Журнал Информ-образование
Маркова О. А. Внеклассное занятие по художественно-эстетическому направлению творческого объединения «Рукодельница» на тему «Городецкая роспись»
Журнал : 2018 Выпуск 1
Дата публикации : 25 Мая 2018
Тема внеклассного занятия:«Городецкая роспись» Цели: Ø Ознакомить с народным ремеслом России. Ø Развить познавательную активность детей и творческую активность, художественный вкус; аккуратность при работе с красками. Ø Формировать практическое умение и навык рисования с образца. Ø Воспитать интерес к искусству «Городецких мастеров», уважение к творческому наследию. Оборудование: Для обучающихся: Ø модель для раскрашивания «Кухонная доска» на листе в формате А4 Ø образец-карточка пошаговой работы «Городецкая роспись» Ø циркуль Ø гуашь Ø кисти Ø баночка для воды Ø салфетка для рук и кисточек Ø простой карандаш Ø стирательная резинка Для педагога: Ø образцы городецкой росписи, открытки, репродукции Ø презентация пошаговой работы «Городецкая роспись» Ø презентации «Городецкая роспись» План занятия рассчитан на два занятия по 45 минут: Организационный момент Проверка готовности к уроку (5 мин). Теоретическая часть Вводная беседа с демонстрацией презентации «Городецкой росписи», объяснение последовательности росписи (30 мин.) Практическая часть Роспись модели на листе, в формате А4, для раскрашивания. Демонстрация презентации пошаговой работы росписи на листе бумаге. (40 мин.) Заключительная часть Подведение итогов. (15 мин.) Организационный момент: Запись на доске: Городецкая роспись. Здравствуйте, дорогие ребят! Сегодня, как вы уже догадались по записи на доске, мы с вами познакомимся с новым народным ремёслом «Городецкая роспись». Ход занятия: На протяжении полутора веков радуют своеобразным красочным орнаментом и глубоким образным содержанием изделия городецких мастеров — росписи и резьбы по дереву. Выполненные по мотивам народных сказаний и песен, они раскрывают людям гармонию мира, природы и человека. Старательно исполненные, они делают художественный образ ярким, глубоким, многозначительным. (Далее рассказ сопровождается презентацией по теме «Городецкая роспись» слайд№1) На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. (анимация слайда №2,7)
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота. Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Чудо-роспись Городца! Л. Куликова. (слайд№3)
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.(слайд№4) (слайд№5- Сюжетная роспись)
Традиционными сюжетами в городецкой росписи являются чаепития, всадники на лихих конях, различные праздничные гуляния. И эти сюжеты всегда дополняют цветочные гирлянды, характерные только для этой росписи. (слайд№6)
На предметах быта изображались фантастические цветы, птицы, кони и сюжеты жизни. Все эти традиции, устного народного творчества и «Городецкой росписи», будут лучше и ярче восприниматься на наглядных примерах. Сюжетная роспись.(слайд №5) В сюжетах росписи чувствуется своеобразие городецкой деревни, близость к Нижегородской ярмарке с ее ярким и броским купеческим бытом. На донцах стали изображать дам в модных и богатых туалетах из узорных шелковых тканей, с широкими юбками и глубокими декольте, с высокими прическами, перевитым жемчугом, мужчин в щегольских сюртуках и лаковых сапогах. Они стоят в торжественных позах и как бы позируют художнику. Мастера расписывали панно, с разными сюжетными композициями, которые были посвящены гуляньям на каретах, свиданиям, а также зимним гуляниям на санках, например, в масленицу. Чаепитие один из любимых сюжетов. Сцена дышит там простотой, семейственностью, крестьянской домовитостью. Процесс чаепития, в городецкой росписи, тоже был традиционным сюжетом. Особенно в купеческих семьях всегда устраивались большие чаепития. Стол накрывали богато и красиво: различные пряники, баранки, конфеты. Большой особенностью в таких чаепитиях был самовар: он стоял по середине стола, большой, и нужно учесть, что он был главным предметом. Так как купчихи в основном ни чем не занимались, они могли пить чай подолгу, почувствовать весь вкус и аромат свежего чая. (слайд№2,6-7) Если мы внимательно рассмотрим рисунки, то увидим сюжетные композиции. Как же в сюжетных композициях изображали, свидания дам и кавалеров? Обычно по вечерам устраивались свидания. После всех будничных проблем, суеты, наступает долгожданный вечер, когда можно отвлечься от всех проблем и можно отдохнуть. Барышни и кавалеры любили гулять по вечерней улице, по вечернему городу. Изображали различные военные действия или всадников. Изображали пары по сторонам дерева или цветка: обращенные лицом друг к другу. Иногда их окружали люди, собаки, птицы, что придаёт всему более миролюбивый вид и напоминает бытовую сценку. Сейчас, тема сохранения прошлого, их традиции и обычаев очень актуальна и важна. Рисунки «Городецких мастеров» применяются в предметах быта. Вот почему сейчас очень важно сохранить и “поднять” традиции из глубины, из прошлого, извлечь результаты, продукты культуры. (слайд№7)
