Журнал Информ-образование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности по английскому языку
Автор : Мухортикова Д. С.
Журнал : 2021. Выпуск 2
Дата публикации : 28 Декабря 2021
Изучение английского языка в общеобразовательной школе является обязательным компонентом основного общего и среднего общего образования. Помимо общеразвивающего и общеучебного компонента этот предмет дает широкие возможности для развития личности самого ученика, дает ему шанс качественно улучшить свое будущее. Знание иностранного языка на достаточном уровне помогает преодолеть языковой барьер при общении со сверстниками из других стран, в путешествиях, при работе с бумагами, инструкциями, англоязычным содержанием в сети Интернет.
Знание иностранного языка способно повысить конкурентоспособность выпускника и дает преимущество при устройстве на работу.
Дополнительным стимулом для изучения английского языка является наличие в программе общекультурного компонента, где раскрывается информация о стране изучаемого языка. В программе средней общеобразовательной школы данная информация содержится фрагментарно и не дает полного представления о культуре страны изучаемого языка. Данным фактом и обусловлена актуальность разработки дополнительной программы внеурочной деятельности по предмету английский язык.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка посредством литературы, на наш взгляд, является наиболее оптимальным, так как именно литература разных периодов отражает изменения, которым подвергался язык под влиянием социальных, политических и культурных изменений. Посредством изучения письменных произведений различных авторов, можно узнать какие формы языка являлись актуальными у современников автора. Данный подход помогает легче усвоить знания о структуре самого языка и понять причины его изменения.
Чтение произведений, их анализ, обсуждение, инсценировка сюжета позволяют не только овладеть социальными и культурными знаниями о стране изучаемого языка, но и способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся, что является целью данной программы курса внеурочной деятельности, и соответствует требованиям Федерального государственного стандарта в области обучения английскому языку.
Программа курса внеурочной деятельности «Английский язык в книгах» основанная на чтении зарубежной литературы, способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей учащихся. Программа призвана повысить уровень мотивации, тем самым сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, что соответствует требованиям ФГОС СОО в старшей школе.
Данная программа сформирована с учетом особенностей старшей ступени общего образования и имеет общекультурное направление.
Цель и задачи программы
Программа курса внеурочной деятельности «Английский язык в книгах» является дополнительной для базового школьного курса по предмету «Английский язык».
Данная программа знакомит учащихся со знаменитыми литературными произведениями стран изучаемого языка, способствует расширению кругозора учащихся, формированию языковой картины мира и призвана повысить интерес у учащихся к предмету «Английский язык».
Цель программы «Английский язык в книгах» является создание условий для развития всех видов речевой деятельности у учащихся старшей школы при чтении литературных текстов на английском языке. Эта цель предполагает подготовку учащихся к межкультурному общению посредством развития коммуникативных навыков, социокультурных и социолингвистических знаний о стране изучаемого языка.
Достижение поставленной цели при реализации программы курса внеурочной деятельности предусматривает решение следующих основных задач:
-
Осуществить взаимосвязь общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
-
Расширить уровень знаний учащихся о культуре стран изучаемого языка, посредством чтения литературных произведений;
-
Повысить общий уровень владения английским языком;
-
Создать условия для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством развития всех видов коммуникативной деятельности;
-
Развить индивидуальность каждого учащегося во время внеурочной деятельности;
-
Формировать личностные, ценностно-смысловые ориентиры и установки;
-
Формировать личностные регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;
-
Более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения учащихся;
-
Расширить возможности социализации учащихся;
-
Обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
II. Ожидаемые результаты освоения курса
Реализация программы «Английский язык в книгах» предполагает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
-
Развитие мотивации к изучению образцов художественной литературы как способу изучения английского языка;
-
Создание целостного мировоззрения, учитывающего природное, социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
Толерантное, уважительное и доброжелательное отношение к отличительным особенностям жизни, культуре и традициях представителей других стран;
-
Развитие коммуникативной компетенции;
-
Способность и готовность вести дискуссию, диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания в результате обсуждения;
-
Способность и готовность к духовному развитию;
-
Уважение и интерес к литературным ценностям других стран;
-
Развитие эстетического вкуса через освоение художественного наследия народов мира;
-
Развитие навыков работы в различных видах сотрудничества (в парах, группах) индивидуально.
