Журнал Информ-образование
Организация консультативной помощи в формате «консультанТЫ#сверсТЫники» при подготовке к ГИА»
Автор : Кашаева В. В.
Журнал : 2021. Выпуск 2
Дата публикации : 28 Декабря 2021
Проект «Организация консультативной помощи при подготовке к ГИА «КонсультантЫ#сверсТЫники»» предполагает формирование сообщества сверстников, готовых «учить друг друга взаимно и попеременно». Взаимообучение в значительной степени отвечает потребностям современного поколения школьников. Новизна идеи заключается в том, что участники образовательной деятельности являются сверстниками, для которых важны свобода выбора, ответственность, честность и партнерство. Принадлежность к одному поколению, способность говорить на одном языке, успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – всё это дает положительный эффект. Референтная группа становится для подростка местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении.
В проекте реализуются актуальные для системы образования направления[1] деятельности, а именно: обновление технологий организации образовательной деятельности для достижения результатов; разработка и реализация модели обучения «Учись, обучая».
Преимуществом проекта является интегративный характер, позволяющий применять в массовой практике продукты, полученные при реализации проекта «КонсультантЫ#сверсТЫники» в образовательных организациях на региональном, всероссийском уровне. Новая образовательная модель «Учись, обучая», основанная на применении интенсивных технологий обучения в паре, апробированных при проведении обучения консультантом-сверстником, включающем стажировку с учителем – супервизором при подготовке к ГИА, является инновационной формой совместной деятельности участников образовательных отношений.
Актуальность данного Проекта вызвана необходимостью разрешения следующих противоречий:
- между объективной потребностью гармоничного развития личности, качественной подготовки к ГИА и неэффективностью среднего общего образования;
- между необходимостью учёта индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика, обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков и действием консультантов-сверстников под прямым руководством учителя и в пределах формальной иерархической школьной структуры;
- между необходимостью формировать у школьников мотивы и потребности, наполненные гуманистическим содержанием и наличием у подростков низкого уровня активности и ответственности за свое дело.
Разрешение противоречий возможно посредством реализации модели «Учусь, обучая».
Цель: овладение навыками взаимообучения одноранговой группы для подготовки к ГИА, включающего стажировку с учителем - супервизором.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- разработать и обосновать модель обучения «Учись, обучая» (далее - Модель) посредством консультативной помощи при подготовке к ГИА;
- апробировать комплекс организационно-педагогических условий и учебно-методическое обеспечение организации консультаций для участников одноранговой группы при подготовке к ГИА, включающих стажировку с учителем – супервизором;
- ориентировать и мотивировать участников образовательных отношений к взаимообучению при подготовке к ГИА;
- транслировать лучшие практики, направленные на эффективную реализацию Модели на региональном, всероссийском уровне.
Целевая аудитория Проекта: обучающиеся 9-11 классов.
Гипотеза: взаимообучение проходит эффективно, если:
- использовать обучение в паре (сверстник-учитель/сверстник-ученик);
- подростки чувствуют уважение к себе и к своему жизненному опыту;
- каждый ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными способностями.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что определены методические принципы образовательной модели «Учись, обучая» и разработана система для её управления, позволяющая развивать конкурентоспособные качества выпускника.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная и апробированная модель «Учусь, обучая»: консалтинговый курс «Школа консультанта», курс для педагогов «Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе» (Е.Н.Куксо), «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов?»; тренинг развития творческого мышления; тренинг командообразования могут быть использованы не только в средней школе, но и в образовательных учреждениях любого уровня и форм собственности.
При разработке данной модели использовался ряд принципов, позволивших существенно повысить качество образования в школе и обеспечить индивидуализацию образовательной деятельности.
Принцип сотрудничества. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит к массовому и качественному знанию учебного материала.
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
Принцип взаимообучения. Обучающиеся в процессе обучения, обучая друг друга, обмениваются знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Принцип индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав аудитории (комплектование групп); адаптация к учебному процессу; способность к восприятию нового; применение таких формы и методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.
Принцип самоконтроля и саморегулирования. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений.
Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности: желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Этапы проработки проекта
Поиск «точек роста»:
- подготовка консультантов-сверстников, включая стажировку с учителем-супервизором;
- использование предметных моделей для обучения сверстников, определение последовательности действий по достижению цели;
Проработка «точек роста»:
- передача учебного материала различными способами в процессе взаимообучения;
- Новые ниши-продукты
- Система мотивации и управления развитием
- Обучение персонала
- Качество работы
- Оптимизация структуры и объемов работы
Внедрение:
- готовность привлечь сверстников к обучению по модели «Учись, обучая»;
- организация сотрудничества по внедрению модели в реальную жизнь;
Сопровождение внедрения.
Поиск новых «точек роста».
Рефлексия
- готовность оценивать свои учебные достижения в использовании модели, представлять результат в различных формах
План реализации проекта
№ |
Основное мероприятие проекта |
Количественные показатели |
Поиск «точек роста» - |
||
1. |
Создание нормативно- правовой базы Проекта |
Положение, договоры оказания услуг |
2. |
Разработка и обоснование модели |
Модель управления |
3. |
Определение методических принципов проектирования многопрофильной образовательной среды |
Проект |
4. |
Консалтинговый курс для школьников «Школа консультанта» |
консультации |
5. |
Провести курс для педагогов «Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе» (по Е.Н.Куксо), «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов?» |
Курсовая подготовка |
6. |
Провести тренинг развития творческого мышления (10 класс); тренинг командообразования (10 класс) |
тренинг |
7. |
Составление плана реализации проекта |
План реализации проекта |
8. |
Диагностика компетенций: предметной, коммуникативной, деятельностной, личностной, социальной, а также наличие устойчивой мотивации к активному участию в обучении по модели «Учись, обучая» |
Мониторинг |
9. |
Аналитический отчёт о промежуточных результатах Проекта |
Отчет |
Проработка «точек роста» - |
||
10. |
Составление индивидуального образовательного маршрута[2] (на каждого консультанта) и образовательной программы «КонсультантЫ#сверсТЫники»» |
Индивидуальный образовательный маршрут, образовательная программа |
11. |
Организация продуктивной образовательной деятельности по модели «Учись, обучая» |
Консультативные занятия |
12. |
Проведение мастер-классов (в рамках курсовой подготовки РИРО для педагогических работников |
Мастер-классы Курсы (дистанционные) |
13. |
Интенсивные осенние, весенние каникулярные школы для обучающихся г. Салехард: |
|
14. |
Коммуникативные тренинги |
Участники- обучающиеся по модели |
15. |
Родительский лекторий |
Родительские собрания, консультации, занятия консалтингового центра |
16. |
Сопровождение подготовки одаренных школьников[3] к участию в научных конференциях муниципального, регионального, российского уровней по модели «Учись, обучая». |
Тренинг по подготовке к |
17. |
Мастер-классы учеников «Я-консультант» |
Мастер-классы учеников |
18. |
Всероссийский проект «Путь к Олимпу» тренинг по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников |
Тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников |
19. |
Презентация деятельности в СМИ (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) |
Количество и качество репортажей, статей, заметок и иных публикаций в СМИ федеральном, региональном и муниципальном уровнях и в сети Интернете (включая социальные сети), реакция на них общественности (обратная связь) |
20. |
Аналитический отчёт о промежуточных результатах проекта |
Отчет |
Внедрение - |
||
21. |
Аналитический отчёт об итоговых результатах проекта |
Отчет |
22. |
Видеоролик «КонсультантЫ#сверсТЫники»» |
Трансляция лучших практики |
23. |
Сборник печатной продукции (авторская педагогическая техника: приемы, способы, методы, результаты инновационной деятельности, методические рекомендации) |
Распространение опыта работы |
24. |
Объединённый каталог информационно-образовательных ресурсов, информационно-образовательные кейсы, другие учебные и методические материалы «Логика стратегических подходов к обучению и подготовке к ГИА» (совместно с РИРО) |
Распространение опыта работы |
Рефлексия |
||
25. |
Экспертиза содержания работы, организация обратной связи, комментирование высказываний, резюмирование и подведение итогов |
мониторинг |
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень компетентностей, освоенных всеми участниками образовательного процесса в рамках проекта;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- организация такого образовательного процесса, который максимально способствует качественной подготовки к ГИА;
- самостоятельное формирование учащимися индивидуальной образовательной траектории как основы продолжения образования через социализацию.
