В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Творческий проект «Моя станица» (на примере станицы Качалинской)

Автор : Кулдашова Н. В.

Журнал : 2021. Выпуск 2

Дата публикации :  28 Декабря 2021

Методический паспорт проекта

Руководитель проекта: педагог ДОО подготовительной группы.

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, станичники.

Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю, традициям и обычаям своего народа.

Возраст детей, участников проекта: дети 6–7 лет.

Предмет проекта: история родной станицы.

Тип проекта:

по методу: поисковый;

по содержанию: дошкольник, общество и историческое прошлое малой Родины;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: краткосрочный.

Цель проекта: воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления их с историей родной станицы.

Задачи:

  1. Дать элементарные сведения по истории станицы.

  2. Познакомить детей с людьми, прославившими свой родной край.

  3. Воспитывать чувства уважения к старшим, гордости за свою родную землю.

  4. Приобщать детей к целостному взгляду на историю посредством совместной деятельности детей и их семей.

Намечаемые действия: познакомить детей с историей родной станицы, обычаями и традициями донских казаков, посетить с ними школьный музей. Объявить среди детей и их родителей конкурс на лучшую поделку или рассказ о казачестве с использованием семейных реликвий или другого материала об истории и традициях казачества. По итогам работы подготовить выставку, фотоэкспозицию и праздничное мероприятие «Моя станица».

Материально-техническое обеспечение:

  • аудио-, видеосистемы, фотоаппаратура, мультимедийная установка, телевизор;

  •  библиотека для детей и родителей с подбором исторической литературы;

  • наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

  • выставки книг, рисунков, поделок;

  • помещения для проведения открытых мероприятий (групповая комната, музыкальный зал).

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;

  • наличие методических разработок;

  • интеграция со специалистами детского сада.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность проекта.

Решение о создании проекта вызвано следующими обстоятельствами:

  • во-первых, в последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из непростых исторических периодов. Но как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свой родной край, землю, на которой родились и выросли;

  • во-вторых, из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине.

Именно поэтому очень важно начинать процесс формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте.

Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства в этом возрасте очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Таким образом, воспитать детей патриотами – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Предполагаемый результат:

  1. Освоение детьми доступных знаний об истории родного края, традициях и обычаях донских казаков; осознание нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий. 

  2. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. 

  3. Проявление детьми внимания и уважения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, оказание им посильной помощи. 

  4. Создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников в ДОО.

Этапы проведения и реализации проекта


Этапы

Сроки

Задачи и содержание деятельности

1

2

3

Вводный этап

 

– Выбор темы и разработка проекта;

– составление перспективного плана;

– обращение в станичную школу и библиотеку для сбора информации по истории станицы;

– поисковая деятельность;

– экскурсии в школьный музей и участие в выставочной композиции «История станицы и станичников» в библиотеке; экскурсия в библиотеку;

 

 

– выявление у родителей воспитанников ценностных жизненных ориентаций через анкетирование и собеседования;

– организация НОД с целью поддержания у детей интереса к истории родного края;

– изучение новых методик и технологий по вопросам патриотического воспитания детей

Практический этап

 

– Подготовка теоретического материала и разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценариев праздников;

– проведение совместных мероприятий с ветеранами-станичниками, родителями;

 

 

– создание экспозиции «История моей родной станицы»;

– разучивание с детьми казачьих игр, песен
и плясок;

– организация выставки детских рисунков, фотовыставки, создание стенгазеты

Обобщающий этап

 

– Обобщение итогов работы с детьми;

– подготовка отчета о проделанной работе
и оформление материалов;

– выпуск методических рекомендаций

Занятие «На донской земле есть родная станица…» (технологическая карта НОД)

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Раздел: формирование первичных представлений о малой родине.

Педагогическая цель: расширить знания детей о родной станице, ее достопримечательностях, развивать у детей
познавательный интерес к ее истории; воспитывать любовь и уважение к родной станице, к Родине, чувство гордости за свой народ; воспитывать чувство уважения к своим предкам.

