В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Инновационный социально-ориентированный проект на тему «Мой край Донской, моя станица!»

Автор : Брилева А. Н.

Журнал : 2021 Выпуск 1

Дата публикации :  28 Мая 2021

Концепция проекта

Обоснование инновационной деятельности

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста сегодня особо значима.

Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

В Концепции развития образования Ростовской области на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма. 

С чего начинается Родина? Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, станица, город, село, его край.     По-разному рождается у человека чувство любви к Родине и причастности к ней. Но как бы ни возникло это чувство, нет ничего дороже Родины, красота которой открылась человеку однажды как чудо.

Донской край – это и русский край, и одновременно край казачий. Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями. 

Еще в XVI столетии на берегах Дона утвердилась самостоятельная воинственная община казаков, русская по вере и языку. К 1549 году донские казаки прочно обосновались на южных рубежах Российского государства. В период с 1671 по 1676 г.г. донские казаки приняли официальное подданство России и присягу на верность его государям.   25 августа 1808 года Александр I по ходатайству донского атамана Матвея Ивановича Платова подписал Указ об открытии на Задонском тракте, расположенном на левом берегу Дона, четырех станиц. В начале мая 1809 года у реки Мечетки и была основана казачья станица Мечетинская. Казаки станицы Мечетинской сыграли и играют важную роль в истории нашей страны. Они мужественно защищали рубежи нашей Родины, проявили боевую отвагу в Отечественной войне 1812 года, в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Особо отличились мечетинцы в годы Великой Отечественной войны. Станица дала стране немало замечательных людей, имена которых знают далеко за пределами Зерноградского района. В их числе   выдающийся конструктор стрелкового оружия Ф.В.Токарев, Герои Советского Союза Г.Д.Верхошанский, Н.Г.Калюжный, В.А.Суслев, и Герои Социалистического труда    - И.Д.Захаров, К.Г.Шаповалов, и известные писатели, поэты, литературные критики – М.П.Громов, Б.Т.Примеров, А.Н.Скрипов. 

У донской земли яркая и богатая история и знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от «ничего» или «из ничего» невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.

В древности говорили: «каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще. Родословную свою знать должны были казаки до «седьмого колена».

Если спросит сын иль дочка:

                   «Кем мой прадед был – скажи?»

                   Рассказать ведь им придется,

                   Лучше четко, от души.

                   И не мямлить, и не мяться,

                   Мол, не помню, хоть убей!

                   Вот обязан ты заняться

                   Родословною своей.

                   Ведь не дань капризной моде

                   Предков знать на триста лет.

                   Нет без прошлого «сегодня»,

                   Без него и «завтра» нет!

Воспитание гражданина Дона, будущего патриота своего родного казачьего края, знающего и любящего свою малую родину – свою станицу – задача, которую педагоги   МБДОУ д/с «Малыш» решают в процессе познания и усвоения исторического опыта своего народа, его обычаев, обрядов, традиций, культуры, выстраивая образовательный процесс с учетом регионального компонента.

Актуальность темы              

Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей станице, селе, городе, усвоение принятых в ней поведения, взаимоотношений, приобщение к миру ее культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в данном случае – Донского края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для обучающихся не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родной станицей, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Воспитание человека этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ. Дополнительная образовательная работа педагогов дошкольного образовательного учреждения, направлена на освоение дошкольниками историко-культурного наследия родного края, педагогический потенциал которого особенно значителен для ребенка, т.к. является и этническим, и территориально близким (возможность посещать памятные места, музеи, скверы; слышать фольклорные и авторские произведения, созданные на родной земле).

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Казачий быт, обычаи, традиции и культура обладают глубокой преемственностью. Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия, привлекают детей и стимулируют их использование в детской деятельности.

Фольклор, декоративно-прикладное искусство, ремесла, предметы быта наших предков являются значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребенка заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.

Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родной станице, имеет применение в образовательном процессе краеведческого материала, в связи с чем, и разработан   проект «Мой край Донской, моя станица».