Метапредметные результаты
-
Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе обучения;
-
Владение навыком самодисциплины и самооценки выполненной работы;
-
Умение использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных целях;
-
Умение работать с глоссарием;
-
Умение корректно отстаивать свою точку зрения и принимать противоположную, используя адекватные языковые средства;
-
Владение навыками логически правильного изложения содержания прочитанного;
-
Умение анализировать, аргументировать свое мнение, вырабатывать собственное отношение к ним;
-
Умение обобщать информацию, строить логичное рассуждение, умозаключение, делать выводы;
-
Владение навыками учебно – исследовательской работы и проектной деятельности;
-
Умение использовать информационно – коммуникационные технологии и сеть Интернет для поиска информации;
-
Умение презентовать свою работу, выступать на публике.
Предметные результаты
В области чтения:
- Развитие навыков ознакомительного, изучающего и поискового/просмотрового чтения аутентичных текстов различных жанров;
- Развитие умения отделять главную информацию, выявлять наиболее значимые факты;
- Формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
- Приобщение через изучение иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
- Формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
В области аудирования:
- Развитие умения воспринимать и понимать аутентичные иноязычные тексты на слух;
В области говорения:
- Развитие навыков устной монологической и диалогической речи с помощью пересказов, передачи информации в связных аргументированных высказываниях, обсуждениях, дискуссиях;
- Планирование своего речевого поведения с учетом статуса партнера по общению;
- Достижение достаточного уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
В области письма:
-
Формирование навыков письменно выражать свою точку зрения;
-
Овладение различными жанрами и формами письменных высказываний на основе предложенного литературного произведения;
В области лексики:
- Расширение словарного запаса учащихся;
- Использование в речи новых лексических единиц;
В области фонетики:
- Развитие слухопроизносительных и ритмико – интонационных навыков оформления речи, с помощью прослушивания аутентичных аудиотекстов, посвященных реальным жизненным ситуациям и культурно – историческим событиям, имеющим место в литературных произведениях;
В области грамматики:
- Развитие навыков распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений;
В области проектной деятельности:
- Развитие умения самопрезентации, работы в сотрудничестве над итоговым проектом;
В области социокультурного обучения:
- Владение знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка, умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
- Умение выделять общее и различное в культуре родной страны и странах изучаемого языка.
III. Структура и содержание изучаемого курса
Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа, разработана для использования во внеурочное время и предназначена для учащихся 10 классов, увлечённых чтением художественной литературы на английском языке, желающих пополнить свой словарный запас и общий фонд лингво – культурологических знаний.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и опирается на знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения английского языка в урочное время. Возраст обучающихся – 15-17 лет. Срок реализации программы – 1 год.
IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Курс внеурочной деятельности «Английский язык в книгах» предполагает использование следующего учебно-методического обеспечения:
- Книга для чтения «Кентервильское приведение» (по О. Уайльду) в пересказе Д. Дули, В. Эванс, Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М: “Express Publishing”: Просвещение, 2011.
- Аудиоприложение (audio CD) к книге для чтения «Кентервильское приведение» (по О. Уайльду).
- Наглядный материал: презентации по истории развития художественной литературы Англии и Америки; биографии авторов, представленные в видео материалах или презентациях;
- Раздаточный материал: сонеты, сказки, краткие рассказы напечатанные на бумаге формата А4.
При проведении занятий по курсу «Английский язык в книгах» требуется следующее материально-техническое обеспечение:
- Ученические столы с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и раздаточного материала.
- Компьютер;
- Интерактивная доска (по возможности);
- Мультимедийный проектор;
- Экспозиционный экран;
- Аудиомагнитофон / музыкальный центр;
- Колонки.