Целевые ориентиры: обладает начальными знаниями об истории родного края; проявляет любознательность; достаточно хорошо владеет устной речью; обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к самому себе.

Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации: демонстрационный материал (альбом с фотографиями достопримечательных мест станицы), книги по истории станицы: В. Гнутов «Ермак», М. А. Галкин «Потомки Ермака», В. Шульгин «Встречь солнцу»; палки для имитации коней; аудиозапись «Марша деревянных солдатиков»
П. И. Чайковского.

Предварительная работа: беседа о родном крае; беседа о станице; рассматривание наглядного материала о станице; прогулка по центральной улице с целью рассмотреть казачьи дома (курени); экскурсия в школьный музей истории казачества; чтение художественных произведений о донской земле и казаках.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: казачий атаман, курень.

Организационная структура игрового занятия


Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

Мотивационно-побуди-тельный

Читает отрывок из стихотворения П. Воронько «Жура-жура-журавель!»

Слушают стихотворение.

 

 

– Ребята, как одним словом можно назвать край или место, где мы живем?

– Родина. Донская земля. Станица.

 

 

– А как называются жители окрестностей Дона?

– Донские казаки.

 

 

– А как называется наша станица? Как вы думаете, почему она получила такое название?

Отвечают, рассуждают, выражают собственное мнение

Организационно-поисковый

Предлагает отправиться
в путешествие по страницам истории родной станицы. Рассказывает историю станицы, легенду о ее названии, яркие исторические события, вписанные в историю станицы, показывает книги, в которых частично отражена история станицы.

Организует подвижную игру –

народную забаву «Всадники». Игра проходит под музыку.

В руках детей палки, имитирующие коней.

Ход игры

Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой.

И. п. – держа «повод» обеими руками или только левой рукой.

Такты 1–2 (вступление): «Кони» «бьют копытами», «всадники» сдерживают коней, натягивая «повод».

Слушают рассказ педагога, делятся своими знаниями, полученными от родителей, бабушек
и дедушек об истории станицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С интересом участвуют в казачьей народной подвижной игре, изображая всадников.

 

 

 

 

Такты 3–10: «Всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, натянув «повод», останавливают «коней»
«на всем скаку».

 

 

 

 

 

Проводит беседу по вопросам:

– Как называются улицы в на-шей станице? Кто знает, почему они носят такое название? А на какой улице находится наш детский сад, школа?

Размышляют, высказывают свое мнение, выслушивают мнения своих сверстников.

– Главное место
в станице – это площадь перед храмом

и обелиском у могилы павших в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

– В старину на ней собирались казаки

и принимали общие решения, а в наши дни на площади проходят станичные сходы, собрания, праздники.

– Это школа, которой уже более 120 лет, старинный купеческий дом, памятный обелиск в честь атамана Ермака.

Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы, слушают рассказ воспитателя, обмениваются своими впечатлениями.

 

А какое место в нашей станице считается главным?

 

– Почему эта площадь считается главной?

 

 

 

 

 

 

– А есть ли в нашей станице памятные места, достопримечательности?

 

Показывает фотографии
с видами достопримечательностей станицы, дома казаков, старые фотографии
с изображением станичников, храма, купеческого дома, школы, памятного обелиска.

 

 

Читает стихотворение:

У каждого в жизни

есть родной уголок,

Мой уголок – родная станица.

И сегодня в этот погожий денек

От души тебе хочу поклониться.

За то, что посчастливилось

здесь родиться,

Тебя благодарю, тебя,

моя станица!

Слушают стихотворение

 

Рефлексивно-корригирующий

– Вот и закончилось наше виртуальное путешествие
по родной станице. Что вам запомнилось больше всего, что нового вы узнали об истории родной станицы? С какими достопримечательностями нашей станицы познакомились?