Давайте рассмотрим последовательность выполнения росписи. (слайд№8-12) В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов: розана, купавки, птицы, коня и выработали определенные правила. Чтобы расписать деревянную посуду нужно разделить рисунок на этапы, которые позволят лучше, быстрее и последовательно завершить работу. Последовательность выполнения «Городецкой росписи». Как уже упоминалось, «Городецкую роспись» пишут различными видами красок. Все элементы узоров выполнены розовыми, синими, голубыми, зелёными и чёрными красками. Фон, ярко – желтый. Оживка (оживлять рисунок), украшение рисуется из точек, капелек, дужек, штрихов. (слайд № 15) Так как, наша роспись предназначена для детей, мы используем гуашевые краски. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны. Последовательность выполнения росписи «Городца» можно разделить на несколько этапов. (Далее рассказ сопровождается наглядным материалом карточек пошаговой росписи «Городецкая роспись» и презентацией пошаговой росписи на листе бумаги в формате А4) (слайд №1) А сейчас мы с вами войдём в мир красок «Городецкой росписи» так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться! Первый этап. (слайд №2-3) (Выбор рисунка с наглядного материала — 1 из трёх вариантов) Выбор рисунка изделия. Выполнение рисунка на альбомном листе формата А4. Находим в композиции основной центр, акцентирующий внимание. При росписи пишем в традициях «Городецкой росписи». Рисуем эскиз. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка». Второй этап. (слайд №4) Следующим этапом в нашем эскизе идет «подмалёвка». Обычно мастер брал один цвет и вырисовывал цветок. Этим цветом он проходил по всему рисунку. «Подмалевкой» намечаем основной сюжет композиции. «Теневка», используется более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. (слайд №5) Третий этап. Этот этап мы можем назвать или даже правильнее будет его назвать “оттеневка”. Более темными цветами, чем “подмалевок”, наносим мазки на цветы, выделяя тычинки, прописываем прожилки цветов – красным и синим цветом. (слайд №6) Четвертый этап. Последний этап в выполнении эскиза, это “разживка”. Она выполняется белым цветом, способствующая оживлению росписи, объединяющая все мотивы в целостную композицию. (слайд №7) Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской, что способствует оживлению росписи и объединяла все мотивы в целостную композицию. (слайд №8) Городецкая роспись, и не только эта роспись, и другие росписи, лучше воспринимаются на наглядном примере? В процессе работы предоставляю детям творческую свободу, оказываю индивидуальную помощь. (Можно включить негромкую фольклорную музыку: «Сударушка», Д.Калинин-«Балалайка»). В конце занятия устраивается выставка работ, не забывая похвалить каждого, отметить то, что лучше всего удалось. Обратная связь: Вопрос:С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Ответ: С «Городецкой росписью». Вопрос:Какие элементы росписи мы умеем рисовать? Ответ: Розан, купавка, ромашка. Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись? Ответ: Выполняется на деревянных изделиях: шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Список используемой литературы Советский энциклопедический словарь (Текст) / под ред. А.М. Прохорова.-М.: «Советская энциклопедия» 1983. — второе издание.-С.325
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота. Желтый вечер, черный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Чудо-роспись Городца! Л. Куликова. (слайд№3)
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.(слайд№4) (слайд№5- Сюжетная роспись)
Традиционными сюжетами в городецкой росписи являются чаепития, всадники на лихих конях, различные праздничные гуляния. И эти сюжеты всегда дополняют цветочные гирлянды, характерные только для этой росписи. (слайд№6)
На предметах быта изображались фантастические цветы, птицы, кони и сюжеты жизни. Все эти традиции, устного народного творчества и «Городецкой росписи», будут лучше и ярче восприниматься на наглядных примерах. Сюжетная роспись.