Журнал Информ-образование
Историческая фотореконструкция как средство патриотического воспитания в школе
Автор : Дуденкова Е. Е.
Журнал : 2018 Выпуск 2
Дата публикации : 25 Декабря 2018
Дуденкова Е. Е. Историческая фотореконструкция как средство патриотического воспитания в школе // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 79-87.
В статье рассмотрены современные средства патриотического воспитания в школе, пришедшие на смену шаблонным концепциям. На примере исторической фотореконструкции (фотосессии) показан один из способов воспитания в сегодняшнем школьнике гражданина и патриота своего Отечества.
Kлючевые слова: историческая фотореконструкция, патриотическое воспитание, фотосессия, сопереживание, гражданственность.
THE HISTORICAL PHOTO-RECONSTRUCTION AS THE MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION IN SCHOOL
Ekaterina E. Dudenkova
The article deals with the modern means of patriotic education in school which have replaced the conventional concepts. For example, a historical photo-reconstruction (a photo shoot) presents one of the ways to raise today's child as a citizen and patriot of his Homeland.
Keywords: historical photo-reconstruction, patriotic education, photoshoot, empathy, citizenship.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше <…> Это – сознание своей неотъемлемости от Родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней ее счастливых и несчастливых дней.
А. Н. Толстой
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через множество этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотическое воспитание – всегда актуальная задача как для общества в целом, так и для современного образовательного учреждения в частности. Происходящие в этой сфере процессы свидетельствуют об определенных положительных достижениях в данной области. Шаблонные концепции и средства используются все реже, уступая место новым идеям и подходам к решению этой крайне актуальной задачи. Вопросы патриотического воспитания многогранны, сложны и остры, а следовательно, накладывают большую ответственность на педагогов, воспитателей, руководителей образования всех уровней. Поэтому образовательное учреждение в современных условиях постоянно обновляет формы и методы организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта необходимость в обновлении возникает в связи с тем, что меняются реалии общества, меняются сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав школьных коллективов и т. д.). Педагог находится в постоянном поиске наиболее эффективных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Понятие патриотического воспитания школьников состоит из таких аспек-тов, как:
– преданность и любовь человека к «малой Родине»;
– уважение к родному языку;
– приоритетность интересов государства, а не своих личных;
– понимание того, что все граждане в долгу перед Родиной и должны стоять на страже ее свободы и независимости;
– необходимость проявлять гражданские чувства и хранить верность Отчизне;
– гордость за свою страну и ее достижения в сфере культуры и социальной жизни;
– чувство гордости за государственные символы страны и народ, который ее населяет;
– проявление уважительного отношения к истории своего государства;
– чувство ответственности за дальнейшую судьбу народа и страны в целом;
– стремление трудиться для блага Родины и способствовать росту могущества и расцвету Отчизны.
Патриотическое воспитание входит в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы”», а также проект программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Основной целью этих программ является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Патриотическое воспитание детей и молодежи считается приоритетным направлением этих программ, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций.
В современных условиях патриотическое воспитание школьников ни в коем случае нельзя оставлять на уровне получения теоретических знаний. Ведь именно во время разнообразных мероприятий ребенок впервые ощущает себя настоящим гражданином своей страны, который может и желает принести ей реальную пользу. Поэтому педагог всегда находится в поиске новых методов и средств для решения вопросов патриотического воспитания.
Сегодня существует огромное множество мероприятий, способствующих укоренению патриотических чувств и осознания своего гражданского долга у представителей подрастающего поколения:
– уроки мужества;
– встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил, детьми военного Сталинграда;
– экскурсии в музеи, по местам боевых сражений;
– мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества;
– празднование Дня Победы в ВОВ, Дня Победы в Сталинградской битве;
– организация торжественных линеек памяти;
– вахты памяти у Вечного огня города-героя Волгограда;
– конкурсы сочинений и рисунков;
– викторины и брейн-ринги;
– работа над социальными проектами;
– краеведческие викторины;
– экскурсии по изучению родного края и т. д.
