; дома для престарелых (Настя М., 2ЭГ); супермаркет с эскалаторами; археологический музей (Витя К., 1ЭГ).9. Я считаю, что я патриот своего города, потому что люблю родину и свой город (34%); не мусорю (57%); знаю историю города (12%); уважаю людей (11%); готов отдать все для города (5%).

10. Гражданин города должен заботиться, любить, беречь город (25%); следить за порядком (10%); быть сильным, смелым, вежливым (15%); знать все правила и законы (5%); ходить в школу, поступить в институт (Катя Т., 2ЭГ); жить дружно; с всеми здороваться и улыбаться (Даша К., 2ЭГ);

11. Я люблю свой край, потому что он красивый, добрый, чистый, яркий; в нем родилась; много зверей, лесов, интересных мест; он моя родина; в нем много хороших людей, аттракционов и парков.

12. Я считаю, что в школах должны преподавать краеведение, так как это интересно (23%), важно (17%), весело (67%, можно узнать много нового (22%), каждый должен знать историю края (12%).

Исходя из полученных ответов, можно сделать несколько значительных выводов:

- так как многие из младших школьников никогда не выезжали за пределы города, то Комсомольск-на-Амуре кажется ребятам самым лучшим городом;

- учащиеся адекватно оценивают свой город, видят его положительные и отрицательные стороны, однако в будущем ребята мечтают о городе, где будут небоскребы, аквапарки, Макдоналдсы и т.п.

- многие высказывания ребят, явно, проговариваются взрослыми в их присутствии, поэтому своего мнения многие школьники еще не имеют;

- общее мнение учеников начальных классов о своем городе, о «Малой Родине» положительное, поэтому необходимо «удобрять» и развивать эту «почву».

Ранжирование личностных качеств (см. прил. 8), которые, по мнению младших школьников, проявляются в них, показало, что 54,7% из них выделяют патриотизм и 41,2% - гражданственность, которая уступила место таким качествам как общительность (53,7%) и самостоятельность (50%). Это связано с тем, что последние качества, в том числе и патриотизм более понятны учащимся, тогда как четкое знание прав и выполнение своих обязанностей ввело учащихся в затруднения. Кроме того, 57,5% учащихся сомневаются о наличии у них ответственности, а 52,2% - честности. Интересно, что наибольший процент у качества, которое больше не проявляется, чем проявляется - любознательность (23,7%). Отметим, что это качество характерно для данного возраста, но теряет свою значимость в связи с трудностями, которые испытывают учащиеся в школе.

Диагностика самооценки младших школьников была проведена по методике определения самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн, результаты которой представлены в таблице 11.

Таблица 11.

Диагностика самооценки младших школьников
(констатирующий эксперимент)


 

Здоровье

Умственное развитие

Характер

Счастье

 

А.С

В.С

Н.С.

А.С.

В.С

Н.С.

А.С.

В.С.

Н.С.

А.С.

В.С.

Н.С.

215 чел. (100%)

66%

32%

2%

81%

16%

3%

49%

47%

4%

62%

31%

7%

I ЭГ

63%

33%

4%

76%

24%

-

56%

44%

-

63%

33%

4%

II ЭГ

53%

40%

7%

83%

10%

7%

50%

43%

7%

70%

23%

7%

 

А.С. – адекватная самооценка В.С. – завышенная самооценка Н.С. – заниженная самооценка

Исходя из анализа полученных данных, мы видим, что наиболее адекватно учащиеся оценивают свою умственную деятельность (81%). Это связано с тем, что основной деятельностью на данном этапе их жизни является учеба, и система оценок в школе дает четкое представление об успеваемости учащихся. Завышенная самооценка по умственному развитию (16%) принадлежит тем учащимся, которые считаются в школе отличниками или стабильными хорошистами.

На втором месте по адекватности самооценки стоит здоровье учащихся (66%), потому что это наиболее показательный признак человека. Если ребенок постоянно болеет, то это сразу очевидно.