Тематическое планирование по курсу
«Англия в книгах» 10 класс (34 часа)
№ п/п |
Предметное содержание |
Даты проведения |
Характеристика видов деятельности |
|
План |
Факт |
|||
|
Обзор английской литературы XVI-XVII веков |
|||
1. |
Вводный урок (введение в тематику курса). |
|
– знакомятся с историей английской литературы; – узнают о жанровом разнообразии художественной литературы Англии 16-17 веков. – проходят викторину; |
|
|
William Shakespeare |
|||
2. |
Биография Ульяма Шекспира |
|
– знакомятся с биографией автора; – списком его произведений; – выбирают из предложенных стихотворений понравившееся; – прослушивают его; |
|
3. |
Произведения автора. Сонеты |
|
– работают с лексикой, переводят текст сонета; – пишут анализ по выбранному сонету с описанием главной мысли автора; |
|
|
Обзор английской литературы XVIII века |
|||
4. |
Обзор английской литературы XVIII века |
|
– знакомятся с историей английской литературы; – узнают о жанровом разнообразии художественной литературы Англии 18 века; – отвечают на вопросы по теме; |
|
|
Daniel Defoe. Storm. |
|||
5. |
Биография автора |
|
– знакомятся с биографией автора; – изучают вопросы после прочтения биографии автора и отвечают на них (упр.1); – выполняют задание на исправление утверждений (упр.2); |
|
6. |
Произведения автора |
|
– кратко знакомятся с произведениями автора, их персонажами; |
|
7. |
Рассказ «Шторм» |
|
– рассматривают иллюстрации, читают заглавие эпизода; – прогнозируют конец произведения по иллюстрациям и заголовку главы; – читают рассказ; – выполняют задание на расположение событий в нужном порядке (упр.2); – строят монологическое высказывание о наиболее понравившемся герое или эпизоде произведения. |
|
|
Обзор английской литературы XIX века |
|||
8. |
Обзор английской литературы 19 века |
|
– знакомятся с историей английской литературы; – узнают о жанровом разнообразии художественной литературы Англии 19 века; – проходят викторину; |
|
|
Charles Dickens. A Christmas Carol |
|||
9. |
Биография автора |
|
– знакомятся с биографией автора; – изучают вопросы после прочтения биографии автора и отвечают на них (упр.1); – выполняют задание на исправление утверждений (упр.2); |
|
10. |
Произведения автора |
|
– кратко знакомятся с произведениями автора, их персонажами; |
|
11. |
Сказка «Рождественская песнь» |
|
– рассматривают иллюстрации, читают заглавие эпизода; – прогнозируют конец произведения по иллюстрациям и заголовку главы; – читают рассказ; – выполняют задание на расположение событий в нужном порядке (упр.2); – строят монологическое высказывание о наиболее понравившемся герое или эпизоде произведения. |
|
|
Обзор английской литературы XIX-XX веков |
|||
12. |
Обзор Английской литературы 19-20 веков |
|
– знакомятся с историей английской литературы; – узнают о жанровом разнообразии художественной литературы Англии 19 – 20 веков; – проходят викторину; |
|
|
Oscar Wilde. The Centerville Ghost |
|||
13. |
Биография автора |
|
– знакомятся с биографией автора; – изучают вопросы после прочтения биографии автора и отвечают на них (упр.1); – выполняют задание на исправление утверждений (упр.2); |
|
14. |
Произведения автора |
|
– кратко знакомятся с произведениями автора, их персонажами; |
|
15. |
Повесть «Кентервильское привидение». Главы 1-3. |
|
– рассматривают иллюстрации, читают заглавие эпизода; – прогнозируют конец произведения по иллюстрациям и заголовку главы; – слушают эпизод, проверяют правильность своих предположений; – читают главу, выполняют задание на поисковое чтение (упр.1); – выполняют задание на расположение событий в нужном порядке (упр.2); – обсуждают в группах вопросы личностного отношения к событиям эпизода; |
|
16. |
Повесть «Кентервильское привидение». Главы 4-6. |
|
– читают эпизод, выполняют подстановочное упражнение; – выполняют задание на сопоставление картинок и фрагментов из текста; – обсуждают в группах произошедшие события; – пересказ текста в форме диалога; – разыгрывают предложенный диалог по ролям; |
|
17. |
Повесть «Кентервильское привидение» . Главы 7-9. |
|
– слушают эпизод, проверяют правильность своих предположений; – читают главу, выполняют задание на поисковое чтение; – выполняют задание на расположение событий в нужном порядке; – обсуждают в группах вопросы личностного отношения к событиям эпизода; – высказывают свою точку зрения на конец произведения; |
|
18. |
Фронтальный/индивидуальный тест. |
|
– выполняют фронтальный/индивидуальный тест по содержанию прочитанного произведения; |
|
|
Американская литература XIX века (Уолт Уитман, Эмили Диккенсон) |
|||
19. |
