Журнал Информ-образование
Шумская А. В. Дидактическое оснащение уроков географии в коррекционной школе VIII вида
Журнал : 2017 Выпуск 1
Дата публикации : 15 Мая 2017
По сравнению с массовой, в коррекционной школе VIIIвида ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений.
Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья, (в дальнейшем – ОВЗ). Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента учащихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на учащихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления. Исследования дефектологов позволяют утверждать, что именно это – главное направление корригирующего обучения.
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих нормальных сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера.
Учитывая, что без достаточного запаса правильных и четких представлений невозможно осуществить адекватные мыслительные операции, следует выделить как специальную коррекционную задачу уроков географии работу по формированию, упорядочиванию и систематизации представлений о географических объектах и явлениях.
Исследования дефектологов говорят о том, что на основе личного чувственного опыта в большинстве случаев элементарные географические представления у детей с нарушением интеллекта либо вовсе не формируются, либо слишком ограничены, а иногда и вовсе искаженно отражают действительность.
Воспроизводя представления, учащиеся, в основном, называют второстепенные, несущественные признаки, которые чаще всего связаны с действиями людей, с какими-то движущимися предметами. Например, описывая море, дети ограничиваются высказываниями типа «там купаться можно», «там есть пароходы», «рыбы плавают» и т.п. Учащиеся неправильно представляют себе размеры описываемых объектов, их пространственную протяженность: ручейки они называют реками, небольшие возвышенности, холмы – горами, озера – морями.
Ограниченность представлений и неумение словесно оформить реальные впечатления приводят к тому, что высказывания учащихся схематичны, в них отражается только один какой-нибудь признак заданного объекта. Например, говоря и о море, и о реке, и об озере, они ограничиваются словами: «там вода». Часто в высказываниях учеников встречаются элементы тавтологии: «Гора – это такая гора», «равнина – это такая равнина.
Учащимся с нарушениями интеллекта очень трудно словесно оформлять свои географические представления. Способность к правильному распознаванию изученных объектов и явления намного превышает у них развитие умения рассказать о них.
Начальное осмысление географического материала происходит уже в процессе его восприятия, в единстве с образованием географических представлений. Но для формирования географических понятий нужна специальная активная работа мышления, осуществление таких умственных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей.
Овладение географическими понятиями – объективно сложный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется известными особенностями познавательной деятельности учащихся коррекционной школы: недостаточной дифференцированностью восприятий, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, инертностью, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднением в абстрагировании, обобщении и т.д.
Специфические особенности памяти учащихся с ОВЗ – отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для запоминания материала – конечно, существенно влияют на качество усвоения материала, в первую очередь, важного с социальной точки зрения. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений учащимися для подготовки их к жизни и пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с людьми. Особую роль в данном случае играет усвоение индивидуальных понятий.
Исследования показали, что на общем фоне явно недостаточного воспроизведения учащимися количества изученных названий, часто допускаются грубые ошибки, типичные именно для данного контингента детей. Все эти ошибки в зависимости от их характера можно разделить на четыре группы.
Первая и наиболее распространенная из них характеризуется тем, что учащиеся неправильно соотносят названия индивидуальных географических объектов с общим географическим понятием. Например, к городам России ученики относят Крым, Донбасс, Волгу, Румынию, к горам – реку Ангару, полуостров Ямал, к океанам – Урал, к частям света – Россию, Украину и т.п. Сюда же можно отнести ошибки, вызванные тем, что ученики путают близкие географические понятия, например, остров и полуостров.
Ошибки второй группы возникают при отнесении конкретного объекта к несоответствующей административной или территориальной категории. Например, среди рек России дети называют Конго, Нил, к островам нашей родины относят Индонезию, к городам России – Париж, Лондон и т.п.