Благодарит и хвалит детей
за участие в историческом
путешествии

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

 

 

Выражают свои эмоции

 


Занятие «Казачья песня, разливайся!» (технологическая карта НОД)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Раздел: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.

Педагогическая цель: формирование у детей интереса к истории донского казачества, его культуре, музыкальным традициям.

Целевые ориентиры: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности; обладает начальными знаниями об истории родного края, развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; проявляет любознательность; достаточно хорошо владеет устной речью.

еализация образовательных областей: Р«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Средства реализации: слайды с фотографиями реки Дон, мультимедийный экран, проектор; аудиозапись казачьей песни «Кундюбочка»*; видеозапись выступления ансамбля песни и пляски «Дон»**.

Предварительная работа: разучивание и прослушивание казачьих песен, знакомство с казачьим костюмом.

Словарная работа: казачья песня, распевы, кундюбочка (куколка).

 

Организационная структура игрового занятия


Этапы

деятельности

Деятельность музыкального
руководителя

Деятельность детей

1

2

3

Мотива-ционно-
побудительный

Под мелодию песни «Ване ноченьку не спится» дети во главе с музыкальным руководителем заходят

Трое детей, одетых в казачьи костюмы, приветствуют вошедших и читают стихотворение.

 

в зал парами и поют, выстраиваясь полукругом.

 

 

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, почему нас сегодня встречают ка-

зачата? Верно, потому что мы с вами живем на донской земле. Издревле по берегам Дона селились смелые, могучие люди – казаки. Река кормила их, оберегала от врагов, давала силы
и мудрость. Недаром прозвали казаки Дон батюшкой. В семьях казаков отец был всегда главой семьи, хозяином. От него зависел достаток в семье, он был защитником и опорой для всех. Казаки издавна были защитниками Отечества
и искусными воинами,
и рядом с ними всегда
была песня

Вас приветствуют ребята –

Качалинские казачата.

Мы живем в Качалинской

Средь полей, степей.

Мы живем в Качалинской –

И места нет милей!

Любим мы свой край казачий,

Изумительный наш край.

Хорошей, наша станица,

Богатей и расцветай!

Размышляют, отвечают на вопрос.

 

 

 

 

Слушают воспитателя

 

 

 

Организационно-

поисковый

 

 

 

Звучит запись былинной песни «Дон Иванович»
в исполнении ансамбля «Казачий круг». На экране демонстрируются слайды
с фотографиями реки Дон.

Слушают песню, рассмат-ривают слайды с видами Дона и его окрестностей.

 

 

 

 

– Посмотрите, как красива природа Донского края, как величава наша река! Сейчас вы слушали старинную песню донского казачества «Дон Иванович». В ней Дон назывался защитником, кормильцем. Что вы можете сказать
о характере этой песни? Наверное, сложно было сразу разобрать слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют характер песни, средства музыкальной выразительности.

 

 

Многие из них распева-лись, то есть растягивались,
чередовались со звуками е-е-е, а-а-а. Это особенность казачьих песен. Распевы, как волны в широком Дону, как ветер в бес-крайней донской степи, придают песне широту, наполняют ее воздухом, светом. Мы с вами живем в старинной казачьей станице, значит вы – потомки казаков, юные казачата. Но кто же такие казаки?

Слово «казак» означает «вольный человек». Казаки были сильными и ловкими (ведь мальчиков с пятилетнего возраста обучали военному искусству), они были достаточно богатыми (ведь в военных походах казаки добывали себе все самое лучшее из заморских стран). И потому никто не мог радоваться жизни так, как это делали донские казаки. Праздники, гулянья, посиделки
на Дону всегда сопровождались веселыми, бойкими песнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают собственное мнение, отвечают на вопрос.

Слушают рассказ музыкального руководителя.

 

 

 

Знакомит с песней «Кун-дюбочка» (что означает

«куколка») и предлагает ее разучить.

Разучивают песню.

 

– Казаки всегда прекрасно поют и очень красиво пляшут.

