Журнал Информ-образование
Методическая разработка урока на тему «Логарифмическая функция»
Автор : Гилярова М. Г.
Журнал : 2020 Выпуск 1
Дата публикации : 03 Июня 2020
Пояснительная записка к использованию цифрового образовательного ресурса интерактивного средства SMART на уроке по предмету «Алгебра и начала анализа»
Цели создания цифрового ресурса:
- применение информационных технологий в процессе подготовки учащихся к сдаче экзаменов;
- использование интерактивной доски на занятиях естественно - научных дисциплин для реализации дидактического принципа наглядности;
- повышение уровня качества проведения урока по теме «Логарифмическая функция».
Задачи, которые решаются в ходе урока:
- формирование умений использования различных видов информации (графической, видео, звуковой, текстовой) в учебной деятельности;
- интеграция объемной демонстрации на интерактивной доске с объяснением преподавателем технологии решения математических задач;
- использование виртуального пространства для реализации принципа наглядности при изучении темы занятия;
- формирование представлений о возможностях использования интерактивных мультимедийных информационных технологий в современном обществе и в практической жизни;
- изучение математической терминологии с помощью интерактивных методов;
- воспитание информационной культуры обучающихся.
Тема: Логарифмическая функция
Предмет: Алгебра и начала анализа
Тип занятия: объяснение нового материала
Продолжительность: 80 минут
Класс: 11
Цели занятия:
1. Образовательные:
повторить понятия:
-
логарифм, свойства логарифмов;
-
основное логарифмическое тождество;
-
правила вычислений алгебраических выражений с логарифмами;
научить:
-
заполнять таблицу значений логарифмической функции;
-
строить график логарифмической функции по точкам;
-
определять основные свойства логарифмической функции;
-
решать логарифмические уравнения функционально-графическим методом.
2. Развивающие:
-
способствовать развитию математического мышления через методы активного обучения;
-
развивать вычислительные навыки;
-
развивать кругозор школьников.
3. Воспитательные:
-
прививать любовь к познавательной деятельности;
-
воспитывать сознательное усвоение дисциплины;
-
формировать значимые для обучения качества (внимательность, аккуратность, память, ответственность за выполняемую работу).
4. Связь с современностью: использование мультимедийных, интерактивных информационных технологий.
5. Интеграционные связи:
-
внутрипредметные с разделами математики: планиметрия, стереометрия;
-
межпредметные с дисциплинами: информатика.
Методическое оснащение занятия:
-
учебник «Алгебра и начала математического анализа», 10 – 11 классы, Мордкович А. Г.;
-
раздаточный материал;
-
методическая разработка занятия.
Техническое оснащение занятия:
-
проектор;
-
интерактивная доска;
-
программа Notebook Software 10.
При подготовке материала к занятию были использованы интерактивные средства коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0, основные манипуляционные возможности интерактивной доски (запись маркером, движение выбранных объектов), непрозрачные «заслонки», анимации, видеофайл, фотографии, картинки и авторский графический материал.
Информационные источники:
- Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 399с.: ил.
- Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 239с.: ил.
- Учебник математики. 10, 11 классы. М. И. Башмаков. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- http://www.youtube.com/watch?v=8ifen69T0Ow
- http://www.forum.boolean.name/showthread.php?p=140370
- http://www.iq-coaching.ru/nauchnye-otkrytiya/matematika/
- http://www.20th.su/2010/01/28/logarifmicheskaya-linejka/
- http://www.anafor.ru/forums/index.php?showtopic=7153&st=140
- http://www.sbp-program.ru/SchoolMath-Files/SBP-Logarithm-Natural-Function.htm
- http://www.uchmarket.ru/d_1370.htm
- http://www.forum.akado.ru/lofiversion/index.php/t10092.html
- http://www.festival.1september.ru/articles/506921/
- http://uslugi.slando.ru/moskva/referaty_po_yurisprudentsii_P_28233757.html
Основные этапы занятия:
1. Организационный момент.
2. Целевая установка на занятие. Мотивация темы.