Я хотела бы рассказать о таком средстве патриотического воспитания в школе, как историческая фотореконструкция (фотосессия). Являясь коллективным творческим делом, она помогает воспитать гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированную личность, обладающую нравственными качествами и способную к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
Осенью 2014 г. мы с ребятами из 8 класса решили поучаствовать в социальном проекте «Взгляд» – командном соревновании для школьников, направленном на стимулирование их художественной креативности, умения работать в команде, овладение навыками фотографирования. Изучение истории города через объектив фотоаппарата – вот была наша основная цель, когда с детства знакомые места вдруг предстают перед ребятами по-другому, когда можно глубже прочувствовать судьбу людей. Учащиеся заинтересовались идеей создания фотографий-реконструкций.
Для сбора материала мы прошлись по местам боевой славы, посетили музей-панораму «Сталинградская битва», музей МОУ ДОД «Детский морской центр имени Н. А. Вилкова» г. Волгограда, где учащиеся узнали много нового о Сталинградской битве. Курсанты и преподаватели ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28 имени адмирала флота Н. Д. Сергеева» г. Волгограда также тепло встретили ребят и рассказали им о героической истории Волжской флотилии (cм. Приложение 1).
Все полученные знания обучающимся не терпелось закрепить через создание фотосессии-реконструкции событий и людей Сталинградской битвы. С каким интересом и воодушевлением взялись они за коллективное творческое дело: отыскивали подходящую одежду, искали будущие образы, просматривая снимки тех далеких лет, учились правильной постановке фотографии. История – это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина своей страны. Именно такую мощь я и увидела в глазах ребят – патриотов своей Родины. Получившиеся фотографии школьники показывали на классных часах и рассказывали о подвигах, непростой жизни жителей военного Сталинграда (cм. Приложение 2).
В октябре 2015 г. творческие способности и энтузиазм уже девятиклассников не иссяк. Мы решили поработать над фотосессией «Женщины-матери в годы войны» (cм. Приложение 3), прочувствовать их судьбу, ведь угроза, нависшая над нашей страной в военные годы, заставила советских женщин встать в строй наравне с мужчинами. Женщины, девушки заменили в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев; а сколько ими было сделано… Именно о них, женщинах, беззаветно любивших Родину и готовых отдать жизнь за нее, ставших примером бесстрашия и героизма, ученицы решили рассказать через фотографии. Сопереживая женщинам, взвалившим на себя тяжкое бремя войны, понимая и принимая их горе и подвиги, девятиклассницы воспитывали в себе мужество, стойкость к перипетиям судьбы, любовь к своему государству. Получившиеся фотографии и свои рассказы о героях ребята вновь предложили использовать на классных часах, посвященных Сталинградской битве, и уроках мужества.
Итак, современное образовательное учреждение может и призвано формировать положительные представления о России, ее многонациональном народе, выдающихся личностях, национальных героях и образах-символах, без которых немыслима ни одна национальная история. Средства при этом используются различные. Я рассказала о таком коллективном творческом проекте, как фотосессия-реконструкция исторических событий и личностей. Такое общее дело воспитывает в школьниках чувства сопереживания, гражданственности и патриотизма; устанавливает исторические связи юных граждан России с прошлыми и будущими поколениями. Как известно, рожденные именно в детском сознании убеждения и чувства с годами прорастут в осознанные принципы и ценности. А это значит, что новое поколение российских граждан станет гарантом прочности и стабильности будущей России.
Литература
Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 44–50.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (проект) [Электронный ресурс]. URL: http://sluju-russia.ru/document1 (дата обращения: 02.11.15).
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/199483/para graph/8280:1 (дата обращения: 01.11.15).
Овчинникова Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 93–102.
Приложение 1
Ребята изучают документы музея МОУ ДОД
«Детский морской центр имени Н. А. Вилкова» г. Волгограда
Ребята посетили ГОУ НПО «Профессиональное училище № 28 имени адмирала флота Н. Д. Сергеева» г. Волгограда, пообщались с курсантами и преподавателями, изучили документы
Приложение 2
«Бакенщицы».
Историческая реконструкция
событий Сталинградской битвы
Историческая реконструкция
событий Сталинградской битвы
Приложение 3
Историческая фотореконструкция
«Женщины-матери в годы войны»
Историческая фотореконструкция
«Женщины-матери в годы войны»