 

 

Предлагает посмотреть видеозапись выступления ансамбля песни и пляски «Дон», повторяя плясовые движения за артистами ансамбля

Подражают движениям танцоров в соответствии с характером музыки

Рефлексивно-корриги-рующий

– Молодцы, здорово танцевали! А что вам понравилось кроме плясок казаков?

Благодарит и хвалит детей за участие в музыкальном занятии

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, выражают свои эмоции


Занятие «Казачий костюм» (технологическая карта НОД)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Раздел: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности (рисование).

Педагогическая цель: познакомить детей с донским народным костюмом, традициями донских казаков; ввести
в словарь детей слова, обозначающие названия предметов одежды казаков и ее элементов; воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к быту, традициям, народным истокам донского казачества.

Целевые ориентиры: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности; обладает начальными знаниями об истории родного края, развитым воображением; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; проявляет любознательность; достаточно хорошо владеет устной речью.

Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная.

Средства реализации: куклы в национальных костюмах донских казаков, диск с казачьей песней «Как донские казаки…», шаблоны кукол-раскрасок в казачьих костюмах (для мальчиков – в мужских костюмах, для девочек – в женских
костюмах); краски, кисти, стаканчики-непроливайки с водой, салфетки.

Предварительная работа: разучивание и прослушивание казачьих песен, знакомство с казачьим костюмом.

Словарная работа: лампасы, рюша, баска, папаха, шашка, мундир, кираса, чирики.

Организационная структура игрового занятия


Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

Мотивационно-побуди-тельный

 

 

Читает отрывок из стихотворения Н. Огарева:

…Вдали станицы казаков,

Вокруг нагорных берегов,

При свете солнечном видны,

Румянцем нежным обданы...

– По берегам живописной реки Дон лежат бескрайние

поля, ковыльные степи да казачьи хутора и станицы. Что за народ живет в этих станицах? (Выставляет на стол кукол в казачьих костюмах.)

– Кто у нас в гостях? А как вы это определили?

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

– Куклы: донской казак и казачка. Костю-мы донских казаков не похожи ни на какие другие

Организационно-поисковый

 

 

 

Предлагает рассмотреть казачий костюм.

– Во что одеты наши куклы?

Женщины-казачки любят яркие наряды, украшенные тесьмой, вышивкой. Костюм состоит
из длинной юбки с воланами
и кофты с баской (показывает).

Мужской костюм более строгий, без украшений. Рубахи одноцветные: голубые, синие, зеленые. А какого цвета брюки? Посмотрите, во что еще одет донской казак. Из чего сшита шапка? Из какого материала сшиты штаны?

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Синие с красными лампасами.

Шерстяные штаны, барашковая шапка.

 

Казак – это воин. Он защищает свою землю. Значит, каким он должен быть? А кто верный друг казака в бою?

Предлагает послушать песню о казаке и его коне: «Ой, при лужку, при лужке…» и выполнить танцевальные движения в такт музыке.

Показывает шаблоны кукол-раскрасок и предлагает

раскрасить их в соответствии с традиционным костюмом казаков.

Организует самостоятельную творческую деятельность детей. Включает запись казачьих песен для создания творческой атмосферы

– Смелым, сильным, выносливым, умным, смекалистым.

Друзья казака – конь да шашка.

Слушают песню, выполняют танцевальные движения.

 

 

 

 

 

 

Занимаются самостоятельной творческой деятельностью

Рефлексивно-корригирующий

Организует выставку детских работ.

Благодарит и хвалит детей
за творческую работу

Расставляют свои работы на выставочном стенде, рассматривают и обсуждают работы друг друга.

Выражают свои эмоции


Сценарий праздника «Моя станица» (защита проекта, подведение итогов)

Педагогическая цель: создать условия для формирования чувства любви и гордости за свою малую родину, за людей,
живущих рядом; познакомить с историей своей станицы; формировать навыки общения со сверстниками и людьми старшего поколения.

Реализация образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники итогового этапа: дети, родители, педагоги ДОО, приглашенные станичники.