На третьем месте по адекватности самооценки выступает счастье (62%), которое у младших школьников означает: «сбываются мечты», «когда все радуются», «никто не болеет, нет войны», «родители рядом, отдельная комната и телефон», «добро и дружба, полный холодильник мороженого, можно долго спать», «хорошие оценки, не ругают», «есть друзья, которые помогут тебе в любую минуту», «когда осознаешь, что не будет конца света», «когда случилось что-нибудь хорошее». Заметим, что процент «несчастных» детей среди всех категорий самый большой (7%). Прежде всего, это связано с обстановкой в семье и плохими отношениями с одноклассниками, но не с успеваемостью. Проанализировав ответы учащихся на вопрос «Что такое счастье?» мы можем констатировать, что большая часть учеников говорит о счастье, как о материальном благе (71%), и только 29% - как о духовном благе.

На четвертом месте по адекватности самооценки стоит характер (49%), а процент завышенной самооценки по данной категории является наибольшим (47%). Мы считаем, это связано с тем, что большинство этих воспитанников являются единственными детьми в семье, либо семья не полная, где мать старается повысить самооценку своего ребенка.

Исходя из анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента данных, мы можем сделать вывод о том, что для гражданского и патриотического воспитания младших школьников есть все предпосылки, связанные как с учебно-воспитательным процессом в школе и в системе дополнительного образования, так и с характеристикой самого младшего школьника. Однако, можно констатировать тот факт, что гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников уделяется мало внимания как в системе общего так и дополнительного образования. Кроме того, младшие школьники еще не осознают себя полноправными гражданами страны, так как не чувствуют себя субъектами процессов, происходящих вокруг них. Взрослых не интересует тот жизненный опыт, который накоплен и является важным для каждого ребенка. Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента наметились те условия, которые будут способствовать наиболее эффективному процессу гражданского и патриотического воспитания. 

Библиографический список

1.     Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с. - ISBN 5-244-00380-1.

2.     Аверьянов, А.Н. О природе взаимодействия / А.Н.Аверьянов. – М., 1984. – 64 с.

3.     Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.

4.     Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М, 2006. - 365 с. - ISBN 5-7567-0274-1.

5. Аношина, Н.И. С любовью к родному городу / Н.И. Аношина // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 32-38

6.     Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1993. - Т. 14. - №2. – с. 3-16.

7.     Аристотель. Метафизика: Сочинения: В 4 томах. М., 1975 г. Т.1. С.65.

8.     Арсеньев, А. О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк / А. Арсеньев // Развитие личности. – 2005. - № 1. – С. 43-75.

9.     Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. - М.: Из-во МГУ, 1979. - 246 с.

10.      Багаутдинова, Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., 2002. - 98 с.

11.      Бармашова, Г. Морально-этические категории совести и стыда в контексте диалектики сознательного и бессознательного / Г. Бармашова // Философия образования. – 2006. - №2 (16). – 251-256.

12.      Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-85 / М.М. Бахтин. – М., 1986. – С. 82-160.

13.      Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1972. – 470 с.

14.      Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. – ISBN 5-8112-1693-9.

15.      Белинский, В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф. Смирнов. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с. - (Б-ка учителя).

16.      Белкин, А.С. Опора на витагенный опыт в процессе интеграции психолого-педагогических знаний [Текст]: [Пед. вуз] / А.С. Белкин, Л.П. Качалова // Образование и наука. - 2000. - № 4 (6). - С. 26-39.

17.      Белкин, А.С. " Витагенное " образование как научно-педагогическая категория [Текст] / А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая // Образование и наука. - 2001. - № 3 (9). - С. 18-28

18.      Белова, Т. Десять лет гражданскому образованию в России /Т. Белова // Граждановедение. – 2002. – №19. – с. 34-41.

19.      Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 312 с. – ISBN 5 – 89502 – 013 – 5 (Московский психолого-социальный институт), ISBN 5 – 89349 – 042 – 8 (Флинта).

20.      Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. – М.: «Книга», 1991. – 433 с. – ISBN 5-212-00417-9.

21.      Бердяев, Н. А. Этическая проблема в свете философского идеализма / Н.А. Бердяев // http://www.vehi.net/berdyaev/etich.html

22.      Бильгильдеева, Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации, автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.06 – теория и методика воспитания / Татьяна Юрьевна Бильгильдеева. - Кострома, 1999.

