В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Проблемы и переживания детей в процессе изучения иностранного языка в представлениях учителей

Авторы : Хохлова Е.В., Стежка Н.А.

Журнал : 2020 Выпуск 2

Дата публикации :  28 Декабря 2020

Эмоции влияют на процесс жизнедеятельности человека. Каждая эмоция выполняет свою важную функцию. Так, интерес является основной движущей эмоцией человека. Интерес исключительно важен в развитии навыков, знаний и интеллекта. Психологический климат и эмоциональный фон в процессе обучения играют большую роль. Если ребенок на уроке находится в хорошем эмоциональном состоянии, испытывает положительные чувства и эмоции, то все это благоприятно сказывается на успешном усвоении учебного материала. Статья будет полезна учителям иностранного языка для обеспечения положительного психологического климата на уроках.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, психологический климат, иностранный язык.

 

От психологического климата, созданного учителем на уроке, зависит эмоциональное состояние учеников и усвоение ими необходимого учебного материала. Даже самая действенная методика обучения не будет эффективной, если в классе ребенок чувствует себя нехорошо.

Урок иностранного языка сильно отличается от других школьных предметов, ведь изучение любого языка – не легкое занятие. Искусственно созданная языковая среда, недостаточное знание языка, небольшой словарный запас – это все то, что может оказать негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка. В процессе обучения у него могут появиться отрицательные эмоции (страх, гнев, страдание, стыд), что повлечет за собой возникновение ряда проблем и переживаний [2].

Каждый урок и каждый элемент урока имеет три своих аспекта – содержательный, методический, психологический. Содержание урока исходит из изучаемого языкового материала, способ его подачи реализуется с помощью методических приемов, которые близко связаны с психологическим аспектом.

Под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов, межличностные отношения, атмосфера общения

В.М. Шепель одним из первых раскрыл содержание «психологического климата». Психологический климат, по его мнению, – это «эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров, интересов, склонностей» [4].

Как известно, роль эмоций в процессе обучения очень велика. В данной работе мы рассматриваем определение «эмоции» с точки зрения Б.Г. Мещерякова. Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [3].

По К.Э. Изарду к фундаментальным эмоциям относят: интерес, радость удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд [1].

Отрицательные эмоции в процессе обучения в дальнейшем могут стать причиной появления ряда проблем и переживаний у учащихся. В связи с этим, педагогу необходимо понимать, какие психологические проблемы и переживания могут возникнуть у учеников при изучении учебного материала и уметь вовремя предотвращать их.

В процессе изучения учебной дисциплины выделяют три уровня развития эмоций:


1.    Уровень заинтересованности (детям интересны эффектные внешние стороны какого-то события, они отвлекаются, вследствие отсутствия интереса, от его сущности).

2.    Уровень любознательности (обнаруживается интерес к накоплению информации, постижению сущности явлений).

3.    Устойчивый эмоционально-познавательный уровень (постоянный интерес к сущности явлений, существенным связям и закономерностям, стремление разобраться в них) [5].


Создание положительного психологического климата в процессе обучения – необходимое условие для получения любых знаний. Карл Роджерс в своих работах говорил о важности создания атмосферы психологической поддержки в классе. Чтобы его создать, от педагога требуется применение всевозможных, разнообразных и нетрадиционных видов и форм учебной работы.

На уроках иностранного языка психологическая атмосфера более напряженная. Это связано с тем, что дети пока еще не имеют достаточных представлений об изучаемом языке и испытывают дискомфорт, при погружении в искусственно созданную языковую среду. Это все не может не оказать влияние на эмоциональное состояние ребенка. Он начинает переживать и испытывать негативные эмоции в процессе обучения: страх, стыд, гнев, страдание. Эти эмоции могут привести ребенка в состояние фрустрации, а также стресса, что плохо отразиться на его успеваемости.

Влияние эмоциональных состояний детей на уроке делает урок более интересным и увлекательным, существенно повышает их внутреннюю мотивацию изучения предмета, создает благоприятный психологический климат, активизирует механизм непроизвольного запоминания.

В связи с этим, педагогу очень важно учитывать эмоциональное состояние своих учеников. Необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат, чтобы дети чувствовали себя комфортно, уверенно и не испытывали переживаний.

Нами был составлен опросник отдельно для учителей и учеников. Все вопросы затрагивают тему проблем и переживаний учащихся в представлении преподавателей и в представлении самих учащихся. Проанализировав и сравнив ответы опрошенных, мы увидели, в каком эмоциональном состоянии находятся дети на уроках иностранного языка и предположения учителей на эту тему.