Предварительная работа: посещение школьного музея истории казачества, станичной библиотеки; создание
фотоэкспозиции «История моей родной станицы»; знакомство
с историей казачества, традициями, обычаями казаков, казачьим костюмом, песнями казаков; конкурс детского рисунка «Моя станица».

Оборудование: мультимедийный экран, проектор, презентация «Моя станица», видеоролики «Лучшие люди станицы Качалинской».

Оформление: центральная стена в музыкальном зале оформлена в виде стены казачьего куреня. На левой стене зала представлена фотоэкспозиция «История моей родной станицы» и развешаны детские рисунки; в фойе детского сада на выставочном стенде расставлены поделки, изготовленные детьми
и их родителями в рамках проекта «Моя станица».

Ход мероприятия

В первом ряду актового зала сидят ветераны-станичники, станичный казачий атаман, родители.

Дети (часть из них одета в казачьи костюмы) входят в зал под казачью народную песню «Как за Доном за рекой…».

Ведущая. Среди просторов нашей необъятной России есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля, твоя родная казачья станица.

На экране появляются  слайды с панорамным изображением станицы и звучит «Гимн войска Донского» в исполнении ансамбля песни и пляски донских казаков. 

1-й ребенок. Она одна среди донских станиц,

Раздольней, краше, и ценнее,

Дороже градов и столиц,

Что Качалинской зовется.

Вот о ней мы

И расскажем вам сегодня…

2-й ребенок. Станица наша, шлем тебе привет!

Твоим просторам, куреням и хатам

Стоишь ты у Протоки больше трехсот лет,

Сама стоишь и нас оберегаешь.

На сцену выходят дети в казачьих костюмах.

Дети (хором).Вас приветствуют ребята –

Качалинские казачата!

1-й   ребенок.Мы живем в Качалинской

Средь полей, степей…

2-й ребенок.Мы живем в Качалинской

И нет места милей!

3-й ребенок. Любим мы свой край казачий,

Изумительный наш край...

Дети (хором).Хорошей, наша станица,

Богатей и расцветай!

На сцене появляется группа девочек в казачьих костюмах
и танцует под песню «Вечер, зорька высока…» в исполнении ансамбля песни и пляски донских казаков имени Квасова.

Ведущая. Несколько месяцев все мы вместе готовились
к этому празднику, участвуя в проекте «Моя станица». Все
вместе собирали материал по истории нашей родной станицы
и создавали фотоэкспозицию «История моей родной станицы».
Сегодня она украсила стены нашего зала.

А наши дети вместе со своими родителями взяли у старожилов-станичников интервью, которые и представляем вам сейчас.

На экране показываются видеоролики с записью интервью со станичниками.

1-й ребенок.Мой край казачий необъятный,

                        Донская сторона моя.

                        Твои просторы не обнять мне,

                        Холмы, пригорки и поля.

2-й ребенок.Эй, казаки, что за праздник?

                        Не расскажете нам разве?

3-й ребенок.А сегодня казачье гулянье!

                        Будем играть и петь!

                        Устроим танцы и состязания!

4-й ребенок.Мы будем веселиться и играть,

                        Петь, хороводить и плясать!

                        Станицу нашу прославлять!

(На экране – слайд с изображением бескрайней донской степи.)

На сцене появляются мальчики в казачьих костюмах, скачущие на палочках в виде коней под казачью песню «Эх, донские казаки…». Музыка стихает, начинается сценка.

Сценка «Казаки на ярмарке».

На экране появляется слайд с изображением ярмарки.

По сцене идет продавец веревок и канатов (они висят у него на плече, на шее). Навстречу ему идет старый казак.

Продавец веревок.

Подходи, налетай! Товар не залежалый!

Веревки пеньковые, канаты смоленые!

В огне не горят, в воде не тонут!

К продавцу подходят казаки.

Старый казак. Дорого ли стоит товар?