Информация об основных исполнителях проекта
Ф.И.О. |
Должность в проекте |
Обязанности
|
Место работы, занимаемая должность |
Менеджер образовательной деятельности ОО |
Общее руководство образовательной деятельности ОО. Разработка и апробация пакета условий, обеспечивающих инновационную деятельность ОО в реализации Проекта. |
||
Диспетчер образовательной деятельности ОО |
Тактическое управление командно-проектного вектора развития. Разработка и апробация модели управления инновационного проекта |
|
|
Диспетчер образовательной деятельности |
Разработка, апробация и реализация рабочих программ, индивидуальных учебных планов (каждого ученика), расширение, форм деятельности. |
|
|
Администратор информационного центра |
Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая ремонт техники, системное администрирование, поддержку сайта школы) |
||
|
кураторы консультантов |
узкий специалист, разработка и апробация рабочих программ учебных модулей. Организация теоретико-практической деятельности обучающихся, организация социальных и профессиональных проб. Систематизация метапредметных связей. |
|
руководитель коммуникативного тренинга |
проецирование конструктивного коммуникативного поведения, создающего комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия, и экспертиза содержания работы, организация обратной связи, комментирование высказываний, резюмирование и подведение итогов |
|
|
Фасилитатор коммуникативного тренинга |
контролирует ход тренинга педагогического общения и обеспечивает соблюдение его правил и процедур. Он вовлекает всех обучаемых в работу и способствует их активному взаимодействию между собой, что позволяет всем участникам тренинга сконцентрироваться на игровых и обучающих целях и содержании игрового упражнения |
||
Тьютор |
Организация практической деятельности обучающихся (социальных и профессиональных проб) |
||
Руководитель мастерской, лаборатории –проектной деятельности. |
Организация и сопровождение проектной, научно-исследовательской деятельности. Координатор проектов |
Анализ рисков проекта и пути их преодоления
Возможные риски при реализации проекта могут возникнуть |
Методы устранения рисков |
- в случае неприятия проекта всеми членами педагогического коллектива, т.к. недостаточный опыт инновационной работы учителей школы в этом направлении, перегрузка учителей; - в случае отсутствия заинтересованности решения этой проблемы со стороны органов управления образованием; - в случае отсутствия поддержки со стороны общественности и родителей обучающихся; - в случае отсутствия лидеров и помощников в подростковой среде; - в случае отсутствия подростковой общности, желающей решать учебные и социальные задачи. |
- управление по целям и результатам; - целенаправленная работа по формированию положительного общественного мнения о результативности обучения в каникулярной парк-школе - супервизия за консультантами; - выявление естественных лидеров и помощников; - обеспечение доступа к навыкам «входа в систему» («systementry» skills); - это вовлечение должно быть развивающим; - поощрительная система оценки деятельности консультантов-сверстников; - среди сверстников должна формироваться общность, решающая общие учебные и социальные задачи. |
Снижению рисков будет способствовать |
|
- Деятельность муниципальной системы образования по приобщению педагогов к ценностям инновационных подходов в образовании. - Выстраивание матричных структур управления на основе делегирования полномочий на всех уровнях управления с созданием соответствующей нормативно-правовой базы. |
Библиографический список
- Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.
- Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. 2012. № 60. C. 5–18. DOI: 10.17853/1994-56392012-6-5-18 2. Дьяченко В. К. Дидактика: в 2 т. М., 2006. T. 1. 400 с.
- Гришко Н. В., Лернер П. С., Медведева О. Б. Школа открытых дверей: социальная образовательная система / Из опыта работы Одинцовский средней общеобразовательной школы № 15 / Под ред. чл-корр. РАО С. Н. Чистяковой. – Одинцово, 2007. –145 с.
- Давыдова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое softskills и как их развивать. URL: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 29.08.17).
- Джон ван Маурик. Эффективный стратег: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002.
- Дюгай Е. Е., Гущина Л. А. Формирование компетенций: миф или реальность // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. М., 2012. С. 7–12.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Отдел оперативной поли - графии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011
- Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации-М.: Сентябрь, 2013-160 с.
- Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. – М.: НИУ ВШЭ, 2008. – 39 с.
- Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс/Стивен Кардел/Пер. с англ. Т. Ткаченко. — М.: Фаир-Пресс, 2005.
[1]Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
[2]Кашаева В.В. Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку "Стилистика и культура речи" - публикация на сайте ped-kopilka.ru
[3]Губогло З.И. Развитие детской одарённости. Образовательный потенциал: материалы Международной ярмарки образовательных технологий. 26 декабря 2011г./гл. ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011.-796с. ISBN 978-5-905389-12-2.