(слайд №5) В сюжетах росписи чувствуется своеобразие городецкой деревни, близость к Нижегородской ярмарке с ее ярким и броским купеческим бытом. На донцах стали изображать дам в модных и богатых туалетах из узорных шелковых тканей, с широкими юбками и глубокими декольте, с высокими прическами, перевитым жемчугом, мужчин в щегольских сюртуках и лаковых сапогах. Они стоят в торжественных позах и как бы позируют художнику. Мастера расписывали панно, с разными сюжетными композициями, которые были посвящены гуляньям на каретах, свиданиям, а также зимним гуляниям на санках, например, в масленицу. Чаепитие один из любимых сюжетов. Сцена дышит там простотой, семейственностью, крестьянской домовитостью. Процесс чаепития, в городецкой росписи, тоже был традиционным сюжетом. Особенно в купеческих семьях всегда устраивались большие чаепития. Стол накрывали богато и красиво: различные пряники, баранки, конфеты. Большой особенностью в таких чаепитиях был самовар: он стоял по середине стола, большой, и нужно учесть, что он был главным предметом. Так как купчихи в основном ни чем не занимались, они могли пить чай подолгу, почувствовать весь вкус и аромат свежего чая. (слайд№2,6-7) Если мы внимательно рассмотрим рисунки, то увидим сюжетные композиции. Как же в сюжетных композициях изображали, свидания дам и кавалеров? Обычно по вечерам устраивались свидания. После всех будничных проблем, суеты, наступает долгожданный вечер, когда можно отвлечься от всех проблем и можно отдохнуть. Барышни и кавалеры любили гулять по вечерней улице, по вечернему городу. Изображали различные военные действия или всадников. Изображали пары по сторонам дерева или цветка: обращенные лицом друг к другу. Иногда их окружали люди, собаки, птицы, что придаёт всему более миролюбивый вид и напоминает бытовую сценку. Сейчас, тема сохранения прошлого, их традиции и обычаев очень актуальна и важна. Рисунки «Городецких мастеров» применяются в предметах быта. Вот почему сейчас очень важно сохранить и “поднять” традиции из глубины, из прошлого, извлечь результаты, продукты культуры. (слайд№7)
Давайте рассмотрим последовательность выполнения росписи. (слайд№8-12) В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов: розана, купавки, птицы, коня и выработали определенные правила. Чтобы расписать деревянную посуду нужно разделить рисунок на этапы, которые позволят лучше, быстрее и последовательно завершить работу. Последовательность выполнения «Городецкой росписи». Как уже упоминалось, «Городецкую роспись» пишут различными видами красок. Все элементы узоров выполнены розовыми, синими, голубыми, зелёными и чёрными красками. Фон, ярко – желтый. Оживка (оживлять рисунок), украшение рисуется из точек, капелек, дужек, штрихов. (слайд № 15) Так как, наша роспись предназначена для детей, мы используем гуашевые краски. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны. Последовательность выполнения росписи «Городца» можно разделить на несколько этапов. (Далее рассказ сопровождается наглядным материалом карточек пошаговой росписи «Городецкая роспись» и презентацией пошаговой росписи на листе бумаги в формате А4) (слайд №1) А сейчас мы с вами войдём в мир красок «Городецкой росписи» так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться! Первый этап. (слайд №2-3) (Выбор рисунка с наглядного материала — 1 из трёх вариантов) Выбор рисунка изделия. Выполнение рисунка на альбомном листе формата А4. Находим в композиции основной центр, акцентирующий внимание. При росписи пишем в традициях «Городецкой росписи». Рисуем эскиз. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка». Второй этап. (слайд №4) Следующим этапом в нашем эскизе идет «подмалёвка». Обычно мастер брал один цвет и вырисовывал цветок. Этим цветом он проходил по всему рисунку. «Подмалевкой» намечаем основной сюжет композиции. «Теневка», используется более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. (слайд №5) Третий этап. Этот этап мы можем назвать или даже правильнее будет его назвать “оттеневка”. Более темными цветами, чем “подмалевок”, наносим мазки на цветы, выделяя тычинки, прописываем прожилки цветов – красным и синим цветом. (слайд №6) Четвертый этап. Последний этап в выполнении эскиза, это “разживка”. Она выполняется белым цветом, способствующая оживлению росписи, объединяющая все мотивы в целостную композицию. (слайд №7) Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской, что способствует оживлению росписи и объединяла все мотивы в целостную композицию. (слайд №8) Городецкая роспись, и не только эта роспись, и другие росписи, лучше воспринимаются на наглядном примере? В процессе работы предоставляю детям творческую свободу, оказываю индивидуальную помощь. (Можно включить негромкую фольклорную музыку: «Сударушка», Д.Калинин-«Балалайка»). В конце занятия устраивается выставка работ, не забывая похвалить каждого, отметить то, что лучше всего удалось. Обратная связь: Вопрос:С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? Ответ: С «Городецкой росписью». Вопрос:Какие элементы росписи мы умеем рисовать? Ответ: Розан, купавка, ромашка. Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись? Ответ: Выполняется на деревянных изделиях: шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Список используемой литературы Советский энциклопедический словарь (Текст) / под ред. А.М. Прохорова.-М.: «Советская энциклопедия» 1983. — второе издание.-С.325