В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Агаркова Е. А. Час общения «Генеалогическое древо»

Журнал : 2019 Выпуск 1

Дата публикации :  28 Мая 2019


Пояснительная записка Генеалогия, как наука о предках ныне живущих людей, обретает сегодня особую актуальность. 19 лет уже прошло с появления первого в отечественной литературе практического пособия по составлению родословных (А. Н. Онучин), а важность изучения этой темы по-прежнему нет надобности, доказывать. При общении с воспитанниками детских домов отчетливо осознаешь, что дети не только плохо знают своих родственников (если они есть), но и не знают много слов, обозначающих родственные отношения. Те дети, у которых есть родные, они не знают отчества, дат основных жизненных событий (дни рождения, свадьбы, образование, места рождения и места жительства родственников), а также где и кем они (а иногда и родители) работают или чем занимаются. Поэтому данная методическая разработка позволит заинтересовать детей изучением истории своей семьи и в дальнейшем к составлению генеалогического древа. Эту работу вполне позволительно рекомендовать к обязательному просмотру всем, кто собирается заниматься изучением своей родословной. Здесь можно узнать с чего начать и как искать сведения о своих предках. Час общения предназначен для воспитателей и детей старшего школьного возраста, но будет также познавательным и для взрослых. В упрощенном виде час общения вполне может быть применен в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста Получив новые знания, вы сможете заложить фундамент своей генеалогической культуры и расширить горизонты перспективного будущего.
Ход занятия. I. Организационный момент. — Тема нашей встречи необычная. Сегодня мы поговорим о генеалогическом древе человека. С чем связаны «корни человека»? Но для начала давайте попробуем разобраться в названиях родственных отношений, понять, кто из родственников является друг другу братом, тетей, бабушкой, супругом, этом нам поможет кроссворд, который мы сейчас разгадаем. (Приложение №1)
Подведение итогов работы с кроссвордом.
II. Введение. — Итак, сегодня мы поговорим о семье, генезисе человека,
генеалогическом древе, о правилах и этапах его составления. Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе.
Раньше на Руси говорили, что семья — это семь человек, живущих в одном доме. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. (По Далю.)О каждой семье можно написать интересную книгу.
III. Основная часть. -Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Моя родословная». На первой странице мы узнаем о «Родственных отношениях».
(Слайд №2,3).
Давайте попробуем конкретизировать «Кого мы называем семьёй?» Перечислите членов семьи?

(ответы)
· Мама
· Папа
· Брат
· Сестра
· Бабушка
· Дедушка
— Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. 
— Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам? (Слайд №4).

· Дяди.
· Тёти.
· Двоюродные братья, сёстры.
· Прабабушки.
· Прадедушки………
— Да, семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья — дом, в котором мы живём.
— Хорошо, молодцы!
К сожалению, на сегодняшний день мало кто знает исконно русские названия родственников, например, кто такой шурин, кума, свояченица?..
— А вот понятие «крестная мать» (кума), «крестный отец» (кум), «крестник» связаны с крестинами ребенка (или взрослого). Выбор крестного отца и матери – очень древний христианский обычай. Как вы думаете, кого в основном выбирают на эти почетные «должности»?
Конечно, дальних родственников, друзей, добрых знакомых.
— А почему, как вы думаете?
— Все, что вы сказали, конечно, верно, но дело еще и в том, что с каждым поколением степень родства уменьшается. Крестные выбираются по такому принципу для того, чтобы усилить степень родства.
— У вас было задание к этому занятию – найти пословицы о родне, родных людях. Давайте их заслушаем и попробуем разъяснить смысл. Таким образом, мы переходим ко второй странице нашей книге, она так и будет называться «Пословицы о родне». (Слайд №4, 5).
· Русский человек без родни не живет.
· Добрая кума прибавит ума.
· Кума да кум наставят на ум.
· У кого есть дед, у того и обед.
· Была б моя бабуся — никого не боюся – бабушка щиток, кулак, и молоток!
· Братская любовь пуще каменных стен.
· Брат с братом на медведя ходят.
· У тещи – света все для зятя приспето.
· Зять на двор – пироги на стол!
— Предлагаю вам разгадать загадки:
· Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как это может быть? (Мать, дочь и внучка).
· Сын отца моего, а мне не брат. (Это я сам).
— Вам приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? А кто может сказать, что оно значит? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
В толковом словаре Владимира Даля записано так.
ГЕНЕАЛОГИЯ (родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.(Слайд №6). — Христианская религия считает, что род человеческий произошел от Адама и Евы и тянется доныне. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Вопрос о чистоте крови, например, имел большое значение в жизни рыцарей – при посвящении, при даровании герба, в вопросе о праве участия в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. Кому то известно, что означает наука геральдика? ГЕРАЛЬДИКА (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд №7). Первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды. — Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Поэтому на третьей странице нашей книги мы узнаем «Историю разных родов». (Слайд №8). — Для доказательства своего дворянского происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех своих предках, доказать, что они были дворяне. Конечно, тогда не всегда возможно было предоставить совершенно точные данные, поэтому родословные часто составлялись согласно преданиям, воспоминаниям. Герольды путешествовали от замка к замку и собирали сведения, которые заносились в генеалогические книги. К дворянским званиям прилагались гербы и девизы. Гербы говорили о происхождении, а девизы кратко формулировали основной смысл жизни дворянина, его кредо - верю, верую (личное убеждение, основа мировоззрения человека, иногда то же самое, что и девиз), например: «Честь превыше всего», «Делами славен» и так далее. — У русских дворян, как и в Европе, были широко распространены девизы. Вот, например, какой девиз был у известных дворян Лихачевых. Девиз звучал так: «Верен долгу». Один из потомков этого славного рода – генерал-майор Петр Гаврилович Лихачев – на Бородинском поле командовал 24-й пехотной дивизией и раненым взят был в плен при защите батареи Раевского. — Девизом рода Шереметевых стали слова «Бог хранит все». Его получил Борис Петрович Шереметев за военные и дипломатические заслуги от Петра первого. И вот что интересно многие усадьбы и дворцы Шереметевых действительно уцелели среди множества грозных событий, сотрясавших Россию. — У семейства Гончаровых, к которому принадлежала Наталья Николаевна, супруга А. С. Пушкина, тоже был свой девиз: «В честном труде». Справедливость девиза доказали предки Натальи Николаевны, выпуская ткани и бумагу отличного качества. — Ребята, вы сейчас услышали несколько замечательных девизов старинных и очень достойных русских дворянских династий. Попытайтесь сейчас придумать для себя девиз, которому вам хотелось бы следовать на протяжении жизни. (Выслушать варианты воспитанников). — А теперь мы подходим к очень интересной четвертой странице нашей книге «Генеалогическое древо», а именно его составлению. (Слайд №9). — В старину говорили «древо жизни», потому что в нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода.