23.      Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. – 304 с. - (Б-ка учителя).

24.      Божович, Л.И. Проблема формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. – ISBN 5-89395-049-6.

25.      Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 392 с. – ISBN 5-87224-107-0.

26.      Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. – 464 с. – (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-02327-4.

27.      Буторина, Т.С. Воспитание па­триотизма средствами образования. / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинников. — СПб: KAPO, 2004. - 224 с.

28.      Бучилова, И.А. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / И.А. Бучилова, Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов. – М.: Изд-во: Парадигма, Академический проект, 2005. – 288 с. – ISBN 5-8291-0563-2/5-902833-08-6.

29.      Быков, А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А.К. Быков // Воспитание школьников. – 2006. - №5. – С. 4-7.

30.      Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / А. Быков // Воспитание школьников. – 2005. - № 10. – с. 2-6.

31.      Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. - №2. - С.37-42.

32.      Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников / А.К. Быков, Г.Н. Мусс, М.В. Слабоспицкая // Воспитание школьников. – 2009. - № 7. – С. 12-17.

33.      Быховский, Б.Э. Кьеркегор / Б.Э. Быховский. - М.: Мысль, 1972. – 238 с. - (Мыслители прошлого).

34.      Великие мыслители Запада / Пер. с англ. В. Федорина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – 656 с. – Серия «Академия». – ISBN 5-232-01087-5.

35.      Волкова, Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ [Текст] / Е.Н. Волкова. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – 128 с.

36.      Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. — М. Педагогика, 1991. – 480 с. – ISBN 5-7155-0358-2.

37.      Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

38.      Вырщиков, А. Патриотизм на службе России / А. Вырщиков, М. Кусмарцев // Воспитание школьников. - 2006. - №3. – С. 7-13.

39.      Вырщиков А.Н. Концептуальные основы патриотически ориентированного обра­зования: Монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусманцев. — Волгоград: Авторское перо, 2004.—160 с.

40.      Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев. - Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1955. – 296 с.

41.      Гаврилычева, Г.Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2006. - №12. - С. 10-16.

42.      Гаврилычева, Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С.14-19.

43.      Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. – 59 с.

44.      Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера //             Воспитание школьников 2005. - №10. - С. 6-8.

45.      Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические произведения. Т.1 / Вводная статья Н.К. Баумана и проф. Г.П. Вейсберга / И.Ф. Гербарт. – М.: Гос. уч.-пед. изд. Наркомпроса РСФСР, 1940. – 289 с.

46.      Герцен, А.И. О воспитании и образовании / Сост. В.И. Ширяев / А.И. Герцен, Н.П. Огарев. – М.: Педагогика, 1990. – 368 с. - (Педагогическая б-ка). – ISBN 5-7155-0297-7.

47.      Гин, А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность / Анатолий Гин. – Луганск: СПД Резников В.С. – 2006. – 100 с. – ISBN 966 – 8195 – 20 – 5.

48.      Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках. /А.А. Гиниятуллина // Начальная школа. – 2004. - №1. – С. 15-17.

49.      Горелова, Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания. / Е.В. Горелова, Н.Е. Седова // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета». - №7. - 2008 г. – С. 161-168. - ISSN 1997-9886.

50.      Горелова, Е.В. Организация летнего профильного лагеря «Агентство добрых дел» как средство гражданского и патриотического воспитания младших школьников / Е.В. Горелова // Внешкольник. Информационно-методический журнал. – 2010. - №2. – С. 50-54.

51.      Горелова, Е.В. «Моя Малая Родина. Сборник творческих заданий по краеведению для младших школьников». В 2-х частях. Ч.1 / Е.В. Горелова. – Комсомольск-на-Амуре. – Изд. дом «Эколог», 2009. – 63 с.

52.      Горский, В. А. Компетентностный подход в дополнительном образовании детей // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №2. - С. 5-9.

53.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.

54.      Гревцева, Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г.Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. - №9. – С. 14-16.

55.      Григорьева, Е.В. Реализация регионального компонента начального естественнонаучного образования в Челябинской области / Е.В. Григорьева // Начальная школа. – 2005. - №9. - С.20-22.

