В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Журнал Информ-образование

Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии

Автор : Сорокина Е. Н.

Журнал : 2019 Выпуск 1

Дата публикации :  28 Мая 2019

Сорокина Е. Н. Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 106-120.

В данной статье представлены основные моменты системы гражданско-патриотического воспитания и образования в МОУ «Гимназия № 13 Тракторозаводского района Волгограда».

Kлючевые слова: гражданско-патриотическое воспитание учеников МОУ «Гимназия № 13 Волгограда» – одна из основных составляющих воспитательной работы.

THE MODEL OF THE SYSTEM OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION AND UPBRINGING IN CONDITIONS OF GYMNASIUM

Elena N. Sorokina

This article provides the highlights of the system of civil and patriotic upbringing and education in municipal educational institution Gymnasium № 13 of Traktorozavodsky district of Volgograd.

Keywords: civic-patriotic education, educational work.

1. Обоснование актуальности модели системы гражданско-патриоти-ческого образования и воспитания

Последнее десятилетие XX и начало XXI в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы.

В условиях модернизации российского образования проблема гражданско-патриотического образования и воспитания молодежи становится одной из актуальнейших. Она обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.

Особую важность проблема гражданско-патриотического образования и воспитания приобретает в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и стиля мышления молодых людей, размывания ценностей и нравственных основ. В этой связи особое значение приобретает формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей и подростков.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности и патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Все большее распространение приобретает взгляд на гражданско-патриотическое образование и воспитание как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-историчес-кий, военно-исторический и другие компоненты.

Мы должны ориентировать подростка на развитие общечеловеческого мышления, на понимание социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней. Но человек, воспитанный в обществе, не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к инакомыслию, руководствоваться демократическими ценностями. В настоящее время гражданско-патриотическое образование в нашей стране находится на этапе становления. Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина, нравственно чистого человека, патриота своей Родины требуется время и долгая кропотливая работа.

В настоящее время у родителей и учащихся наблюдается постоянно растущий интерес именно к гражданско-патриотическому направлению в современной системе школьного образования.

На местах потребность в гражданско-патриотическом образовании и воспитании связана с необходимостью решения проблем конкретного социума: выстраивание грамотных с точки зрения права отношений с различными структурами и организациями, влияющими на жизнь данного микрорайона.

В самом образовательном учреждении наличествует потребность в четкой, целесообразной, нормативно обеспеченной регламентации взаимоотношений участников образовательного процесса.

На уровне семьи и личности наблюдается возрастающая заинтересованность в формировании гражданской компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности, то есть способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали.

Таким образом, в настоящий момент острая потребность системного переустройства существующего гражданско-патриотического образования ярко проявляется на всех уровнях жизнедеятельности: федеральном, региональном, муниципальном, местном, семейном, индивидуальном. Она является следствием глубинных изменений всех типов отношений в российском обществе, протекающих на протяжении последних двух столетий.

Актуальность созданной модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания в нашей гимназии обусловлена противоречиями между:

– необходимостью удовлетворения запросов общества на обеспечение гимназией самоопределения личности в условиях правового государства и недостаточным качеством воспитательно-образовательных программ, которые могут изменить систему гражданско-патриотического образования и воспитания обучающихся;

– необходимостью полноценного развития гражданско-правовой культуры и общей неблагоприятной анемией общества, при таких условиях духовные потребности часто подавляются материальными;

– необходимостью наполнения школьного образования знаниями по гражданской компетенции детей и отсутствием четко скоординированных действий в решении проблем гражданско-патриотического образования;

– имеющимся опытом внедрения программ гражданско-патриотического воспитания и образования в урочную и внеурочную деятельность и недостаточным использованием идей интеграции обучения и воспитания.

За 39 лет работы в школе наработан определенный опыт по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию школьников, чему способствовала совместная деятельность всех участников образовательного процесса и социума: педагогического коллектива, родителей, школьников, а также общественных организаций г. Волгограда. В гимназии сложилась целевая комплексная система работы в данном направлении.

Следовательно, многолетняя работа по гражданско-патриотическому образованию школьников должна быть систематизирована и продолжена на новом этапе разработки и реализации инновационного образовательного проекта.

Логика же системного подхода к проблеме создания условий, необходимых для формирования жизненных ценностей учащихся, позволит качественно улучшить представленные направления по обновлению содержания, форм и методов гражданско-патриотического образования.

