В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Методическая разработка «урока Победы», классного часа, внешкольного мероприятия или виртуальной экскурсии на тему: «События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда»

Автор : Иванов С. М.

Журнал : 2019 Выпуск 2

Дата публикации :  27 Декабря 2019

Иванов С. М. Методическая разработка «урока Победы», классного часа, внешкольного мероприятия или виртуальной экскурсии на тему: «События 23 августа 1942 года: трагедия мирного населения Сталинграда» // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 142-149.

Данная статья посвящена использованию краеведческого материала для проведения «Урока Победы», классного часа, внешкольного мероприятия или виртуальной экскурсии. Собранный автором в волгоградских архивах, личных разговорах с очевидцами событий и литературе материал рассказывает об использовании подземных укрытий в дни Сталинградской битвы.

Kлючевые слова: Сталинградская битва, бомбоубежище, бомбогазоубежище, бункер, Сталинградский городской комитет обороны (СГКО), штаб Сталинградского фронта, штольни, фильтровентиляционная установка, КП (командный пункт).

THE GUIDANCE PAPER FOR ‘THE LESSON OF VICTORY’, A CLASS HOUR, AN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY OR VIRTUAL TOUR ON THE TOPIC ‘THE EVENTS OF AUGUST 23, 1942: THE TRAGEDY OF STALINGRAD INHABITANTS»

Sergei M. Ivanov

This article explains how to use local history material for ‘The lesson of victory’, class hour, extra-curricular activities or a virtual tour. The material collected by the author in Volgograd archives, from personal communication with witnesses of the events and from literature describes in what way the underground shelters were used in the days of Stalingrad battle.

Key words: Stalingrad battle, bomb shelter, bomb and gas shelter, bunker, Stalingrad City Defense Committee (SCDC), the headquarters of the Stalingrad front, tunnel shafts, filter-ventilator unit, CP (command post).

Данная тема приобрела в настоящее время особенную актуальность: буквально в нескольких сотнях километров от нашего города идут бои, а населенные пункты стираются с лица земли безжалостными обстрелами. Кто еще пару лет назад мог представить себе войну в центре Европы? Война заставляет стариков вспоминать, казалось бы, уже давно забытые вещи: как укрываться от снарядов и мин, как заклеивать оконные стекла, чтобы они не вылетели от близких разрывов. Вот уже и некоторые сражения на Украине противники фашизма сравнивают со Сталинградской битвой, а окружения ополченцами украинской армии – с «котлом» фашистских войск под Сталинградом. Город Славянск, героически сопротивлявшийся долгое время, в Интернете часто называли «вторым Сталинградом». Все это возвращает нас в те героические дни 74 года назад, когда в степях между Волгой и Доном началось, наверное, самое кровопролитное сражение в мировой истории, сражение, в котором принимали активное участие и простые жители Сталинграда – женщины и дети, старики и молодые.

Цели классного часа:

* показать тяготы гражданского населения Сталинграда летом 1942 г.;

* познакомить обучающихся с историей создания, местом нахождения и значением подземных сооружений города Волгограда как памятников его истории и культуры;

* способствовать военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

Характеристика аудитории – учащиеся 5–11 классов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта, указка.

Во время работы над темой на основе имеющегося материала было проведено несколько экскурсий в бомбоубежище ДК «Метроэлектротранс» с обучающимися МОУ СОШ № 101, Клуба интернациональной дружбы ДЮЦ Волгограда и лицея № 9 имени А. Н. Неверова на тему «Сталинградский бункер» (публикация об одной из экскурсий в газете «Городские вести» от 15.01.2015 г.).

Ход классного часа

Учитель:

Сигналы воздушной тревоги начали раздаваться над Волгой еще в 1941 г. (звучит голос диктора Левитана: «Граждане! Внимание! Воздушная тревога!»). Заботясь о спасении жителей, Городской комитет обороны еще в декабре 1941 г. принял постановление о строительстве газо- и бомбоубежищ. Первый секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) Чуянов в мемуарах писал, что к середине августа 1942 г. «служба убежищ подготовила укрытия на 180 тысяч человек» [Чуянов 1977].