Цель проекта: создание педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств, приобщению их к историческим и духовным ценностям родного края, к культурным и национальным традициям на основе использования краеведческого материала.

Задачи проекта:

  • развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой Родины;

  • приобщение к народной культуре через участие в народных праздниках и обрядах, художественно-продуктивной деятельности;

  • способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности каждого ребёнка;

  • воспитание любви к малой Родине и гордости за свой край на основе краеведческой деятельности;

  • способствовать активному участию родителей в жизни детского сада в реализации краеведческих идей проекта;

  • организация взаимодействия дошкольного учреждения с социумом.

Ожидаемые результаты:

  • рост познавательной активности детей в ознакомлении с историко-культурными ценностями Донского казачьего края, родной станицы;

  • повышение активности соучастия в воспитательном процессе родителей в рамках реализации проекта;

  • расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно значимых учреждений станицы, общение с интересными людьми;

  • положительная динамика активности педагогов и социальных партнеров по ознакомлению дошкольников с историческими ценностями, культурой, традициями, достопримечательностями Донского края, казачества, станицы.

Срок реализации: 2 года

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, (законные представители), педагоги, социальные партнеры.

Социальное партнерство направленно на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию ребенка и основано на следующих принципах:

  • гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
  • интеграции и координации – отражает способы взаимодействия всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;
  • добровольности – позволяет социальным партнёрам активно строить отношения на основе самостоятельных, инициативных педагогических действий;
  • деятельной организации – направлен на объединение всех форм социального сотрудничества в создании единого образовательного пространства.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  • Конвенция ООН о правах ребёнка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990 г.
  • «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗФЗ (с изменениями от 28 июля 2000 г.) 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и   организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принятая 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации). 
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-Р). 
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493). 
  • Стратегия развития российского казачества до 2020 года. 
  • Областной закон Ростовской области от 23.12.2013 № 91-ЗС «О внесении изменений в Областной закон "О казачьем кадетском образовании в Ростовской области" (принят ЗС РО 10.12.2013). 
  • Постановление правительства РО от 6 декабря 2012 г. № 1060 «Об утверждении концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области». 
  • Постановление правительства Ростовской области от 01 июня 2012 № 475 «Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям». 
  • V Всемирный Конгресс казаков 13-15 октября 2015 года г.Новочеркасск. 
  • Устав МБДОУ. 
  • Локальные акты ДОУ.

Этапы реализации проекта:

 

Этап

Содержание и задачи этапа

Методы исследования, технологии деятельности

I этап.

Организационно-подготовительный.

 

     1.Теоретический анализ проблемы исследования.

     2.Определение состава участников проекта из числа квалифицированных творческих педагогических работников ДОО и социальных партнеров проекта.

     3. Определение логики участия и функций участников проекта, разработка локальных актов.

     4. Изучение научно-методической литературы по теме проекта, передового опыта и осмысление ресурсов социального партнерства.

     5.Разработка Положения о социальном партнерстве, заключение договоров с социальными партнерами. Изучение основных проблемных точек, требующих решения в процессе организации проекта.

     6. Проведение с педагогами обсуждения вопросов планирования и совершенствования работы по реализации принципа целостности в разработке содержательной и организационной

преемственности деятельности всех участников проекта.

     7. Проектирование организации совместной деятельности ДОО, школы и семьи, способствующей повышению педагогической компетенции родителей.

 

Теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование) и эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование).

II этап.

Практический (основной)

 

1. Организация постоянного методического сопровождения.

2. Проведение совместных мероприятий, экскурсий, развлечений, конкурсов, выставок.

3. Организация передвижной экспозиции, мини-музея.

4. Организация педагогических мероприятий с учетом интеграции образовательных областей.

Беседа, наблюдение, игровая деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, методы развивающего взаимодействия.

III этап.

Аналитический

1. Обобщение результатов работы по проекту.

2. Подведение итогов в отчетах педагогов, мониторинг педагогических достижений воспитанников.