2. Механизмы реализации проекта

Структура гражданско-патриотического образования включает в себя как урочную, так и внеурочную, внешкольную деятельность. Это обусловливает необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей. Между субъектами складываются определенные отношения при осуществлении различных форм взаимодействия: уроков, внеурочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим каждый из субъектов несет определенную ролевую функцию. Выполнение рекомендаций для участников образовательного процесса будут способствовать результативному коммуникативному общению.

С педагогическим коллективом:

Ø обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения (педагогические чтения);

Ø использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы);

Ø интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);

Ø участие в международных конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию;

Ø освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.

С учащимися:

Ø уроки обществознания и истории;

Ø деятельность Гражданского клуба как органа школьного самоуправления;

Ø уроки демократии (Гражданский форум, дискуссионный клуб);

Ø проектная деятельность (социальные проекты);

Ø участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: от гимназического до международных – по вопросам гражданско-патриотического образования.

С родителями:

Ø участие родителей в Гражданских форумах;

Ø участие в социально значимой деятельности.

3. Сфера применения проекта

Данная модель может применяться в любых образовательных учреждениях: школах (общеобразовательных, с углубленным изучением предметов), лицеях, гимназиях и др.

4. Концепция гражданско-патриотического образования

Данная модель построена на следующих концептуальных положениях.

· Одна из важнейших социально-педагогических задач по гражданско-патрио-тическому образованию заключается в обеспечении личностной ориентации образовательного процесса. Это обусловлено значительным воспитательным потенциалом данного направления, его ролью в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок. Особое значение приобретает развитие способности личностного осмысления происходящих процессов, что обеспечивает гражданско-правовое согласие граждан, реализацию и защиту прав и свобод человека, собственных законных интересов, основы ответственного поведения.

· Личностная ориентация гражданско-патриотического образования и воспитания обусловливает его деятельностный характер. Приоритет деятельностных форм освоения знаний предполагает тесную связь его содержания с формированием общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности в учебном процессе гимназии.

· Воспитательный потенциал гражданско-патриотического образования и воспитания прямо связан с утверждением демократических ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе становления и развития личности.

· Практическую направленность гражданско-патриотического образования и воспитания определяют основные содержательные линии учебного процесса. Они включают ведущие и значимые проблемы науки и практики, отобранные с учетом возрастных особенностей и практических интересов гимназистов. Школьникам чрезвычайно важно уже в подростковом возрасте научиться определять границы своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь сформулировать свою позицию.

Концепция призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее жизненно важное значение для общества направление государственной политики – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал. Концепция ориентирована на пробуждение и развитие у детей и мо­лодежи, всех соотечественников духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.

Гражданско-патриотическое образование и воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качест­венно управлять данной системой.

Гражданско-патриотическое образование и воспитание в то же время является специфическим про­цессом целенаправленного взаимодей­ствия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на сознание и чувства детей и молодежи с учетом особеннос­тей, взглядов, интересов и устремлений этой социальной категории российско­го общества.

Содержание гражданско-патрио­тического образования и воспитания основывается на системе сформировавшихся на протяжении многих веков ценностей. В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыноч­ной экономики.

Концепция отражает современное состояние и определяет перспективные направления гражданско-патриотического образования и воспитания детей и молодежи, опирается на новые подходы к организации воспита­ния в условиях современного российского общества.

5. Модель авторской системы гражданско-патриотического образования и воспитания

Для реализации данного проекта предлагается смешанная модель (предметно-тематическая, надпредметная, институциональная) гражданско-патриоти-ческого образования, которая представляет собой систему тщательно продуманной учебной деятельности, при этом первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления. В качестве элементов в гимназии активно используются проектная и предметная модели.

В основе данной модели гражданско-патриотического образования поставлена цель, которая предполагает всемерное содействие социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Такая деятельность становится возможной, если учитель и классный руководитель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства. От педагога при реализации данной модели требуются:

Ø активность в создании новых образовательных программ;

Ø предметная переориентация содержания учебных дисциплин;

Ø авторские разработки учебных занятий и многое другое.

Реализация комплексно-целевой программы по гражданско-патриотическому образованию положительно влияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности.

Для реализации программы гражданско-патриотического образования и воспитания в гимназии моделируются элементы взрослой гражданской жизни (школьное самоуправление), основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, школьная политика) приводятся в соответствии с демократическими ценностями. При этом гражданско-патриотическое образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с социумом.