56.      Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие /Д. В. Григорьев // Право и образование. -2007. - № 1. - С. 90 – 99.

57.      Гурлитт, Л. О воспитании / Людвиг Гурлитт // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 241-252.

58.      Гусейнов, А.А. Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М.М. Бахтин) / А.А. Гусейнов // Этическая мысль. – Вып. 2. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 3-26.

59.      Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности. – 3-е изд., доп. и прераб. /А.А. Гусейнов. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 271 с. – ил. – (Ун-т молодого марксиста). – ISBN 5-235-00244-х.

60.      Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка /Владимир Даль. – М.: Русский язык. – 1978. – Т.3. П. – 1980. - 555 с.

61.      Джеймс, У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. – 368 с. – (Классики мировой психологии). – ISBN 5-7155-0402-3.

62.      Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина // Начальная школа. – 2004. - №5. – С. 19-22.

63.      Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма / И.М. Дуранов // Вестник ОГУ. - 2002. - № 1. – С. 55-58.

64.      Евлампиев, И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше (на материале ранних работ) / И.И. Евлампиев // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия… Вып. 3. 2000.

65.      Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина // Педагогика. - 2004. - № 7. С. 14-16.

66.      Закон РФ «Об образовании» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 77 с. – (Образование в документах и комментариях) ISBN 5-17-011270-Х (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-02682-5 (ООО «Издательство Астрель»).

67.      Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. – ил.

68.      Землицкая, Е. Родина – это часть тебя, а ты – часть ее / Е. Землицкая // Воспитание школьников. – 2005. - №5. - С. 61.

69.      Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 30-34.

70.      Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1994. – 624 с. – ISBN 5-268-01394.

71.      Ильин, И.А. О совести / И.А. Ильин // http://bogoslov.com/files/disk3/web.knigi./o.sovesti.2/prof.Ivan.Iljin.o.sovesti.htm

72.      Каменщикова, Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 20.06.06: утв. 15.12.06 / Каменщикова Евгения Николаевна. – Екатеринбург, 2006. – 168 с. – Библиогр.: с. 126-142. – 49К/51.

73.      Кант, И. Метафизика нравов: В 2 частях / Пер. с нем., примеч. С.Я. Шейман-Топштейн и Ц. Г. Арзаканьяна; Вступ. ст. М.М. Филиппова; Примеч. А.А. Тахо-Годи / И. Кант. – М.: Мир книги, Литература, 2007. – 400 с. - («Великие мыслители»). – ISBN 978-5-486-01153-5.

74.      Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / П.Ф. Каптерев. — М., 1982. — С. 606—607.

75.      Каргина, З. Значение дополнительного образования пока не оценивается должным образом. – 2000. - №5. – С. 27-28.

76.      Карлейль, Карлайл Томас (Carlyle, Thomas) (1795 - 1881) Афоризмы, цитаты // http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_carlyle3.html

77.      Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.: ил. – ISBN 57155-0381-7.

78.      Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 1976. – 303 с.

79.      Кошкина, И.В. Интеграция в начальной школе: уроки изобразительного искусства /И.В., Кошкина, Г.Б. Целимбровская // Начальная школа. - 2003. - № 10. – С. 82-85.

80.      Козлов, Н.И. Формула личности / Н.И. Козлов. – СПб. Издательство Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-8046-0023-0.

81.      Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Я.А. Коменский. – М.: Педагогик, 1982. – 656 с.

82.      Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с. – (Б-ка учителя). – ISBN 5-7155-0164-4.

83.      Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (принята коллегией РФ 6 октября 2004 г.) // Воспитание школьников. – 2005. - №6. - С. 2-8.

84.      Кузнецова, Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова // Педагогика. – 2006. - № 10. - С.95-102.

85.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе / Авт.-сост. И.А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 287 [1]с. – (Образование в документах и комментариях) – С. 6 - 36. ISBN 5-17-020511-2 (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5-271-07262-2 (ООО «Издательство Астрель»).

86.      Купряшина, Н.Д. Новые подходы к пониманию патриотизма,
патриотического воспитания и гражданственности / Н.Д. Купряшина // http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=2605

87.      Левченко, В.В. Интеграционные процессы в педагогической науке /В.В. Левченко. - Вестник СамГУ. - 2007. - № 5/1 (55). – С. 157-165.