Анкетирование, анализ документов, определение результативности проведенных мероприятий, проектирование дальнейших перспектив.

 

               Основной этап реализации проекта

 

Мероприятия

Участники

Ответственные

1

Диагностика «Мой край родной»

Дети, родители

Воспитатели групп, специалисты

2

Экскурсия в краеведческий музей

Дети

Воспитатели групп, специалисты, социальные партнеры

3

НОД «Лето в родном крае» (изодеятельность)

Дети

Воспитатели групп, специалисты ДОУ

4

Просмотр видеоматериалов «Край Донской»

Дети

Воспитатели групп

5

Посещение мини-музея «Казачья горница»

Дети, родители

Воспитатели групп

6

Цикл познавательных занятий «Старинный сундучок»

Дети

Воспитатели групп, специалисты

7

НОД «Донские казаки» (познавательное)

Дети

Воспитатели групп

8

НОД «Степь привольная» (изодеятельность)

Дети

Воспитатели групп, специалисты ДОУ

9

НОД «Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон»

Дети

Воспитатели групп

10

Музыкальное развлечение «Казачьи посиделки»

Дети, родители

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

11

Выставка детского творчества «Казачок»

Дети, родители

Воспитатели групп

12

Православный праздник «Рождество Христово»

Дети

Воспитатели групп, музыкальный руководитель, священнослужитель

13

НОД «Кем твой прадед был, скажи» (познавательное)

Дети, родители

Воспитатели групп

14

Выставка фотографий казачьих семей

Дети, родители

Старший воспитатель, воспитатели групп

15

Музыкальное развлечение «Масленица пришла, блинов принесла»

Дети, родители

Воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

16

Экскурсия в музей истории Донского казачества

Дети

Воспитатели групп, социальные партнеры

17

НОД «Как у нас на Тихом Доне» (познавательное)

Дети

Воспитатели групп

18

НОД «Художественное творчество нашего края»

Дети

Воспитатели групп, специалисты

19

Видеоэкскурсия «Мой край, моя история»

Дети

Старший воспитатель, воспитатели групп

20

Тематические акции «Казачий календарь»

Дети, родители

Педагоги ДОУ

21

Цикл НОД по изодеятельности «Казачий быт»

Дети

Воспитатели групп

22

Цикл занятий физкультурно -оздоровительного досуга «Казак удалой»

Дети

Инструктор по физической культуре

23

Цикл НОД «Сельское хозяйство донских казаков»

Дети

Воспитатели групп

24

Музыкальный праздник «Хлеб всему голова»

Дети

Воспитатели групп, музыкальный руководитель,

25

НОД «Казачий круг»

Дети

Воспитатели групп

26

Православный праздник «Рождество Христово»

Дети

Воспитатели групп, музыкальный руководитель, священнослужитель

27

НОД «История костюма донских казаков»

Дети

Воспитатели групп

28

Музыкальное развлечение «Масленица пришла – радость принесла»

Дети, родители

Воспитатели групп, музыкальный руководитель, социальные партнеры

29

НОД «Степные рыцари» (познавательное)

Дети

Воспитатели групп

 

НОД «Славен край наш земляками»

Дети, родители

Воспитатели групп

30

Музыкальное развлечение «Как песня родится»

Дети

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

31

Цикл НОД «Этих дней не смолкнет слава»

Дети

Воспитатели групп, специалисты

32

Викторина «Край родной казачий мой»

Дети, родители

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

 

Прогнозируемый результат реализации проекта

Реализация цели и задач проекта позволит:

  1. Совершенствовать морально-нравственные нормы и правила поведения участников социального проекта.
  2. Повысить эффективность и качество предоставляемых образовательных   услуг.
  3. Разработать нормативно-правовую    и методическую базу социального партнерства в рамках проекта.
  4. Повысить уровень педагогической компетенции педагогов посредством реализации мероприятий социального проекта.
  5. Обеспечить активное участие родителей в образовательном процессе ДОО.
  6. Повысить положительный имидж образовательного учреждения в местном социуме.