Описание модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания как средства социализации гимназистов

А. Учебный процесс

1) Авторские уроки с применением активных и интерактивных стратегий.

Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина и патриота, его взглядов, убеждений и идеалов. Важнейшая роль в этом принадлежит урокам по истории отечества. Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании истории и общественных дисциплин является активное вовлечение учащихся в процесс образования, которое обеспечивается с помощью применения активных и интерактивных стратегий. Их еще можно назвать диалогичными, или спрашивающими. Интерактивные стратегии включают в преподавание элемент обсуждения, в котором участвуют все учащиеся, взаимодействуя между собой. В своей практике я разработала и апробировала большое количество нетрадиционных авторских уроков, которые способствуют формированию гражданского мышления учащихся. При проведении своих уроков применяю следующие технологии:

– учебное сотрудничество;

– дискуссия;

– презентация;

– нравственная дилемма;

– ролевые и деловые игры;

– социальное проектирование;

– гражданский форум;

– практикум.

Типология нетрадиционных уроков разнообразна, но мне ближе по духу уроки интеллектуальных раздумий, уроки – поиска истины, уроки нравственных решений. Подобным является урок по теме «Русь – корабль, перед ней океан…», «Иных уж нет – а те далече…», «Чему учил мудрец Конфуций», «Почему не пошла “перестройка” у Александра I?»; «А иначе зачем на земле этой вечной живу…»; «Урок-версия» и др.

2) Разработка и апробация авторских элективных курсов.

Для успешного решения задач гражданско-патриотического образования и воспитания недостаточно работать только на уроках. Поэтому мною разработан элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX в. 10–11 классы». Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

3) Разработка и апробация синхронизированных программ для предметов гуманитарного цикла.

В содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объеди­няющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляю­щие образования. В этой связи все более актуальным становится процесс синхронизации гуманитарных предметов. Конгломерат нескольких учебных дисциплин способствует формированию надпредметных, универсальных компетентностей. Это создает у учащихся целостное, объемное представление об исторической эпохе, позволяет всесторонне, глубоко изучить историко-литера-турный процесс, подробно познакомиться с историческими источниками и художественными текстами.

Такой подход лег в основу созданной программы синхронизированного курса творческого развития личности «Времена не выбирают, в них живут и умирают…» средствами истории, литературы и русского языка.

Программа строится по принципу «вслед за историей». Изучение каждой микротемы начинается на уроках истории, затем продолжается на уроках литературы и русского языка. Принцип «согласований» предусматривает оптимальное распределение учебного материала между предметами истории, литературы, русского языка, не допускает дублирования содержания, позволяет каждому специалисту-предметнику опираться на знания детей, полученные по этой теме на других уроках. Особенность данного синхронного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории и литературы, неоднозначного отражения событий в литературных произведениях, анализ языковых особенностей публицистики эпохи тоталитаризма, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений. Знакомство с проблематикой данного курса (творческого проекта) поможет каждому ученику занять активную граж­данскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Б. Воспитательный процесс

1) Проведение классных часов с применением активных стратегий.

Особое значение в гражданско-патриотическом становлении личности имеет мировоззренческая подготовка молодежи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданско-патриотическое воспитание должно строиться на определенной совокупности идеалов, ценностей. Именно общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина и патриота Отечества. В воспитательной работе со своими учениками стараюсь развивать их способности к самостоятельному анализу житейских ситуаций, критическому и творческому анализу происходящих вокруг них событий и явлений. Данные качества личности становятся особенно актуальными в начале нового тысячелетия, когда основой бытия и мышления человека становится диалог, требующий самостоятельной мыслительной деятельности.

2) Доминирующая роль органа самоуправления – Гражданского клуба.

Существенным фактором гражданского становления молодежи является его активная социализация. В процессе социализации молодой человек должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Однако навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления.

С 2003 г. в нашей гимназии действует орган ученического самоуправления – Гражданский клуб. Задача самоуправления состоит в формировании активной гражданско-патриотической позиции гимназистов на основе их участия в совместной социально значимой деятельности. Ведь самоуправление – это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.

3) Авторские разработки для Дискуссионного клуба.

Параллельно с Гражданским клубом действует Дискуссионный клуб старшеклассников. В последние годы произошли серьезные изменения в жизни современного общества, в том числе и в молодежной среде: нормой стали изучение различных гипотез, версий, оценок фатов и событий, анализ проблемных вопросов. Именно на этом и построена работа Дискуссионного клуба. Гимназисты свободно высказывают свое мнение, учатся его отстаивать. Открытый анализ различных позиций дает возможность формировать гражданственность и патриотизм. В работе приводится разработка заседаний Дискуссионного клуба.