Мне веревка нужна пеньковая,

Да чтоб крепкая была да новая!

Продавец. По знакомству недорого возьму:

Давай триста!

Старый казак. Что так дорого просишь?

Даю две с полтиной,

Да в придачу дубину с горбиной!

Продавец. Мало! Прибавь хоть детишкам на молочишко!

Старый казак. Ну ладно, добавлю еще пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость. (Обращается в зал к зрителям.)

Эй, сынки мои любезные!

Федор, Иван, Данила и Андрей!

Бегите сюда скорей!

Молодецкую силу потешите,

Добрых людей повеселите,

Да меня, старика, порадуете своей удалью!

На сцену выходят папы с детьми и соревнуются в перетягивании каната. Звучит старинная казачья песня «А я млада…».

Старый казак (после окончания игры-соревнования).

Ну, сынки, любо мне было

На вас посмотреть!

Добрый сын – отцу радость!

Продавец. Каков казак-отец, таков и сын-молодец!

Ведущая. А какой казак без настоящей хозяйки-казачки!

На экране появляется слайд с изображением казачки, идущей по воду с коромыслом.

На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка-казаченька по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка-казаченька, дай воды напиться!

Слайд с изображением казачек на фоне реки.

Ой, быстра ты, реченька, батюшка наш Дон,

Вышла к речке матушка в посмотри-ка вон.

Не боится матушка ледяной воды –

Постирает в реченьке белы рушники.

Слайд с изображением казачки с крынкой молока и хлебом.

Борщ на стол поставила,

Крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

– Наши казачки – настоящие рукодельницы: хоть хлеб испечь, хоть гладью вышить, что петь, что плясать – все умеют сами и доченек мастерству своему обучают.

На сцене появляется семейный ансамбль (бабушка, мама,
и две дочки) и исполняют казачью песню «Пчелочка златая».

Ведущая. Казачатки, осмотритесь,

По сторонкам оглянитесь:

Курени, Протока, пшеница,

Колокольня золотится,

Солнце на небе смеется…

Как наш край родной зовется?

Все дети. Донская земля, родная станица Качалинская!

Ведущая. Вспыхнет зорька на небе с утра –

Словно к счастью душа прикасается.

Ах, какая станица у нас,

Какие хлопцы, девчата-красавицы!

На экране появляется слайд с изображением казаков, поющих и танцующих на берегу Дона.

Все дети поднимаются на сцену под казачью песню «Как
за Доном, за рекой…».

1-й ребенок. Мы – донские казачата,

                        Своих прадедов внучата.

                        Мы в Качалинской живем

                          Предков мы не подведем.

2-й ребенок. Сохраняем свое право –

                        Бережем былую славу

                        Наших славных казаков –

                        Дона славных молодцов.

3-й ребенок.       Мы – донские казачата,

                        Из Качалина ребята!

                        Будем очень дружно жить,

                        Дону-батюшке служить!

4-й ребенок.       Старым, малым помогать,

                        Славу предков умножать,

                        Чтить законы казаков

                        Каждый с юности готов.

5-й ребенок.       А без доброго коня

                        Не прожить нам даже дня,

                        Мы земле своей верны,

                        Дону-батюшки сыны.

6-й ребенок.       Вот такие мы ребята –

                        Качалинские казачата!

                        Мы готовы в дружбе жить

                        И Россией дорожить!

 

Приложения к проекту

Приложение 1

Картотека подвижных казачьих игр

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают  один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

• шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, назад или вперед;

• если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг, а тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя ее не поймал, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и тот, кто первым свалит шапку, садится на место «болвана».

Игра «Казаки»

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Играющие мальчики выбирают себе «начальника», который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, «скакать» «в карьер», схватывать на бегу какой-нибудь предмет, перепрыгивать через барьер («ров»). Играющие попадают в цель камешками.

Правила игры: наиболее отличившиеся в выполнении приказаний получают от «начальника» чины и знаки отличия.