3. Актуализация опорных знаний (устная работа).
1) Фронтальный опрос о логарифмах.
2) Повторение основных свойств логарифмов.
3) Определение соответствия.
4) Расположение в определенном порядке.
5) Выбор соответствия.
4. Объяснение нового материала.
1) Построение графика функции у = log2X.
2) Самостоятельное построение графика функции у = log3X.
3) Построение графика логарифмической функции с основанием меньшим 1.
4) Повторение основных свойств логарифмической функции в зависимости от основания.
5) Свойство обратных функций.
5. Закрепление нового материала.
1) Решение логарифмических уравнений функционально – графическим методом.
2) Монотонность логарифмической функции.
3) Выполнение тестовых заданий.
4) Ответы на контрольные вопросы.
6. Подведение итогов занятия.
7. Домашнее задание.
Содержание работы
Этапы занятия |
Использование электронного ресурса |
Методическое обоснование слайда |
1. Организационный момент. |
Титульный лист ЦОР. Здесь указана изучаемая дисциплина, тема занятия, автор ЦОР, высказывание о математике. Используется два интерактивных элементы: бегущая строка, и навигационная кнопка перехода на следующую страницу. На слайде трехстишье о логарифмах (Приложение 4) и графики логарифмических функций. |
Направлен на соблюдение единых требований к учащимся. Подчеркивается значимость изучаемой дисциплины высказыванием о математике. |
2. Целевая установка на занятие.
|
Учитель сообщает о значимости изучаемого раздела алгебры и начала математического анализа и его месте в высшей математике. Представлены понятия по изучению данной темы, акцентируется внимание на то, что нужно знать и уметь. Можно использовать в качестве плана занятия.
|
Организует учебную деятельность. Реализует дидактический принцип системности и последовательности.
|
Мотивация темы. |
На фотографиях – создатель логарифмов Джон Непер, различные виды логарифмических линеек. В прикрепленном текстовом файле «О логарифмах»– сообщение о логарифмах (история создания, назначение, использование). Дополнительный материал дается в виде устного сообщения, которое готовится заранее одним или несколькими учениками.
|
Самоподготовка отдельных учеников вырабатывает навыки публичного выступления перед аудиторией, приучает работать самостоятельно. Способствует сознательному усвоению изучаемого материала. Реализуются воспитательные цели занятия. |
|
На слайде представлен видеоматериал о применении логарифмов. После просмотра можно остановить внимание на ребусе. Информация, представленная в видеофайле, увеличивает значимость изучаемой темы. |
Развивается зрительная память. Формируется умение осваивать учебный материал в различных видах информации. Реализуются развивающие цели занятия. Видео файл позволяет повысить уровень использования информационных технологий. |
3. Актуализация опорных знаний. 1) Фронтальный опрос: - что такое логарифм, - основное логарифмическое тождество, - десятичный логарифм, - натуральный логарифм, - вычисление логарифмов.
|
Контроль исходного уровня знаний начинается с устного опроса, первые ответы закрыты «шторкой», которая затем постепенно открывается. Ответы в примерах дописываются учителем маркером. |
Необходим для лучшего усвоения темы, выявления опорных знаний, на которых базируется данная тема. Позволяет определить уровень подготовки класса к занятию. Повторение способствует лучшему восприятию материала. Развивает вычислительные навыки. |
2) Повторение основных свойств логарифмов. |
На слайде представлены готовые формулы, учащимся предлагается их грамотно озвучить.
|
Формируется правильная математическая речь, реализуется дидактический принцип наглядности. Анализ ответов позволяет систематизировать знания, способствует запоминанию правильных определений. |
3) Определение соответствия.
|
Вызванный к доске ученик стрелками с помощью маркера определяет соответствие названия и формулы, ответы сразу же обсуждаются и проверяются. |
Формирует навыки самопроверки, ответственности и самоконтроля, развивает логическое мышление, сознательное усвоение предмета. Реализует образовательные цели занятия. |
4) Расположение в определенном порядке.