4) Авторские разработки для Гражданского форума.

Сегодня мы понимаем важность обучения демократии, а также необходимость развития гражданских позиций и навыков, повышение сознательности и активности граждан. Перед нами стоит задача – воспитать особый тип человека, гражданина-патриота демократического общества, способного делать выбор относительно определенных проблем, активно и ответственно участвовать в общественной жизни. Мы должны научить ребят принимать решения, быть терпимыми к различным точкам зрения, сотрудничать с людьми и уважать права других. Уметь понять позицию другого, найти компромисс, предвидеть последствия принимаемых решений, вести диалог нелегко и требует навыка. Одной их самых эффективных методик решения подобных задач является Гражданский форум. Эта дискуссионная методика подразумевает поиск решений в различных областях общественной жизни. Форум показывает идеальную форму принятия стратегических решений в процессе «ролевого мозгового штурма» с взвешиванием всех «за» и «против». В гимназии прошли форумы по темам «Национальная идея: быть или не быть»; «Вечная проблема “отцов” и “детей”»; «Патриотизм истинный и ложный» и др.

5) Проектная деятельность.

Важной задачей воспитания гражданина и патриота является приобщение учащихся гимназии к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Еще Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи – и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и я узнаю». Действительно, чтобы воспитать гражданина и патриота, необходимо вовлекать молодежь в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в мире могут начаться с малых поступков. Российская школа пока еще оторвана от реалий жизни общества. Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию.

Участвуя в социальном проектировании, ученики приобретают следующие ценности: законопослушность, уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определенных ситуациях, активное участие в общественной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию.

В своей педагогической деятельности я разработала и апробировала следующие социальные проекты: «Восстановим нравственную память»; «Уют в гимназии»; «Путь подростка в правовом лабиринте»; «Чужих детей не бывает…»; «Детский Гражданский университет».

Работа над социальными проектами объединяет, вдохновляет и, самое главное, изменяет сущность самих ребят. Вот фрагменты ответов на вопрос «Что тебе дала работа над проектом?»:

– «Я избавился от некоторых комплексов»;

– «Я понял, что не все окружающие меня люди являются гражданами страны, мне стыдно за них»;

– «Работа над проектом выделила меня из толпы равнодушных, ни за что не отвечающих людей».

6. Краткая характеристика ожидаемых результатов.

Ожидаемые результаты

Результатом реализации системы гражданско-патриотического образования и воспитания станут следующие базовые компетенции выпускников гимназии:

§ образовательные: выпускник гимназии – это человек широкой гуманитарной подготовки, владеющий основами обществоведческих наук, умеющий осуществлять коммуникацию;

§ социально-гражданские: умение адаптироваться в быстро меняющемся социуме, занимать гражданскую позицию не только в своем Отечестве, но и в условиях мирового сообщества, уметь сотрудничать и договариваться;

§ морально-этические: умение делать нравственный выбор, иметь гуманистические убеждения, быть толерантным в многообразном человеческом сообществе.

Формируемые гражданские компетенции

Компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования. Становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения, так как это позволит детям грамотно вступать в отношения с обществом, политическими институтами, общественными организациями, что необходимо для построения демократического общества и правового государства.

В связи с этим особая роль принадлежит гражданско-патриотическому образованию и воспитанию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, гражданской компетенции личности.

Гражданская компетенция может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей:

§ исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;

§ компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

§ компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;

§ коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;

§ учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Конечным результатом реализации проекта должны стать:

– положительная динамика возра­стания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и молодежи;

– подъем образования, духовной, нравственной, политической и правовой культуры;

– повышение социальной активности и уровня социализации и самореали-зации детей и молодежи;

– укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты наци­ональных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

– минимизация негативных прояв­лений в детской и молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

– возрастание степени участия мо­лодежи в общественной и государственной жизни, в регионах, общественных организациях и объединениях;

– повышение эффективности механизма координации деятельности региональных и муниципальных органов и организаций, уже созданных коорди-национных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов.

Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и устремлением детей и молодежи к выполнению своего гражданского и па­триотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкла­дом, вносимым ими в дело служения Отечеству.