Американская литература 19 века |
|
– знакомятся с историей американской литературы; – узнают о жанровом разнообразии художественной литературы Америки 19 века. – проходят викторину; |
|
|
Edgard Alan Poe |
|||
20. |
Биография автора |
|
– знакомятся с биографией автора; – изучают вопросы после прочтения биографии автора и отвечают на них (упр.1); – выполняют задание на исправление утверждений (упр.2); |
|
21. |
Произведения автора |
|
– кратко знакомятся с произведениями автора, их персонажами; |
|
22. |
Черный кот |
|
– знакомятся с героями произведения; – выполняют задания на поисковое чтение (упр.4); – обсуждают в парах и в группах вопросы о героях произведения, дискутируют; |
|
23. |
Черный кот (Заключение) |
|
– готовят краткие монологические высказывания - описание одного из персонажей текста; – обсуждают в парах и записывают идеи, предположения о том, что произойдет с героями произведения; – письменно составляют краткое описание наиболее понравившегося персонажа из предложенного набора слов и выражений. |
|
|
Обзор американской литературы конца XIX века - начала XX века |
|||
24. |
Обзор американской литературы конца 19 начала 20 века |
|
– знакомятся с историей американской литературы; – узнают о жанровом разнообразии художественной литературы Америки конца19 века начала 20 века; – проходят викторину; |
|
|
Jack London |
|||
25. |
Биография автора |
|
– знакомятся с биографией автора; – изучают вопросы после прочтения биографии автора и отвечают на них (упр.1); – выполняют задание на исправление утверждений (упр.2); |
|
26. |
Произведения автора |
|
– кратко знакомятся с произведениями автора, их персонажами; |
|
27. |
Враг всего мира |
|
– знакомятся с героями произведения; – выполняют задания на поисковое чтение (упр.4); – обсуждают в парах и в группах вопросы о героях произведения, дискутируют; |
|
28. |
Враг всего мира (Заключение) |
|
|
– готовят краткие монологические высказывания - описание одного из персонажей текста; – обсуждают в парах и записывают идеи, предположения о том, что произойдет с героями произведения; – письменно составляют краткое описание наиболее понравившегося персонажа из предложенного набора слов и выражений. |
|
Обзор американской литературы XX века |
|||
29. |
Обзор американской литературы 20 века |
|
|
– знакомятся с историей американской литературы; – узнают о жанровом разнообразии художественной литературы Америки 20 века; – проходят викторину; |
|
Ernest Hemingway |
|||
30. |
Биография автора |
|
|
– знакомятся с биографией автора; – изучают вопросы после прочтения биографии автора и отвечают на них (упр.1); – выполняют задание на исправление утверждений (упр.2); |
31. |
Произведения автора |
|
|
– кратко знакомятся с произведениями автора, их персонажами; |
32. |
Кошка под дождем |
|
|
– знакомятся с героями произведения; – выполняют задания на поисковое чтение (упр.4); – обсуждают в парах и в группах вопросы о героях произведения, дискутируют;
|
33. |
Кошка под дождем (Заключение) |
|
|
– готовят краткие монологические высказывания - описание одного из персонажей текста; – обсуждают в парах и записывают идеи, предположения о том, что произойдет с героями произведения; – письменно составляют краткое описание наиболее понравившегося персонажа из предложенного набора слов и выражений. |
34. |
Практическая работа. Выполнение краткосрочного проекта. |
|
|
– делятся на группы; – формулируют тему, проблему, гипотезу проекта; – планируют деятельность по реализации проекта; – занимаются сбором информации. – выбирают форму презентации проекта; – готовятся к защите проекта. |
Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя)
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
- Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/ – нормативные документы, программы элективных курсов.
Книги для чтения (для учащихся)
- William Shakespeare. Sonnets: https://www.stihi-rus.ru/World/Shekspir/
- Daniel Defoe. Storm: https://www.litres.ru/daniel-defo/the-storm-an-essay/chitat-onlayn/
- Charles Dickens. A Christmas Carol: https://www.charlesdickenspage.com/carol-dickens-reading-text.html
- Oscar Wilde. The Canterville Ghost: https://www.wilde-online.info/the-canterville-ghost.html
- Edgar Alan Poe. Black Cat: http://englishstory.ru/edgar-poe-the-black-cat-a-horror-story-in-english-for-beginners-1843.html
- Jack London. The Enemy of All the World: http://www.eastoftheweb.com/short-stories/UBooks/EneAll.shtml
- Ernest Hemingway. Cat in the Rain: https://lingvistov.ru/blog/reading-club/reading-club-intermediate-cat-in-the-rain-by-ernest-hemingway/