|
На слайде пять логарифмических выражений, которые необходимо расставить в порядке возрастания. Для этого используется интерактивный элемент, позволяющий переносить квадратные объекты в нужное место. Значение дополнительных кнопок: Edit – правка (для учителя), Check – проверка (зеленая галочка – правильный ответ, красный крестик – нет), Reset – новая расстановка элементов, Solve – верная расстановка. |
Формирует вычислительные навыки. Систематизирует знания, способствует запоминанию свойств логарифмов. |
5) Выбор соответствия. |
Интерактивный элемент коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0 - средство для выработки внимательности. Значения кнопок: Edit – корректировка данных, Check – проверка, Reset – начать сначала, случайное перемешивание определений и их значений, Solve – правильный ответ. Термины и пояснения представлены в приложении 2. |
Способствует более глубокому освоению теоретического материала. Реализуются образовательные цели занятия, дидактический принцип наглядности. Развивает внимательность, тренирует зрительную память. |
4. Объяснение нового материала. 1) Построение графика функции у = log2X.
|
Преподаватель подробно объясняет алгоритм построения логарифмической функции по точкам. Для заполнения таблицы используется затенение ячеек. Определяются и записываются свойства логарифмической функции.
|
Реализуются образовательные цели занятия. Способствует лучшему усвоению знаний и умений. |
2) Самостоятельное построение графика логарифмической функции с основанием большим 1.
|
Учащимся предлагается по аналогии построить график функции, сразу же после построения проверяется с помощью слайда. В этой же координатной плоскости достраивается график у = log4 x. Учащиеся делают вывод о том, что графики логарифмических функций с основанием большим 1, имеют общий вид и одинаковые свойства. |
Реализует дидактический принцип наглядности. Повторение выполнения однообразных действий способствует лучшему запоминанию нового материала. |
3) Построение графика логарифмической функции с основанием меньшим 1. |
Преподаватель объясняет построение графика логарифмической функции с основанием меньшим 1 с записью основных свойств. В этой же координатной плоскости строятся графики логарифмических функций у = log 1/3 x и у = 1/4 x. |
Позволяет наглядно обобщать полученные знания. Систематизирует материал на базе имеющейся информации. Активизирует мыслительную деятельность, реализует образовательные цели занятия.
|
4) Повторение основных свойств логарифмической функции в зависимости от основания. |
На графиках представлены два вида логарифмической функции в зависимости от основания (а > 1, a < 1). Учащимся предлагается перечислить основные свойства логарифмической функции, сравнить их, то есть назвать общие и различные. |
Воспитывает сознательное усвоение предмета, глубокое понимание значимости проделанных действий, прививается интерес к дисциплине. Реализует образовательные цели. |
5) Свойство обратных функций.
|
Повторяется определение обратных функций и демонстрируется свойство графиков обратных функций (графики обратных функций симметричны относительно прямой у = х). |
Способствует более глубокому усвоению материала. Реализуются дидактические принципы наглядности, системности и последовательности. |
5. Закрепление нового материала. 1) Решение логарифмических уравнений функционально – графическим методом. |
Преподаватель объясняет и показывает решение одного из уравнений, остальные уравнения (приложение 5) ученики решают самостоятельно, затем проверяют по готовым ответам. Они записаны под картинкой, которая сдвигается. В центре координатная плоскость для построения графиков функций для одного уравнения. |
Учит самостоятельности, умению правильно оформлять решения задач, развивают познавательный интерес, умение систематизировать знания, выбирать главное и обобщать результаты своей работы. |
2) Монотонность логарифмической функции. |
С использованием интерактивного элемента вызванный к доске ученик распределяет записанные ниже функции на возрастающие и убывающие. |
Активизирует деятельность школьников за счет использования нестандартного приема. Способствует лучшему усвоению нового материала. |
3) Выполнение тестовых заданий. |