Третью группу ошибок составляют несуществующие, придуманные учащимися названия. Они возникают вследствие каких-то случайных ассоциаций. Например, ученик, перечисляя горы – Памир, Казбек – сюда же добавляет и название «Прима». Называя моря России – Черное, Белое, ошибочно сюда же относит Красное и Желтое моря, а затем придумывает несуществующее Синее море. В ряде случаев к появлению несуществующих названий приводит и грубое искажение слов-названий. Так возникает вместо Франции – Рация, вместо Северный Ледовитый океан – Северный Ядовитый океан, вместо Антарктида – Антрактида и т.п.
Четвертая группа ошибочных ответов характеризуется тем, что ученики в качестве названия конкретного объекта употребляют общие географические понятия: к названиям гор причисляются такие понятия, как пик, вулкан, к названиям частей света – север, юг, экватор и т.д.
Обращает на себя внимание и большое количество ошибок, часто довольно грубых, в написании учащимися географических названий, особенно сложных в фонетическом отношении.
Замечено также, что изученные географические названия часто забываются, и по мере отдаления от времени изучения процент ошибок в воспроизводящих ответах заметно возрастает.
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуальные типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности.
Учитывая изложенное, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением интеллекта, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Графическая наглядность является одним из составляющих компонентов этой системы.
В наши дни графическая деятельность пронизывает почти все процессы обучения. Естественно, и преподаватель географии должен уметь выполнять простейшие графические работы, которые, как известно, завоевали прочное место как один из важных методов изложения и познания многих школьных дисциплин. Теперь конструктивные приемы, количественные характеристики все больше переходят в сферу учебной географии, поэтому графический метод завоевывает себе прочное место в обучении детей с нарушением интеллекта. На этой основе при условии глубокого понимания сущности объясняемого материала, цели и идеи иллюстраций и создается графическая наглядность.
В наше время учитель географии коррекционной школы имеет возможность в своей работе использовать многие технические средства обучения и тот мощный поток наглядной информации (телевидение, кино, фото, компьютер и др.), который проникает в жизнь и быт учеников. При этом нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть достигнут лишь при гармоничном сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения, кроме того, наглядный материал играет решающую роль в формировании географических представлений у учащихся с отклонениями в развитии. Как бы красочно и ярко ни рассказывал учитель о незнакомом детям объекте или явлении, если учащиеся не воспримут его в натуре, или изображении, правильное представление не сформируется.
Графические средства наглядности могут быть:
1.Печатными, в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными;
2.Создаваемыми в процессе урока на классной доске;
3.Воспроизводимыми на экране с помощью ТСО.
4.Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя и пополняющими набор пособий кабинета географии.
Значение применения графических средств в обучении географии очень велико. Графическая наглядность, прежде всего, дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию материала. Например, простая схема речного бассейна способствует усвоению сущности этого понятия; карта-схема расположения города всегда акцентирует внимание на главных чертах его географического положения.
Графическая наглядность помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений, что особенно важно при изучении географии. Конечно, этому в первую очередь служат тематические географические карты. Но обычно к карте необходимы другие графические дополнения. Очень удобно, например, объяснять вертикальную поясность природных условий, пользуясь соответствующими профильными схемами.
Графическая наглядность полезна при применении сравнений, которые так необходимы для сознательного и прочного усвоения знаний. Сравнения, особенно ярки, если они выражены графически.
Учащиеся коррекционной школы, начиная изучать географию, хорошо понимают задание «сравни», однако умение сравнивать находится у них на крайне низком уровне, Географические объекты и явления они сравнивают, ориентируясь на несущественные их признаки, чаще всего – размеры объекта, самостоятельно пытаются сравнивать объекты только по различию, затрудняясь при этом в установлении сходства объектов. Встречаются сравнения и хаотического характера, в которых объекты и явления они сравнивают по несопоставимым признакам.