88.      Лебедева, О. В. Патриотическое воспитание верноподданническое или гражданское? / О.В.Лебедева // Педагогика. – 2003. - № 9. - С.77-82.

89.      Левинас, Э. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. Избранное: Трудная свобода / Пер. с франц. - М.: 'Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 752 с. (Серия «Книга света»).

90.      Лекторский, В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2001. - №2 – С. 56-66.

91.      Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

92.      Леонтьев, А.Н. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа 2100». / А.Н. Леонтьев // Развитие личности. – 1999. - №1. – С. 40-52.

93.      Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.

94.      Лихачев, Д.С. Краеведение как наука и как деятельность /Д.С. Лихачев // Русская культура. - М.: Искусство. - 2000. - С.159-173.

95.      Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М.: «Прогресс – Традиция», «Традиция», 1998. – 416 с. – ISBN 5-89493-011-1.

96.      Локк, Д. Педагогические сочинения. / Д. Локк. – М., 1939. – С. 67-302.

97.      Лузина, Л. Воспитание как со-бытие / Л. Лузина // Воспитание школьников. – 2004. - №8. – с.2 -8.

98.      Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. – 2006. - №5. - С.52-59.

99.      Мазняк И.О. Понятие «патриотизм» в контексте сравнительного социологического исследования / И.О. Мазняк // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/38308.

100. Макаренко, А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит, статьи В. С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1988. — 256 с. - ISBN 5-250-00137-8.

101. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. – М.: Просвещение. - С. 88 – 304 .

102. Малькова, З.А. Педагогическая наука на новом этапе / З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский, В.С. Шубинский // Педагогика. -1989. -№.1. - С. 40-46.

103. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]: М.: «Академия», 2004. — 256 с. - 15ВК 5-7695-0877-9.

104. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Начальная школа. – 2007. - №4. - С.11-12.

105. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с. - (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00616-7.

106. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразователь­ных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. №30-51/433/16) // Воспитание школьников. – 2002. - №8. - С.2-13

107. Мехонцева, Д. Объективная цель воспитания – формирование самоуправляемой и управляемой личности / Диана Мехонцева // Народное образование. – 2001. - №8. – С. 16-22.

108. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия /В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. - №5. – С. 2-8.

109. Монтессори, М. Дом ребенка: метод науч. педагогики / Монтессори М; пер. с ит. С. Г. Займовского. - М : АСТ ; Астрель , 2006. - 272 с. – ISBN 5 - 17 - 031934 - 7; ISBN 5 - 271 - 11751 – 0.

110. Мудрик, А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение / А.В.Мудрик. – М., 1986. – 160 с.

111. Национальная доктрина развития российского образования (проект) // Народное образование. – 1996. - № 7. – С. 10 - 13.

112. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория / Л.И.Новикова // Педагогика. - 2000. -№6. - С. 28-35.

113. Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1959. – 255 с.

114. Овечкина, Н.Н. Краеведение в начальной школе / Н.Н. Овечкина // Начальная школа. – 2004. - №11. - С. 109-112.

115. Одоевский, В.Ф. Избранные педагогические сочинения / В.Ф. Одоевский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 368 с.

116. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 17-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз. - 1985. – 797 с.

117. Олпорт, Г. Становление: основные положения психологии личности / Гордон Олпорт // http://psylib.org.ua/books/olpor01/index.htm.

118. Опыт    патриотического     воспитания     младших     школьников средствами    туристско-краеведческой    деятельности:     Пособие    по реализации Государственной     программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001 - 2005 годы» / Под ред. М.Е. Амбросимовой. - М.: АРКТИ, 2004. - 208 с.

119. Острогорский, А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с. – (Педагогическая б-ка).

120. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с: ил. - ISBN 5—7107—7304—2.

121. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981. – 336 с. - (Пед. б-ка).

122. Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону. – Издательство «Феникс», 1996. – Том 2. – 416 с. – ISBN 5-85880-159-5.

123. Питинова, Т.Г. Изучение родного края / Т.Г. Питинова // Начальная школа. – 2006. - №11.