Как составить своё генеалогическое древо?

Составление семейного древа это отличный способ провести свободное время, а так же узнать много нового о своей истории. Устраивайтесь поудобнее, сейчас всё узнаете. С чего начать? (Слайд №11). 1. Начать работу надо, прежде всего с накапливания информации: даты, истории, фотографии, которые надо хранить в одном месте. Документы, дневники, письма, паспорта, дипломы, метрики — изучайте и черпайте знания. Расспросите старших родственников — бабушек и дедушек и них самих и об их предках, все запишите. 2. Затем начинаем восполнять пробелы в семейной истории. Здесь кое-что зависит от вашего упорства, что-то от удачи, везения и терпения, что-то так и останется загадкой. Но попробовать стоит. Это своего рода охота, как у коллекционеров за редким экспонатом. Учтите, что фамилии наследуются по мужским линиям — это всем известно. Но иногда женщины фамилии в браке не меняли, и это облегчает поиски. 3. Разыскивая предков, вы можете обратиться к архивам центральных библиотек. Можно сделать запрос в архив и ждать ответа. Можно перебрать подшивки старых газет — там можно почерпнуть много интересного. Бабушек и дедушек можно найти в «Книгах памяти», также можно получить информацию в ЗАГСе. 4. Начиная рисовать дерево, помните, что существует общее правило для всех схем. Обозначаются только мужчины — продолжатели рода. Если женщина выходит замуж, она принадлежит к другому роду, и в схеме ее муж и потомки не указываются. (Это для того, чтобы древо не было «развалистым»). Если указывать все родственные линии древо получится более чем подробным. Схемы бывают нисходящие — от отца к сыну и далее, и восходящие — от сына к отцу и далее. — На следующей пятой странице мы рассмотрим «Структуру генеалогического древа». (Слайд №12). Геометрические фигуры можно заменить фотографиями с надписями. — Для примера рассмотрим схематическое древо с надписями. ( Слайд №13). — На этом слайде вы можете посмотреть пример родословной. (Слайд №14, 15). (Приложение №2). IV. Заключительная часть. — Давайте рассмотрим фрагмент генеалогического древа и попытаемся его прочесть. (Слайд №16). — Дадим описание родственных отношений между персонажами, представленными на рис. 2. Персонажи № 1 и № 2 брат и сестра. Каждый из них имеет свою семью: № 3 является мужем сестры (№ 1), то есть №1 и №3, № 2 и №4– это муж и жена. Таким образом, мы описали отношения верхнего уровня дерева. Перейдем к следующему уровню: № 5 – сын № 1 и № 3, № 6 – его жена. №8 и №9 – это дочери пары №2 и №4. У пары №5 и №6 есть сын №7. V. Обратная связь. — Ребята, мы сегодня много говорили о родословной, родственных связях. Я хочу вам предложить составить свою схему – генеалогическое древо, хоть и не все знают своих родных, но, тем не менее, остановимся на оформлении схематической родословной и попробуем объяснить ее. (Слайд №17). VI. Итог. — Как видите, дерево начинается с одной пары родителей. На втором уровне показаны их дети, а на третьем — внуки. Подобная структура называется иерархической. Каждый уровень обязан своим существованием вышележащему уровню. — Важно не просто нарисовать семейное дерево, а важно понять, чем жили наши предки, каковы семейные традиции, характеры, присущие нашим предкам. — Я надеюсь, что вы заинтересовались своим происхождением. Если кому- то интересно найти своих родственников и составить свою родословную мы сможем это сделать вместе. Литература 1.Побединская, Л. А. Классный час играючи. Выпуск 4 / [Текст] Л. А. Побединская – М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. http://fljuida.com/post196921520/?upd. 3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/tvorcheskaya-razrabotka-proektnaya-deyatelnost-uchashchikhsy. 4.http://digfoot.3dn.ru/publ/tvorcheskij_proekt_moja_rodoslovnaja_sozdanie_genealogicheskogo_dereva/1-1-0-17. 5. http://www.maaam.ru/blogs/ina-borisovna/proekt-programy-s-chego-nachinaetsja-rodina.html. 6. http://www.arhivcenter.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=248&Itemid=300. 5.http://www.kakprosto.ru/kak-88780-kak-sostavit-proekt-uroka.