В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Театрализованная деятельность как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников

Автор : Бунтова Л. В.

Журнал : 2021 Выпуск 1

Дата публикации :  28 Мая 2021

Финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.

В современном мире, в котором так много неизвестного, порой мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку, у которого каждую минуту возникает множество вопросов?

В дошкольном детстве ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому необходимо, с дошкольного возраста внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок и для родителей одной из важных задач является полноценное воспитание своих детей. Но большинство родителей не пытаются научить своего ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки – это непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов.

С экономикой ребенок сталкивается постоянно: когда идет с мамой в магазин за продуктами; когда с бабушкой в Сбербанке вносят плату квартиру; когда папа дарит на день рождения деньги, не подозревая, что в этом есть своя специфика, которая формирует у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека.

Возраст 5-7 лет это оптимальное время для знакомства с основами финансовой грамотности детей, которую можно осваивать ещё до школы. Очень важно, чтобы дети имели представления о финансах и их значении в жизни человека.

Как можно грамотно повысить финансовую культуру детей?

Одним из самых эффективных методов обучения является театрализованная деятельность. К ней относятся: мини – постановки и обучающие сказки. Они обогащают внутренний мир ребенка, доступны по содержанию, что дает возможность их обсуждения, небольшие по времени, не позволяют нестойкому вниманию детей рассредоточиться.

Театр обладает уникальной возможностью через игру, действие, атмосферу говорить с ребенком на серьезные темы.

Познавательные, веселые постановки учат детей рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать память, внимание, наблюдательность, знакомят с азами финансовой грамотности. Дети легко усваивают основные понятия, погружаясь в сказку, получают знания, которые станут в будущем основой для формирования финансовой грамотности.

Обучающие сказки вырабатывают у детей начальные навыки обращения с деньгами, научат соотносить «хочу» и «могу», принимать свои первые финансовые решения. В связи с этим старшему дошкольнику следует давать первоначальные знания об экономике, о таких экономических понятиях, как:

  • Трудиться, работать, зарабатывать;

  • Тратить, расходовать, покупать;

  • Откладывать, копить, сберегать;

  • Занимать, одалживать, возвращать, отдавать;

  • Планировать, экономить, транжирить.

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.

Театрализованные постановки можно использовать и для спектаклей кукольного театра. В домашних условиях семейная постановка с любимыми персонажами станет прекрасным развлечением на семейном вечере. Такие занятия развивают разговорную речь, внимательность и образное мышление.

Для семейного просмотра   есть специальные мультфильмы с образовательным подтекстом:

  • «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

  • «Фиксики» - где рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться.

  • «Смешарики» - некоторые серии посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям.

  • «Три кота» - где можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин.

Финансовое воспитание детей – важная часть образовательного процесса.   Ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо помочь социализироваться и достичь успеха в будущем.

 Литература:

  1. Епанешникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики» -СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры. Волгоград: Учитель. – 186с.  2020 г.

  3. Семенкова Е.В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок. 5-7 лет. Издательство «Вакоша>» - 32с. - 2019 г.