Массовое бомбогазоубежище (или КП № 2) стали строить силами Московского метростроя еще в марте 1942 г. В страшный для многих горожан день 23 августа оно спасет тысячи жизней. Располагалось убежище рядом со Сталинградским театром музыкальной комедии – бывшим царицынским театром «Конкордия» на левом берегу реки Царицы. Сейчас здесь стоит торгово-развлека-тельный центр «Пирамида» на ул. Краснознаменской.

(Презентация – фото № 1.)

Фото 1. Здание театра «Конкордия» в долине реки Царица

В дневнике первого секретаря Сталинградского обкома ВКП(б) А. С. Чуянова в записи от 15 августа говорится: «Построено бомбогазоубежище на берегу р. Царицы» [Чуянов 1979: 130].

Как пишет историк А. Н. Климов, «в центральной части города, на левом берегу реки Пионерки, трудящиеся города построили массовое бомбоубежище на глубине 20 метров под землей. В строительстве этого бомбоубежища принимали участие специалисты Московского метро. Строительство было завершено <…> к началу июля 1942 года» [Климов 1959: 176–177]. Другие специалисты по истории Сталинградской битвы делают ценное дополнение: «…за время строительных работ было вынуто 28 750 кубометров земли. Жители города своевременно получили массовое бомбоубежище общей площадью 687 квадратных метров, в котором во время осады города укрывалось до 2 тыс. человек» [Красавин и др. 1975: 209].

В ныне рассекреченных документах рассказывается, как готовили убежище к использованию: а) назначили коменданта; б) установили круглосуточное дежурство постов: санитарных, внутреннего порядка, аварийно-восстановительных и других; в) установили милицейскую охрану (наружную и внутреннюю); г) установили необходимое количество радиоточек оповещения сигнала «ВТ» (воздушная тревога) и «Отбоя», а также сигнала химической тревоги; д) в случаях аварии с электроосвещением запасли необходимое количество фонарей «летучая мышь»; е) установили противопожарные средства, а также обеспечили бочками с кипяченой водой, поставили скамейки, приступили к устройству откидных спальных мест [Сталинградский… 2007: 413–414].

И вот грянула гроза: над городом нависли армады фашистских стервятников, загрохотали взрывы бомб, занялись пожары. Люди бросились в заранее вырытые щели, подвалы домов, бомбоубежища. Многие сталинградцы прятались от бомб в подвалах бывшего Свято-Духова монастыря, где их окормляли монахини, которые остались жить неподалеку после закрытия обители. В рассказах участников Сталинградской битвы говорится, что в подвале 3-го Дома Советов, стоявшего напротив обители, с началом бомбежек укрылись около 600 семейств [Мурашкина 1950: 85].

(Презентация – Фото № 2.)

Фото 2. Немецкая аэрофотосъемка во время бомбардировки Сталинграда эскадрой пикирующих бомбардировщиков STG2 «Иммельман» в августе 1942 г. Свято-Духов монастырь (в центре). Выше монастыря здание 3-го Дома Советов. Сайт: http://www.ecpad.fr

(Презентация – Фото № 3.)

Фото 3. Схема с указанием штаба Сталинградского фронта (КП № 1) и СГКО (в Горсаду) под цифрами 3 и 2. Не указано массовое газобомбоубежище (КП № 2) в долине Царицы по оси ул. Пушкинской

Но давайте вернемся к самому большому в Сталинграде бомбоубежищу. Один из местных старожилов Олег Николаевич Казаков вспоминал о страшном дне 23 августа 1942 г.: «Вырвались из огненного ада через Кулыгинский мост (ныне район цирка), перешли на левый берег реки Царицы и укрылись там до наступления темноты в убежище» [Красавин и др. 1975: 209]. В личной беседе с автором О. Н. Казаков отметил, что это было бомбоубежище в овраге у современного здания УВД – УФСБ Волгоградской области напротив кондитерской фабрики имени В. И. Ленина – туннель, большой вход, людей много и гражданских, и военных – они и лежали, и сидели, и стояли. Рядом с входом в бомбоубежище стоял так называемый «Дом Миллера» – очень красивое царицынское здание, которое принадлежало ранее фабриканту Миллеру. Вы видите, как сильно пострадало здание от попаданий бомб и снарядов.