Игра «Грыбаки»

Цель игры: развитие скоростной выносливости.

Играющие берутся руками попарно и встают пара за парой. Выбираются «грыбаки» – пара, которая встает впереди всех
на небольшом расстоянии. Мимо «грыбаков» сначала бежит первая пара игроков. Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят их и бегут вместе с ними, взявшись за руки.

Правила игры:

  • если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» встают позади всех пар;

  • если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, они остаются на прежнем месте и бежит следующая пара, а та, что бежала, встает позади последней.

 Игра «Каши»

Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливости.

На игровой площадке дети встают в кружок, и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который вместе с ним протянул руку
к мячу, и снова бьет мячом о землю. Остальные игроки стараются поймать мяч и т. д.

Игра «В три бабки»

Цель игры: развитие ловкости, меткости.

Перед началом игры игроки «конаются», то есть берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего конца, другой берется выше его руки и т. д., пока палка не кончится. Последний игрок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а другой – «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут «в поле».

Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): первая бабка – та, от которой бьют «битой» по мячу, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья – шагов на 30–40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший по мячу отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие «в поле» стараются попасть мячом в кого-нибудь из бегущих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные
в это время в свою очередь стараются ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут
к бабкам, то продолжают бить, а если нет – идут «в поле», а «низы» начинают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.

Правила игры:

  • выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и третьей бабками; забежав за ту или иную бабку, играющий становится защищенным от удара;

  • кроме отражения ударов противника стоящие «в поле» получают право бить по мячу еще и тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.

Игра «Обыкновенный жгут»

Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты движений.

Для игры выбирается водящий – жгутчик. Остальные дети садятся на игровой площадке в кружок на небольшом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит по кругу со жгутом в руке, иногда наклоняется, делая вид, что подложил кому-нибудь из сидящих жгут за спину. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его удобно было достать рукой. Если до того как жгутчик обойдет один круг, игрок, которому подложили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и ударяет им игрока. Этот игрок становится новым жгутчиком, а пре­дыдущий садится на его место. Если же кто-то из сидящих игроков найдет жгут за своей спиной, то он встает и бежит за жгутчиком, стараясь нанести ему несколько ударов, пока тот не сделает круг и не займет освободившееся место.

Правила игры:

• играющие не имеют права ни оглядываться, ни двигаться с места, ни сообщать соседу, что ему положили жгут.

Вариант игры: играющие стоят, держа руки за спиной. Жгутчик незаметно передает кому-нибудь из игроков жгут,
а тот, кто его получает, пытается бить своего соседа до тех пор, пока тот не обежит весь круг и не встанет на свое место.

Игра «Просо»

Цель игры: развитие ловкости, внимания, гибкости.

Это разновидность игры в жгут. Здесь также выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие, взявшись за руки, образуют прямую цепь. При начале игры руки приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.

Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спра­шивает: «Пойдешь просо жать?» Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!» Если жгутчик показывает высокое «просо», играющий  говорит: «Не достану», а если низкое – «Спины не согну». После этих слов нанимаемый игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам встает в цепь с того конца, куда только что прибежал.

Правила игры:

  • если жгутчику не удается ударить убегающего игрока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему игроку, и т. д.

 Приложение 2

Дидактические игры

Игра «Казачье лото»

Цель: познакомить с историей, культурой и бытом казаков.

Задачи:

  1. Познакомить с национальной одеждой казаков, особенностями ведения ими хозяйства, внутренним убранством казачьего дома (куреня). 

  2. Способствовать развитию речи, логического мышления.

  3. Воспитывать интерес и уважение к культуре казачества.

Материалы и оборудование: большие карты, в центре которых изображены казак, казачка, курень с подворьем; маленькие карточки с изображением отдельных предметов: казачьей домашней утвари, предметов национальных костюмов казака и казачки, внутреннего убранства куреня.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в музей.

  2. Рассматривание иллюстраций, старинных фотографий, предметов быта.