Ряд психологических исследований свидетельствуют о значительном своеобразии и пространственных представлений детей с ОВЗ. В частности, известно, что дети с большим трудом узнают знакомые предметы, если их предъявить перевернутыми на 90, а особенно на 180 градусов. Многие учащиеся не понимают законов перспективы (кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от зрителя, загораживание одних предметов другими, находящимися ближе). Нередко дети с отклонениями в развитии даже 6-7 классов недостаточно четко ориентируются по направлениям: направо – налево, вперед – назад, вверх – вниз. Поэтому, графическая наглядность играет значительную роль в коррекции указанных
недостатков.
Графические работы — удобный способ проверки знаний учащихся. Обучение географии невозможно без привлечения конкретных количественных показателей, цифровых данных.
Средства графической наглядности помогают развивать такие необходимые качества для детей с ОВЗ как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, а, следовательно, намного повышают интерес к изучаемому материалу.
Однако графическим средствам наглядности подчас еще не уделено то внимание в преподавании географии в коррекционной школе, которого они, несомненно, заслуживают. Мы часто пренебрегаем такими простыми, проверенными практикой и временем вещами, как классная доска, мелки, графические таблицы и т.п. А ведь для этой работы не требуется ни художественного таланта, ни особого сложного оформления.
Цель настоящей работы – дать систематизированный, по возможности полный обзор важнейших видов графической наглядности в преподавании географии в коррекционной школе и показать возможность и целесообразность их применения.
Простейшие графические пособия –
таблицы
Таблица – это свод, перечень, расписание каких либо объектов или явлений, графически представленных в определенном, наиболее удобном для восприятии порядке. Обзор графических пособий можно начать с таблиц, потому что в качестве средств наглядности они служат переходным звеном от текста к графическому изображению. Применяемые в курсе географии коррекционной школы таблицы по методическим задачам являются графическими пособиями.
Таблицы весьма полезны при формировании многих географических понятий, когда большое значение имеет проведение логических операций, значительно облегчающих осмысливание и запоминание изучаемого материала.
При помощи таблиц можно осуществить:
а) отбор наиболее важных данных, явлений и объектов в изучаемом материале;
б) систематизацию наиболее важного и существенного;
в) представление всего отобранного и систематизированного в простой удобной для понимания форме.
В табличной форме можно представить значительную часть учебного материала. Естественно, таблицы не смогут быть самоцелью преподавания, но их умелое использование дает в коррекционной школе хорошие результаты.
В чем основные положительные стороны применения таблиц? Как отмечалось, при помощи таблиц можно ярко подчеркнуть самое важное, существенное в изучаемом материале. Таблица помогает осмыслить, охватить в наиболее сжатой форме динамику явлений, контраст в тех или иных процессах, выделить сопоставляемые объекты.
Уже при изучении географии <time minute=«0» hour=«18» w:st=«on»>в 6 классе на уроках и практических занятиях целесообразно применять некоторые таблицы. Особенно часто в табличную форму сводятся результаты наблюдений в природе (например, систематические наблюдения за погодой, результаты экскурсий, данные измерения скорости течения реки т т.д.). В курсе географии 8 класса полезно применять сравнительные таблицы, содержащие данные по характеристике отдельных материков.
Такие учебные таблицы должны быть просты и доступны учащимся коррекционной школы, как по построению, так и по приводимому в них материалу. Сложнее и разнообразнее по форме и содержанию таблицы, применяемые при изучении элементов экономической географии <time minute=«0» hour=«9» w:st=«on»>в 9 классе. Прежде чем перейти к примерам применения таблиц и анализу их форм, кратко остановимся на тех общих методических требованиях, которые следует иметь в виду при подготовке таблиц.
При составлении таблицы необходимо соблюдать единые меры, одну систему сокращений, обобщений, генерализации. Очень важно, чтобы заголовок таблицы и названия всех граф были сформулированы лаконично и четко.
Учащиеся должны твердо усвоить правила чтения таблиц и пользования ими. Учителю следует обратить внимание на то, как формулируются заголовки, как строится таблица по графам, какие приняты единицы измерения (если речь идет о цифровом материале).