124. Платон. Протагор. // Платон. Соч.: В 3 тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1968.

125. Попова, А.И. Воспитание патриота России / А.И. Попова // Начальная школа 2007. - №2. - 39 с.

126. Прутченков, А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков // Воспитание школьников. – 2006. - №10. – С.2-5.

127. Психологические исследования общения / Под ред. Ломова, Б.Ф., Беляева, А.В., Носуленко, В.Н. – М.: Издательство «Наука», 1985. – 344 с.

128. Раицкая, Г.В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае / Г.В. Раицкая // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С. 52-55.

129. Райл, Э. Психоанализ, когнитивно-аналитическая терапия, психика и самость / Э. Райл, П. Фонаги // Журнал практической психологии психоанализа. – 2002. - №2.

130. Ривкин, Е.Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы /Е.Ю. Ривкин // http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37958.php?ELEMENTID=37958&PAGEN_2=2.

131. Роджерс, К. О становлении личности / Карл Роджерс // http://psylib.org.ua/books/roger01/txt06.htm.

132. Розин, В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа / В.М. Розин // Вопросы философии. – 2009. - № 7. – с. 91-106.

133. Роков, Г. О выработке идеала в нрав­ственном отношении / Г. Роков // Вестник воспитания. - 1896. - № 3. - С. 26—27.

134. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. - (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-318-00720-1.

135. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. – Серия «Мастера психологии). – ISBN 5-314-00016-4.

136. Рубинштейн, С. Л. Педагогика и психология (Печатается в порядке обсуждения) / С.Л. Рубинштейн // Педагогическое образование. - 1935. - № 6. - С. 16—25.

137. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 /Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский /Ж.-Ж. Руссо. – М.:Педагогика, 1983. – 336 с.

138. Савотина, Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. - №5. - С.2-7.

139. Сартр, Жан Поль. Экзистенциализм - это гуманизм /Жан Поль Сартр // http://scepsis.ru/library/id_545.html.

140. Саяпина, Н.Г. Ознакомление младших школьников с родным краем / Н.Г. Саяпина // Начальная школа. – 2001. - №2. - С. 76-78

141. Свинина, Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования / Н.Г. Свинина // Педагогика. – 2001. - № 7. – С. 27 – 31.

142. Седова, Н.Е. Новые подходы к подготовке учителей. В 2-х частях / Н.Е. Седова / Под ред. автора.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ун-та, 2003. Ч. 1 – 254 с., Ч. 2 – 275 с.– ISBN 5-85094-126-6.

143. Седова, Н.Е. Основы практической педагогики /Н.Е. Седова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – ISBN 978-5-9949-0043-7.

144. Седова, Н.Е. Инновационная деятельность педагогов в условиях Дальнего Востока / Н.Е. Седова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. университета, 1999. – 178 с. – ISBN 5-85094-127-4.

145. Седова, Н.Е. Как стать образованным человеком: Кн. для старшеклассников / Н.Е. Седова. – Петропавловск-Камчатский: ДВК, 1991. – 219 с. – ISBN 5-7440-0332-0.

146. Седова, Н.Е. Педагогика вокруг нас. – Петропавловск-Камчатский: А/О «Камчаткнига». – М.: ТОО «Вешки-М», 1995. – 379 с. – ISBN - ???

147. Сидоркин, А.М. Диалог в воспитании: к постановке проблемы / А.М.Сидоркин // Педагогика. -1996. -№ 2. - С. 48-56.

148. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии / В.И. Слободчиков // Развитие личности. – 2005. - №2. – С. 49-58.

149. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. /А.А. Смирнов А.А. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с. – ил.

150. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1980. – 1600 с. – ил.

151. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с. – ISBN 985-443-239-4.

152. Соловьев, В.С. Избранные произведения / В.С. Соловьёв. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.

153. Соколова, Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей. // Дополнительное образование. - 2003. - №1. – С. 54-63.

154. Стрелова, О.Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2002. - 367 c. - РГБ ОД, 71:03-13/84-1.

155. Стрелова, О.Ю. Национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования: Вопросы разработки и внедрения. - Хабаровск, 2003. - 148 с.