  3. Посещение комнаты казачьего быта. 

  4. Беседы по истории, культуре и быту казаков.

Ход игры

На первом этапе игру целесообразно проводить индивидуально или с небольшой группой детей (из 2–3 человек). Ведущий выдает игрокам большие карточки с изображением куреня, женского и мужского казачьих костюмов и с пустыми клетками с обеих сторон от картинки. Затем показывает маленькие карточки с элементами костюмов и домашней утварью, а дети должны разложить эти карточки на большой карте в соответствии с тематикой. На этом этапе роль ведущего исполняет воспитатель, побуждая ребенка (или детей) к активному участию.

После того как дети усвоили принцип игры, роль ведущего можно передать ребенку.

Как только дети уверено начнут выполнять правила первого этапа, игру можно усложнить, предложив ответить на вопросы ведущего: «Назовите предметы одежды, утвари». Ведущий отдает карточку только после того, как игрок правильно назовет предмет.

Игра «Одень казака и казачку»

Цель: учить детей различать одежду донских казаков, знать ее назначение, названия отдельных ее частей; воспитывать интерес к национальным костюмам.

Материал: 2 разрезные куклы (мальчик и девочка); нарисованные элементы казачьего костюма (мужского и женского).

Ход игры

Дети рассматривают элементы казачьего костюма, называют их и одевают разрезных кукол.

 

Приложение 3

Анкеты для родителей

Анкета для участия родителей в проекте "Моя станица"

1.    Являются ли Ваши предки коренными станичниками?

2.    Относите ли Вы себя к этнической группе казаков?

3.    Какие традиции казаков живы в Вашей семье?

4.    До какого колена Вы знаете свою родословную?

5.    Есть ли в Вашей семье фото- и видеоархивы?

6.    Знаете ли Вы историю станицы и родного края в целом?

7.    Есть ли в Вашей семье исторические документы, фотографии и другие предметы, связанные с историей родного края?

8.    Хотели бы Вы принять участие в коллективном творческом проекте «Моя станица»?

9.    Какую помощь Вы могли бы оказать в реализации этого проекта?

 

Анкета "Ценности и традиции нашей семьи"

1. Ф. И. О. родителя ______________________

2. Генеалогическое древо вашей семьи: есть ли оно у Вас?

– Да;

– частично, мы собираем информацию о нем;

– нет, но мы планируем его создать;

– нет.

3. Есть ли в Вашей семье:

– семейные легенды;

– семейные заповеди;

– «Семейный кодекс чести»;

– «Семейное портфолио» (семейный альбом, музей Вашего рода и традиций, коллекция семейных достижений и т. д.);

– другое:        5. Каким образом те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?

– Они закреплены обществом (традиционные);

– они переходят в нашей семье от поколения к поколению;

– мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи;

– они появились сами собой;

– другое: _______________________________

6. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается Ваша семья?

– Через нормы и правила, установленные в семье, которых все должны придерживаться;

– через воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т. д.;

– на личном примере и путем проецирования этих ценностей на свою жизнь;

– другое: _______________________________

7. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети перенесли эти семейные традиции в свои будущие семьи?

– Да;

– нет;

– другое: _______________________________

8. Какие ценности существуют в Вашей семье?

 

4.  Какие традиции существуют в Вашей семье?

– Традиции, связанные с  праздниками;

– «отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т. д.);

– традиции выходного дня;

– традиции, связанные с достижениями детей (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т. д.);

– кулинарные традиции;

– традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т. д.);

– другое: _______________________________

 




* URL: http://muzofon.com/search/%D0%9A%D0%A3%D0%9D%D0%94%D0%AE%D0%
91%D0%9E%D0%A7%D0%9A%D0%90


** URL: http://my.mail.ru/video/mail/iramaslovskaya/839/841.html#video=/mail/krona.rnd/308/1917


* По материалам сайта: http://azbuka-igr.ru/category/world_game/kazachi/page/2


* URL: images.eandex.ru/eandsearch