В каждой таблице выделяют две основные части: перечень исследуемых объектов и признаки, характеризующие их. Часто по аналогии с собственно статистическими таблицами перечень объектов называют подлежащим, а признаки – сказуемым. В отличие от статистических географические таблицы отражают как количественные, так и качественные показатели. Это в еще большей степени расширяет возможности их применения. Рассмотрим эти возможности, прежде всего по месту применения таблиц в учебном процессе, а затем и по конкретному содержанию.
В процессе преподавания географии в коррекционной школе таблицы часто применяются в форме обычных графических наглядных пособий. Такие таблицы заранее вычерчивают и демонстрируют в момент объяснения соответствующего материала в виде стенных пособий. Часто таблицы составляют на классной доске параллельно объяснению нового материала. В форме таблицы удобно также записывать выводы из объясняемого материала или конспект основного содержания урока. Построение такой таблицы диктуется самим содержанием урока. Иногда, когда требуется закрепление основных фактов, полезно давать задание домой – заполнить простые таблицы. Кроме того, таблицы можно использовать при проверке усвоения учащимися материала урока. Времени на это требуется немного. Работа заключается в следующем. Учащиеся чертят таблицу по образцу, нарисованному на доске. Первую графу таблицы учащиеся заполняют под диктовку учителя, последующие графы – самостоятельно. Естественно, возможно это лишь в том случае, если изучаемый материал уже достаточно хорошо знаком учащимся, и они имеют достаточный опыт заполнения подобных таблиц
Конспективно – справочные или систематизирующие таблицы
Основная цель конспективно – справочных таблиц – обобщение и систематизация материала, т.е. представление его в краткой форме, удобной для запоминания и справок.
Конспективно – справочные таблицы особенно полезны в том случае, когда необходимо закрепить четко в памяти учащихся определенные причинно-следственные связи. Ниже приведены некоторые примеры применения конспективно – справочных таблиц. Интересна форма построения этих таблиц, так как сведения для заполнения могут меняться в зависимости от объема материала, от той степени детализации, которая нужна учителю для определенной темы.
При изучении начальных сведений о полезных ископаемых в общем физико-географическом обзоре целесообразно подготовить конспективно – справочную таблицу. Другим примером может служить таблица главных причинно – следственных связей, определяющих климат местности.
Сравнительные таблицы
В каждой таблице предполагается сравнение определенных показателей. Однако, имеются специальные таблицы, основное
Назначение которых в том, чтобы подчеркнуть сравнение и подвести учащихся к тем или иным выводам. Обычно в них приводится цифровой материал. Однако, не менее полезно и сравнение ярких фактов, текстового материала. Например, необходимо, чтобы ученики усвоили общие черты и отличия между планом и картой. Для этого можно предложить следующую простую сравнительную таблицу.
Таблицы выделения ведущих признаков
В практике преподавания географии получили распространение таблицы, которые можно условно назвать таблицами ведущих признаков. Известно, например, что при общей характеристике множественных географических объектов (рек, озер, гор и т.п.) следует выделять наиболее общие, ведущие черты или признаки. По ним намечаются подобия и отличия в этих объектах. Таблицы можно готовить заранее, а после того, как учащиеся научатся заполнять такие таблицы, можно составлять только форму, с тем, чтобы ученики для закрепления материала сами ее заполняли.
Комбинированные таблицы
Сочетание таблиц с другими формами графических иллюстраций позволяет создать легко запоминающийся зрительный образ изучаемых объектов, характеризующийся наиболее лаконичной записью необходимых сведений.
Полезно комбинировать таблицы с простейшими чертежами. Так, в форме комбинированной таблицы очень удобно представить первоначальные сведения о типах озер.