Интерактивный элемент коллекции Lesson Activity Toolkit 2.0 позволяет проводить небольшое тестирование, кнопка Next – следующий вопрос. Тестовые задания представлены в приложении 1. |
Работа с тестами закрепляет полученные знания. Реализуется дидактический принцип связи теории с практикой. Позволяет определить уровень усвоения материала, объективно оценить знания и умения учеников. |
4) Контрольные вопросы. 6. Подведение итогов урока. |
На странице несколько интерактивных элементов, представлены контрольные вопросы (приложение 3) для обобщения материала. Используется анимация для привлечения внимания. Петарда вставлена для отсчета времени. Шарик лопается в конце опроса, появляется анимация аплодисментов. Для повышения значимости изучаемой дисциплины на этом и первом слайдах представлены высказывания о математике (приложение 4). |
Контрольные вопросы показывают обратную связь усвоения. Анимация привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. |
7. Домашнее задание. |
Страница предназначена для озвучивания домашнего задания, которое можно записать маркером (построить в тетради графики функций у = lg X и у = lnX, записать их свойства). Отображает информационные источники. |
Приучает к самостоятельности, позволяет повторить изученный материал. Дает возможность оценить объем информации, используемой в цифровом образовательном ресурсе. |
Приложение 1
Тестовые задания
1. Логарифмическая функция является …
A) четной
B) нечетной
C) постоянной величиной
D) монотонной
2. Область определения логарифмической функции составляет …
A) все значения Х
B) положительные значения Х
C) отрицательные значения Х
D) все числа, кроме нуля
3. Область значений логарифмической функции составляет …
A) положительные значения функции
B) любые значения У
C) отрицательные значения функции
D) целые значения функции
4. Логарифмическая функция является …
A) ограниченной
B) периодической
C) линейной
D) возрастающей или убывающей
5. Графики логарифмических функций проходят через точку …
A) (0; 0)
B) (0; 1)
C) (1; 0)
D) (1; 1)
6. Если основание логарифма больше 1, то логарифмическая функция …
A) возрастает
B) убывает
C) является постоянной
D) является периодической
7. Если основание логарифма меньше 1, то логарифмическая функция …
A) возрастает
B) убывает
C) является постоянной
D) является периодической
8. График функции У = lg X показывает …
A) зависимость натурального логарифма
B) производную логарифмической функции
C) зависимость У от различных оснований логарифма
D) графическую зависимость десятичного логарифма
9. Функция У = ln X является …
A) убывающей
B) возрастающей
C) ограниченной
D) периодической
10. Область определения функции У = lg X составляет …
A) множество положительных чисел
B) множество отрицательных чисел
C) множество всех чисел
D) множество целых чисел
Ответы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
B |
B |
D |
C |
A |
B |
D |
B |
A |
В интерактивном элементе ответы отображаются в случайном порядке.
Приложение 2
Выбери соответствие (на экране представлены хаотично):
Логарифм lg X ln X lg a + lg b lg a – lg b Потенцирование e ln a = lg a/ lg e |
Показатель степени Десятичный логарифм Натуральный логарифм lg (ab) lg (a/b) Избавление от логарифмов 2,7182818284590… Формула перехода к новому основанию |
Приложение 3
Контрольные вопросы
-
Что такое логарифм?
-
Перечислите основные свойства логарифмов.
-
Сформулируйте основное логарифмическое тождество.
-
Какая функция называется логарифмической?
-
Перечислите основные свойства логарифмической функции.
-
Дайте определение логарифмического уравнения.
-
Составьте алгоритм решения логарифмического уравнения функционально – графическим методом.
-
Для каких чисел логарифм имеет смысл?
-
Сформулируйте формулу перехода к новому основанию.
-
Для каких целей в математику ввели понятие логарифма?
Приложение 4
“Даже изящные искусства питаются ею.
Разве музыкальная гамма не есть
Набор передовых логарифмов?”
(Из “Оды экспоненте”)
Потому-то словно пена,
Опадают наши рифмы.
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
(Борис Слуцкий)
Приложение 5
Решить логарифмические уравнения функционально - графическим методом:
-
lg x = 1 – x
-
log2 x = 3 – x
-
log3 x = - x + 1
-
log 1/3x = x - 4
-
log 1/3x = x - 6
-
log 1/2x = 2x - 5