Еще одной методикой является методика Г.В. Резапкиной «Психологический портрет учителя/родителя» [6]. Она позволяет составить психологический портрет учителя/родителя по следующим шкалам: «Приоритетные ценности», «Психоэмоциональное состояние», «Самооценка», «Стиль преподавания, воспитания», «Уровень субъективного контроля».

Собранные данные по шкалам показывают, задумывается ли учитель о проблемах и переживаниях его учеников при изучении иностранного языка, способен ли он понимать своих учеников, может ли он заметить возникающие у них проблемы.

В нашем исследовании принимали участие 10 учителей иностранного языка (английский, французский) и 14 учеников десятого класса.

Данные опроса показали, что представления учителей о проблемах и переживаниях учеников при изучении иностранного языка во многом сошлись с ответами самих детей.

Все полученные данные можно увидеть на графиках. В статье мы предлагаем некоторые из них, в качестве примера.

Рис. 1. Боитесь ли Вы сделать ошибку при ответах?


Рис. 2. Влияет ли на Вас обстановка на уроках иностранного языка?


Рис. 3. Какие чувства Вы испытываете при ответах на уроках иностранного языка?

Сопоставив ответы учеников и учителей, можно сказать, что педагоги понимают значимость психологического климата в классе, способны определить чувства и эмоции, переживаемые детьми на уроках иностранного языка.

Ответы учителей можно увидеть ниже (см. рис. 4, рис. 5, рис. 6).

 

Рис. 4. Испытывают ли дети страх на Вашем уроке при устном ответе?


Рис. 5. Что, по Вашему мнению, испытывают дети, сделав ошибку?


Рис. 6. Как Вы думаете, какие чувства испытывают дети на Ваших уроках?

Результаты методики Г.В. Резапкиной «Психологический портрет учителя/родителя» [6] следующие: в приоритетных ценностях у учителей личностные переживания. Психомоциональное состояние педагогов –нестабильное, самооценка – неустойчивая. Стиль преподавания – демократический, уровень субъективного контроля учителей – высокий. На основании этих результатов, можно сделать вывод, что учителя способны понимать своих учеников и задумываются о проблемах и переживаниях ребенка при изучении иностранного языка.

Сопоставив полученные данные опросов и анкет, можно сказать, что представления учителей о проблемах и переживаниях детей на уроках иностранного языка соответствуют реальной действительности. Учителя способны понимать важность эмоционального состояния учащихся на уроке иностранного языка. Они учитывают мнения и интересы детей при составлении плана уроков. Все это способствует оптимизации учебного процесса и снижению уровня переживаний при изучении иностранного языка.

Анализируя проделанную нами работу, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние учеников на уроках иностранного языка зависит от целого ряда обстоятельств.

Во-первых, это – мотивация. Недостаточная мотивация способна отбить желание у ребенка изучать иностранный язык.

Во-вторых, это – заинтересованность учеников во время уроков. Учитель должен превратить урок в творческий процесс, чтобы вызвать тем самым интерес у детей к обучению.

В-третьих, психологический климат в классе должен быть благоприятным. Однако совсем избежать проблем и переживаний при изучении иностранного языка невозможно. Это связанно со спецификой данного предмета.

Как показали исследования, наиболее распространенными психологическими проблемами являются: волнение, страх ошибиться при устном ответе. Наличие данных проблем создает коммуникативный барьер у учащихся, что не может способствовать полноценному усвоению материала.

Необходимо отметить, что большая часть учителей иностранного языка адекватно оценивает существующие трудности и переживания детей. Они стараются сделать все возможное, чтобы минимизировать волнения и страхи, снизить уровень проблем у своих учеников, а также сформировать интерес и правильную мотивацию к своему предмету.

Литература


1. Изард К.Э. Психология эмоций / перев. с англ. А. Татлыбаева. СПб: Питер, 1999.

2. Лалина О.В. Проблемы в изучении иностранного языка у детей, имеющих трудности в обучении [Электронный ресурс]. URL: http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=25&option=com_content&view=article&cati... (дата обращения: 20.01.2019).

3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2003.

4. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984.

5. Шустова И. Роль эмоций при обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/publikatsii/angliyskiy-yazyk/rol-emotsiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 20.01.2019).


Резапкина Г.В. Опросник "Психологический портрет учителя/родителя" [Электронный ресурс]. URL: https://vsetesti.ru/414/ (дата обращения: 11.01.2019)