При изучении тепловых поясов Земли в курсе географии 6 класса полезно применение комбинированной таблицы, показывающей разницу угла падения солнечных лучей на экваторе, в умеренных широтах и полюсах. Применение такой таблицы необходимо для установления причинно-следственных зависимостей между географическим положением каждого из тепловых поясов, степенью нагрева земной поверхности, количеством получаемого солнечного тепла, разнообразием растительного и животного мира.
При изучении данного вопроса возникают определенные сложности при формировании таких понятий, как «погода» и «климат», которые являются абстрактными и не могут быть сформированы без употребления соответствующей терминологии и разъяснения общих закономерностей. Учащиеся должны усвоить, как изменяется угол падения солнечных лучей при движении от экватора к полюсам.
Пособия для систематизации и классификации явлений в географии
Схемы принадлежат к самым простым и необходимым видам иллюстрации. Слово «схема» заимствовано из греческого языка и означает «наружный вид, образ, форма». Схема, применяемая в обучении, — простейший чертеж, передающий с помощью условных обозначений (обычно без соблюдения масштаба) и некоторых надписей важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Создавая легко запоминающийся графический образ, схема помогает понять сущность данного объекта, явления или процесса. В этом положительное значение графических схем, обусловившее их широкое применение, особенно в преподавании географии во вспомогательной школе.
Вместе с тем, схемы имеют и некоторые отрицательные стороны. Схема – лишь вспомогательное средство, и следует учесть, что ее слишком частое применение, особенно в тех случаях, когда явление многогранно и разнообразно, может искусственно упростить, сделать более бедным и монотонным изучаемый материал.
Понять схему – значит понять сущность данного рассуждения. При использовании схем рекомендуется дополнять их рассказом, показом картин, привязывать к карте и т.д…
Схемы применяют на разных этапах учебного процесса. Наиболее часто они иллюстрируют объяснение нового материала. Графическую схему можно создать на доске при изложении материала, наращивая постепенно отдельные ее элементы. К концу объяснения перед учащимися создается определенный, легко запоминающийся образ. Иногда готовая схема может быть итогом объяснения. В таком случае преподаватель в определенном месте урока показывает заранее заготовленный на бумаге в соответствующем размере чертеж-схему.
Схема – один из важных элементов практических занятий в коррекционной школе. Для успешного проведения их учащиеся должны быть знакомы с правилами создания схем.
Основные требования, предъявляемые к схемам, подобны требованиям к таблицам. Желательно, чтобы схемы были выразительны с художественной точки зрения, пропорциональными во всех частях. Схемы не должны быть сложными (включать слишком много элементов) и громоздкими. Размещать их отдельные элементы следует равномерно, т.е. схемы не должны быть слишком широкими или узкими. Надписи целесообразно делать простым шрифтом, что облегчит их чтение детьми. Особенно выразительными и четкими должны быть линии взаимосвязей и стрелки на тех схемах, которые предназначены для иллюстрирования динамических явлений или процессов.
Вопрос, в каких конкретно темах наиболее рационально применение схем, решает сам учитель, исходя из уровня подготовленности учащихся данного класса, их психофизических особенностей, сложности дефекта отдельно взятого ученика коррекционной школы. Следует лишь отметить, что простейшие схемы особенно эффективны при систематизации и классификации изучаемых явлений.
Изучение географических процессов и явлений всегда происходит на основе строгой классификации и отбора материала (например, изучение форм рельефа, типов рек и т.п.). Конечно, не всякая классификация требует применения графических схем, но при изучении географии есть ряд тем, где графическое иллюстрирование в виде классификационных схем может принести особенно большую пользу.
Ряд доходчивых и важных по содержанию классификационных схем связаны с изучением <time minute=«0» hour=«18» w:st=«on»>в 6 классе темы «Вода на Земле».
Классификационные и систематизирующие схемы применимы при изучении почти всех основных разделов географии, в том числе, отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности.