Главный результат гражданско-патриотического образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, положительную динамику роста гражданственности, патриотизма и интернационализма в стране, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений, обеспечивает благоприятные условия для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

Критерии оценки результативности

Для оценки эффективности работы школы предлагаются следующие пять критериев успешности реализации проекта. В скобках указаны диагностические средства проверки наличия показателей по каждому из критериев.

· Наличие проектной деятельности. В школе имеются проекты по конкретным вопросам и проблемам гражданско-патриотического образования (наблюдение, количественный анализ участников).

· Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы (тестирование, социальный опрос).

· Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта).

· Проведение мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).

· Выпуск методических пособий по реализации программы гражданско-патриотического образования и воспитания.

Критерии оценки успешности реализации проекта, как и сама комплексно-целевая программа, могут быть доработаны в процессе проектной деятельности.

Система оценивания результатов

Организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе. В гражданско-патриотическом образовании эта задача осложняется тем, что объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.

Оценивание в гражданско-патриотическом образовании представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в гражданско-патриотическом образовании в первую очередь встает задача оценивания умений и навыков, разработка критериев эффективности обучения.

Для оценивания достижений учащихся в гражданско-патриотическом образовании предлагаются следующие критерии: объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость, доступность.

– Объективность достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.

– Адекватность подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: «Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценностями?»

– Значимость предполагает выбор для оценивания самых важных из ожидаемых результатов программы. Для того, чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать? Являются ли эти знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?»

– Интегрированность означает, что оценивание включено в сам процесс обучения.

Открытость требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.

– Доступность предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

Использование данных критериев позволяет комплексно оценить достижения учащихся в гражданско-патриотическом образовании.

Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.

Заключение

Общий результат гражданско-патриотического образования – воспитание современного культурного человека, гражданина и патриота своей Родины. Практический аспект этого результата – подготовка учащегося к ответственности, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции РФ. Разрабатывая и апробируя данную модель, мы исходим из следующих положений:

· мощь и сила любого государства определяется нравственностью и моральным духом ее граждан. Гражданственность и патриотизм, как неотъемлемые составные общенациональной идеи, должны стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу;

· детская и подростковая инфантильность, преступность, наркомания, проституция, беспризорность, вошедшие в повседневную жизнь, являются следствием уничтожения старых устоев, несформированностью гражданских ценностей. Составной частью образования является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, основанное на сохранении и приумножении исторических традиций, в духе любви к малой и большой Родине, гордости за исторические свершения, преемственности поколений и ответственности за будущее;

· гражданско-патриотическое образование существенно отличается от коммунистического воспитания: нет претензий на тотальность (на охват всех сторон жизни человека); не дает готовых ответов, а учит ставить вопросы; оставляет пространство для индивидуального решения и не стремится к единообразию (в одежде, поступках, мыслях, взглядах и т. д.);

· современному социуму досталась сложная проблема – проблема двойственности морали и поведения людей. Такая двойственность – беда и для человека, и для общества в целом. Для решения этой проблемы прежде всего важно согласовывать социальные условия жизни и образовательную цель. Ввиду того, что старые идеалы в нашем обществе рухнули, а новые еще не утвердились, гражданско-патриотическое образование должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, человек как высшая ценность, Родина и т. д.

При этом основная функция гражданско-патриотического образования – служить интегрирующим ядром в системе образовательных, воспитательных и развивающих задач школы на этапе основного общего образования. Конечными результатами гражданского воспитания являются, с одной стороны, мобилизационный компонент гражданской компетенции (готовность мобилизовать в соответствующей ситуации знания и умения, в том числе полученные на уроках граждановедения), с другой – чувство патриотизма.

Ориентированность представленной системы гражданско-патриотического и духовно-нравствен­ного воспитания на конечный результат предполагает достаточно высокую эф­фективность осуществляемой в этой сфере деятельности. Это выражается в конкретных положительных итогах ра­боты по формированию и развитию ду­ховности, нравственности, гражданст­венности и патриотизма у гимназистов, о чем свидетельствуют высокие результаты в предметной, институциональной и проектной деятельности обучающихся в муниципальной общеобразовательной гимназии № 13 г. Волгограда.

Литература

Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: Проект гражданско-патрио-тического воспитания детей // Классный руководитель. – 2009. – № 5. – С. 103.

Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3–10; № 4. – С. 3–7.

Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: БИПКРО, 2006.

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 7.

Марденская С. Ф., Марденский С. В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 1. – С. 17–20.

Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.

Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности // Воспитание школьников. – 2013. – № 6. – С. 65.

О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ № 13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 4.

Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9.

Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2011. – № 1. – С. 23–26.