(Презентация – Фото № 4.)

Фото 4. Дом Миллера после окончания Сталинградской битвы. На переднем плане, возможно, один из входов в массовое газобомбоубежище, разделенный на две части

Об этой штольне говорила и известная волгоградская художница Надежда Черникова: «Сначала сидели в подвале школы для глухонемых, потом перебрались в подземное укрытие в русле Царицы» [Елфимова 2006].

Георгий Иванович Рязанов, подростком служивший на переправе, рассказал: «…с рассветом мы с матерью пошли в бомбоубежище, где метро строили. Там у входа была каша из людей, сверху горяк падает, бревна» [Рязанов]. Вероятно, это горело здание Театра музыкальной комедии, о чем вскользь упоминает в своей книге М. А. Водолагин [1968: 382].

Секретарь Ермановского (современный Центральный район) райкома ВКП(б) Денисова писала: «Куда нам деваться? Кругом пожары, кругом горит. В нашем районе было море огня, жарко стало. По улицам невозможно было ходить, и в горкоме нельзя было оставаться – стены дыма, и загорались уже стены горкома. Пришли в “метро”. У нас там спасалось много народа. Вентиляции там не было, поэтому духота там была жуткая, но народ шел туда, просто некуда было деться или надо было в воду лезть» [ЦДНИВО…].

Об этом же вспоминал и один из ополченцев: «Секретарь райкома Денисова распорядилась следовать в бомбоубежище, так называемое “метро”. Однако оказалось, что в это бомбоубежище столько набилось народа, что если бы и мы еще втиснулись, людям нечем было бы дышать; и без того малыши уже задыхались – их вытаскивали наверх» [Нерозя 1950: 46].

Ребенок военного Сталинграда В. В. Иванов в своих мемуарах пишет, что к концу дня 24 августа они «с мамой узнали, что многие жители спасаются в городском бомбоубежище, сооруженном в откосе на берегу речки Царица. Мы побежали туда <…> Бомбоубежище представляло собой две параллельные, соединяющиеся в глубине откоса штольни, с деревянным полом. Подземелье было набито людьми до отказа. …В ночь с 25 на 26 августа нам было объявлено, что убежище отводится под штаб Сталинградского фронта, а жителям предлагалось выходить к переправам и перебираться на левый берег Волги» [Воспоминания… 2010: 62].

В воспоминаниях майора НКВД И. Т. Петракова, хранящихся в Архиве УФСБ по Волгоградской области (Ф. 2. Т. 1. Оп. 486. П. 1. Л. 41–55), говорится, что «некоторые даже из заполотновского района приходили в городские штольни, что были вырыты на реке Пионерке. Несколько суток подряд пикировали немецкие “юнкерсы” на городские штольни, в которых укрывались беззащитные дети, женщины и старики. Страх среди мирных жителей нарастал. Враг неистовствовал. Мне пришлось лично видеть, как в этих штольнях набилось столько людей, что было просто невозможно не только пройти, но даже сделать шага. Некоторые не могли выйти по 4–5 суток. Люди умирали от изнеможения, а трупы так и оставались неубранными до тех пор, пока мне по приказу Городского комитета обороны ценой огромных усилий не пришлось вывести из штольни этих несчастных и переправить за Волгу» [Петраков 2011: 269–270].

(Презентация – Фото 5.)

Фото 5. Вход в бункер СГКО. Мемориальная доска с барельефом А. С. Чуянова. Лето 2014 г.

В городском саду недалеко от этого убежища под землей размещался штаб Сталинградского городского комитета обороны (СГКО), где также пряталось множество гражданских людей.