Графические работы и пособия для закрепления знания карты, развития картографических представлений и навыков
Графические работы и пособия имеют большое коррекционное значение в решении одной из важнейших задач географии в коррекционной школе – в закреплении знания карты, в выработке умений ориентироваться по ним и правильно пользоваться картами. В разнообразном наборе приемов работы с картами определенное место занимают и графические работы, К ним относятся работы на контурных картах и контурах, использование учебных карт – схем, создание картографических эскизов.
Работа на готовой картографической основе, т.е. на контурных картах, сопровождает все этапы изучения географии в школе. При этом нужно учитывать нагрузку учащихся, их возрастные и психофизические возможности, а также уровень подготовленности класса в целом и степень органического дефекта отдельно взятого ученика. Вот почему работу на контурной карте нужно умело дозировать, не перегружать ее наносимыми элементами, соблюдать тщательную генерализацию по степени важности.
Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни географических, пространственных представлений.
Работы на контурных картах корригируют пространственную ориентировку учащихся с отклонениями в развитии, их умение сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы, осуществлять отбор главных и второстепенных признаков заданного объекта или явления.
Важно тщательно продумать методику проверки и оценки работ учащихся, так как в пределах одного и того же класса, как правило, есть дети с различной степенью выраженности того или иного дефекта, уровнем восприятия и т.д. В первое время необходимо на каждом занятии проводить фронтальный осмотр работ.
Содержание работ на контурных картах при изучении географии очень разнообразно. Главным фактором, определяющим объем работ, является учебная программа. Иногда необходимы самодельные контурные карты или контуры. Они часто создаются, например, при изучении отдельных материков, географии своей области.
В работе над контурными картами особенно важно предусмотреть и такие моменты: разнообразие форм использования контурных карт, постепенное усложнение нагрузки, систематическая проверка работ учащихся.
Обычно для обозначения на контурной карте даются названия 1-2, реже 3 объектов. Нельзя перегружать урок названиями.
Кроме того, объекты, изучаемые в процессе прохождения курса, наносятся на одну и ту же карту. Это делается для того, чтобы создать целостное представление о взаимном расположении объектов, что особенно важно при обучении географии детей с отклонениями в развитии. Учащиеся должны быть ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к оформлению контурных карт: они оформляются простым карандашом, аккуратным почерком, а еще лучше – чертежным шрифтом. Что именно должно быть надписано на контурной основе, определяет учитель, руководствуясь программой.
Примерная схема урока с оформлением контурной карты
1. Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением.
2. Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине.
3. Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту.
4. Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала.
5. Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
6. Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками.
7. Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают.
8. Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте.
9. Подписывание и закрашивание объекта.
10. Чтение статьи учебника с использованием рисунка, просмотр видеофильма (если необходимо).
11. Пересказ учащихся прочитанного материала, ответы на вопросы и показ объектов на настенной карте.
12. Домашнее задание.
Пояснительные рисунки в преподавании географии
Одна из важнейших методических задач учителя географии – уметь графически выразить свои мысли, свои знания. Доступному объяснению географического материала помогают пояснительные педагогические рисунки.
Отличаясь исключительным динамизмом, отчетливостью, гибкостью применения, педагогический рисунок позволяет решить целый ряд важнейших задач в обучении географии детей с отставаниями в развитии:
а) показать модель внешнего облика изучаемого объекта или явления;
б) раскрыть внутреннее строение изучаемого объекта и вычленить наиболее существенные его признаки и свойства;
в) показать размещение изучаемых объектов, т.е. их пространственные связи и отношения;
г) показать изменение объекта или явления в их развитии;
д) рассмотреть изучаемый объект с разных точек зрения;
е) повысить интерес к предмету.
Далеко не каждое средство наглядности обладает столь разносторонними возможностями. Тем не менее, педагогический рисунок не стоит переоценивать. Наиболее рациональный путь – разумное сочетание всех средств наглядности, которыми располагает учитель географии.