156. Субач, Г.В. Патриотизм как деятельность / Г.В. Субач // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Сборник статей региональной научно-практической конференции.  Магнитогорск, 2005.

157. Суворова, А. Н. Философия Мартина Хайдеггера и экзистенциональная философия / А.Н. Суворова // http://heideger.narod.ru/von/s.html

158. Сухомлинский, В.А. О воспитании \ Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270с.

159. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с. - (Б-ка учителя). – ISBN 5-7155-0145-8.   

160. Теплов, Б.Н. Избранные труды. В 2-х т. Т.1 /Б.Н. Теплов. – Педагогика, 1985. – 360 с. – ил.

161. Теплов, В. П. Теоретические аспекты интеграции /В.П. Теплов // Начальная школа. – 2004. - № 3 (11). - С.20-26.

162. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: “Наука”. – 1966. – 452 с.

163. Утков, П.О. Регионализация образования младших школьников /П.О. Утков // Начальная школа. – 2004. - №7. - С.83-86.

164. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с. – ISBN 5-318-00067-3.

165. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. – М.: «Просвещение», 1968. – 559 с.

166. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования России. – 2010. - №2. – С. 45-73.

167. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с. - ISBN 5-7834-0118-8.

168. Фейербах, Л. Основы философии будущего. Издание II / Л. Фейербах. – Государственное социально-экономическое издательство, 1937. – 150 с.

169. Философская энциклопедия. / Гл.   ред.   Ф. В. Константинов. М., «Советская Энциклопедия», 1967. – 592 с. – с илл.

170. Франк, С. Сочинения / С. Франк. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 800с. ISBN 985-433-894-0.

171. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368.

172. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 664 с. – (Классики зарубежной психологии). – ISBN 5-15-000777-3.

173. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – 415 с. – (Б-ка этической мысли). - ISBN 5-250-02353-3.

174. Хабаровский краевой компонент Государственного образовательного стандарта. Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Общественные и естественные науки», 1996.

175. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Т.1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского / Х. Хекхаузен. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с. – ил.

176. Холл, К.С. Теории личности / С. Келвин Холл, Линдсей Гарднер // http://psylib.org.ua/books/holli01/index.htm.

177. Целовальникова, А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско - краеведческой деятельности (на примере городского центра детского и юношеского туризма и краеведения г. Читы) автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 – общая педагогика / Анна Сергеевна Целовальникова. – Чита, 2006.

178. Черепанова, В.В. На уроках природоведения – о родном крае / В.В. Черепанова // Начальная школа. - 2000г. - №10. - С. 15-17.

179. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. - (Пед. б-ка).

180. Шварцман, К.А. Воспитание: Новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания / К.А. Шварцман, Л.В. Коновалов, О.Н. Крутова. – М.: Луч, 1983. – 302 с.

181. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. – М.: «Народное образование», «Школьные технологии», 2002. – 304 с. ISBN 5-87953-160-0.

182. Штрассер, М.А. Ценностные ориентиры в становлении духовности и патриотизма в молодежной среде / М.А. Штрассер // Патриотизм. Духовность. Нравственность: Материалы науч.-практ. конф. руководителей и специалистов, работающих   с   молодежью   (Иркутск, 8-10 октября 2001 г.) / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина. – Иркутск, 2001. – С. 34-50.

183.      Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1978. – 306 с.

184. Эмирбекова, Т.Э. Развитие культуры диалога младших школьников. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 – общая педагогика / Телли Эмирбековна Эмирбекова. – Ростов-на-Дону, 2007.

185. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. / Сост. Г.Б. Карпов. – М.: Педагогика, 1981. – 384 с. – ил..

186. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

187. Ярошевский, М.Г. История психологии. 3-е изд. дораб. / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 585 с.

188. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с. - (Мыслители XX века). – ISBN 5-250-01357-0.

189. Яусс, Х.Р. К проблеме диалогического понимания / Х.Р. Яусс // Вопросы философии. – 1994. - № 12. – С. 97 – 106.

190. Яшина, Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданское образование» / Н.Ю. Яшина // Начальная школа. - 2004. - №2. - С.39-42.