«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее
Журнал Информ-образование
Кокорина О. В. Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию первоклассников на уроках математики
Журнал : 2019 Выпуск 2
Дата публикации : 27 Декабря 2019
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, призваны обеспечить социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В достижении национального воспитательного идеала большая роль отводится начальному звену обучения.
С первых дней пребывания в школе у младших школьников формируется отношение к школе, образования в целом, педагогам и сверстникам. Происходит их приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, креативности, инициативности и т.п.
Основными требованиями к результатам освоения норм социальной жизнедеятельности применительно к младшим школьникам становятся [2]:
· знать и понимать, что они граждане своей страны – России;
· любить Родину, уважать людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и твердо держать свое слово;
· уважительно относиться к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры;
· быть принципиальным, требовательным, верным и преданным в дружбе;
· бороться с проявлением в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
· беречь своё человеческое достоинство и честь;
· бережно относиться к историческому и культурному наследию, созданному российским народом, сохранять и приумножать его; принимать посильное участие в охране и восстановлении памятников истории и культуры;
· уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства;
· вести здоровый образ жизни, не курить, не употреблять спиртное, наркотические и токсические средства;
· помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок, проявлять доброту и заботливость к своим близким в семье и к окружающим людям в повседневной жизни;
· творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.
Процесс духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников охватывает учебную, внеклассную и внешкольную, общественно полезную деятельность. Большие возможности в целостном формировании личности заложены в процессе обучения.
Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках.
И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.
Вот как на уроках математики ( система учебников «Начальная школа XXI века») возможно осуществлять духовно-нравственнное воспитание первоклассников.
В целях воспитания нравственных качеств можно использовать краткие беседы для разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задач по определенной теме.
Примеры задач воспитательной направленности из учебников
· Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
· Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 / В.Н.Рудницкая. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ч.1, с.96 №1,№2. Задачи про воробьев, синиц, снегирей.
- Какую помощь вы можете оказать птицам зимой?
Ч.2,с.33 №11. Задача о том, что около дома посадили рябины и черемуху.
- Зачем нужно сажать деревья?
- Как можно сохранить?
Ч.2, с.48 № 8 . Задача о том, дочка помогает маме мыть тарелки.
- Кто из вас помогает соей маме?
- Какую помощь вы ей оказываете?
- Кому еще в семье вы помогаете?
Ч.2, с.72 № 20. Задача про то, как Юра уступил свое место на лавочке дедушке.
- Какие качества проявил Юра?
- Почему необходимо уважать старших?
Ч.2, с.87 № 20.Задача о том, как Миша убрал свои игрушки в шкаф.
- Где у вас дома хранятся игрушки?
- Как вы следите за своими игрушками?
Текстовые задачи и иллюстрации для составления задач позволяют познакомить учащихся
· с различными профессиями: шофер, дрессировщик, повар, пекарь, почтальон, портниха;
· со спортивным инвентарем: кегли, мячи, скакалка, обруч.
· с различными видами спорта: футбол, волейбол, лыжи, шахматы, гимнастика.
Задачи на спортивную тематику помогают ввести понятия: командный дух, один за всех и все за одного.
Учебный материал первой и второй части учебника, позволяет обратиться к этике поведения в общественных местах.
Ч.1 с.8 № 1. Понятия: слева, справа. Используя иллюстрацию с различным транспортом на дороге, можно вспомнить правила поведения в общественном транспорте, правила перехода проезжей части;
Ч.1, с.91 № 4.Учащимся предлагается составить задачу по рисунку, на котором нарисованы телефоны. Можно обсудить правила общения по телефону, правила пользованием сотовым телефоном.
Ч.1, с.107 №4. Задача с иллюстрацией: «В домике живут три гнома. К ним пришли гости. Сколько гномов на празднике?» Здесь уместно вспомнить правила поведения в гостях.
Ч.2, с.15 № 11.Комбинаторная задача на составление обеда в кафе. Текст задачи позволяет вспомнить правила поведения в кафе, в столовой.
На страницах учебника «Математика» много иллюстраций, на которых изображены фрукты, овощи, продукты питания. С целью пропаганды здорового образа жизни, здорового питания можно задать вопросы:
- Чем полезен этот фрукт?
- Почему не рекомендуют много есть конфет, булочек?
Важно отметить, что в духовно- нравственном воспитании личности важны не только содержание, но и методы ( этическая беседа, пример, соревнование, поощрение), разнообразные формы работы ( парные, групповые). Воспитывает личность учителя, атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношения педагога и детей, толерантное отношение детей друг к другу.
Таким образом, ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому важно не упустить реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.
Литература:
1. Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.учрежддений. В 2ч.Ч.1/ Т.Л. Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казачёнок и др./; под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание.- М.: Просвещение, 2011.
3. Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
4. Рудницкая В.Н.Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 / В.Н.Рудницкая. – 4-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.