В воспоминаниях одного из работавших здесь людей говорится, что после страшной бомбардировки Сталинграда фашистами 23 августа 1942 г. была перебита электропроводка и перестали действовать вентиляция и освещение: «Воздух мы по очереди принялись нагнетать вручную, работая до седьмого пота» [Прохватилов 2010: 187]. От спертого воздуха гасли свечи, в тесном помещении стояла страшная жара. Воздух пришлось нагнетать вручную, до седьмого пота вращая специальную ручку воздушного насоса. Тугую ручку приходилось крутить всем по очереди – от высоких партийных работников и офицеров до простых бойцов.

Заместитель начальника Сталинградской госавтоинспеции Е. Вартаньянц вспоминал эпизод, запавший на всю жизнь ему в душу: «Во время массированного налета на Сталинград мы находились в штольне, на берегу Волги. Наше пребывание там было продолжительным. К беспокойствам, волнениям, тоске прибавлялся голод. И вдруг в темноте мне передают маленький кусочек хлеба. Кто это сделал, неважно. Так поступил бы каждый работник милиции Сталинграда. То, что было у него, не съел сам, а поделил на десять, а может быть, и на двадцать кусочков» [Иванилов 1983: 43–44].

Думаю, вы ясно представили себе все тяготы мирного населения, солдат и милиционеров, которые вынуждены были задыхаться в тесных подземельях, без возможности выбраться на свежий воздух. Несмотря на всю сложность их положения, им повезло, что они успели добраться до убежищ. Тем же, кто не успел, пришлось принять на себя весь ливень осколков бомб. Десятки тысяч жителей Сталинграда погибли только во время первого массового удара фашистской авиации 23 августа 1942 г. Давайте запомним эту дату и почтим память павших минутой молчания.

(Минута молчания.)

Литература

Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда (1589–1967). – М.: Наука, 1968.

Воспоминания Иванова В. В. // Воспоминания детей военного Сталинграда: сб. – М.: ИПК «Знак», 2010. – С. 62.

Воспоминания Казакова О. Н. // Память и боль людская / авт.-сост. Д. Г. Вразова – Волгоград: Волгоград, 2007.

Елфимова Е. Она рисовала Сталинград // Наш горожанин (Волгоград). – 2006. 31 августа – 6 сентября.

Иванилов В. П. В суровые годы войны // Сегодня происшествий нет: Страницы истории ГАИ УВД Волгоградского облисполкома. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1983. – С. 43–44.

Климов А. Н. Трудовые и боевые подвиги сталинградцев в обороне родного города // Из истории Сталинградской партийной организации: сб. ст. / под ред. М. Я. Бромберг. – Сталинград: Сталинградский госпед ин-т им. А. С. Серафимовича, 1959. – С. 176–177.

Красавин В. С., Бородин А. М., Логинов И. М. Подвиг Сталинграда. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1975.

Мурашкина Т. С. В блиндажах и подвалах // Сталинградцы. Рассказы жителей о героической обороне / лит. запись Е. Герасимова, В. Шмерлинга. – М.: Военное изд-во Военного Министерства Союза ССР, 1950.

Нерозя П. Ф. Два дня // Сталинградцы. Рассказы жителей о героической обороне / лит. запись Е. Герасимова, В. Шмерлинга. – М.: Военное изд-во Военного Министерства Союза ССР, 1950.

Петраков И. Т. Странички дневника / М. Т. Поляков // Призвание – служить России. – Волгоград: Издатель, 2011. – С. 269–270.

Прохватилов В. Т. Рядом с фронтом // Отчий край (Волгоград). – 2010. – № 2 (66).

Рязанов Г. И. Крещение на переправе [Электронный ресурс]: Военный альбом: [сайт]. URL: http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?id=554&amp;p=12 (дата обращения: 05.12. 2013).

Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы. – 2-е изд. / НИИ проблем экономической истории России XX века ВолГУ и др. / под ред. М. М. Загорулько. – Волгоград: Издатель, 2007. – С. 413–414.

ЦДНИВО (Центр документации новейшей истории Волгоградской области). Ф. 71. Оп. 2. Д. 86. Л. 18–19 об.

Чуянов А. С. На стремнине века. Записки секретаря обкома. – М.: Политиздат, 1977.

Чуянов А. С. Сталинградский дневник (1941–1943 гг.). – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1979.

Задать вопрос