Необходимо учитывать, что в коррекционной школе используются только несложные рисунки. Их создают на классной доске параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее подготовленные рисунки. Когда же эти эскизные рисунки особенно необходимы? Прежде всего, тогда, когда для усвоения понятия требуется определенный графический образ, Например, при пояснении таких физико-географических понятий как «холм», «горная система», «водопад» и т.д… Естественно, все эти термины требуют объяснения, и многие из них будут лучше поняты, если учитель во время своего рассказа создаст простейшие схематические рисунки. Такие рисунки необходимы даже в условиях применения других технических средств обучения, так как ничто не сравнится с живой речью, сопровождаемой простыми и понятными иллюстрациями.
Дети очень любят рисовать, кроме того, в процессе изображения того или иного географического объекта легче усваиваются составляющие его элементы, закрепляются существующие закономерности, существенные, главные признаки, позволяющие отличить его от других подобных объектов, а также второстепенные признаки, позволяющие их классифицировать по их совокупности.
При помощи простых графических изображений можно создать элементарные опорные схемы с указанием ведущих компонентов.
Например, изучая природные зоны, на таких рисунках можно указывать характер подстилающей поверхности, количество выпадающих осадков, особенности преобладающей растительности, которая, как известно, является индикатором природных условий.
Впоследствии у учащихся накапливается материал для сравнения природных зон: их разнообразное географическое положение, распределение осадков и преобладающий тип растительности. При таком использовании пояснительных рисунков корригируется логическое мышление детей с дефектами в развитии, упорядочиваются такие мыслительные операции как индукция и дедукция, анализ, синтез, обобщение и конкретизация.
Необходимо учитывать и такой важный фактор, что на уроках географии изучается множество отдаленных местностей, которые учащиеся не имеют возможности увидеть непосредственно на экскурсии или в натуре.
В таком случае географический рисунок помогает выделить составляющие компоненты отдельной природной зоны и связать их в единое целое, как целостный природный комплекс географической оболочки, выявить различия составляющих этот комплекс элементов, получить материал для анализа и сравнения природных условий отдельных территорий. А это, в свою очередь, дает возможность выявить огромное разнообразие природных условий нашей страны.
Для каждой из природных зон рекомендуется составить свою опорную схему, где на понятном детям уровне указать по возможности:
1. Особенности географического положения территории (природной зоны);
2. Количество солнечного тепла (много, мало, достаточное количество);
3. Количество получаемых территорией (природной зоной) осадков (мало, избыточное количество, достаточное количество и т.д.)
4. Характер подстилающей поверхности – растительность: травянистый покров, деревья, отсутствие растительности, мхи и лишайники, заболоченность.
Выявление специфических особенностей каждой из природных зон посредством применения таких графических опор дает хороший результат при условии их доступности пониманию детьми с дефектами в развитии. Поэтому необходимо соблюдать специальные методические условия при работе с подобными опорными схемами.
Они не должны быть перегружены составляющими их компонентами, все употребляемые термины должны быть хорошо знакомы учащимся, при рассмотрении рисунков необходимо их словесное сопровождение. При этом, безусловно, соблюдается «золотое правило» географии: обо всем, что показываешь, надо рассказывать и все, о чем рассказываешь надо показывать. Стараться не перегружать рассказ лишними подробностями, рассказывать о многом понемногу, пользуясь принципом «от известного к неизвестному, от близкого к далекому».
Активное применение графических работ и пособий в коррекционной школе побуждает к осознанию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей, формированию географических представлений и понятий на более высоком уровне.
Естественно, объем и конкретные формы введения описанных выше графических работ и пособий могут меняться в зависимости от конкретных условий, от индивидуального педагогического творчества каждого учителя. Но овладение основами учебной графики в коррекционной школе необходимо каждому преподавателю географии.
Конечно, в работе по формированию географических знаний (представлений, понятий и их систем) следует, прежде всего, учитывать специфические особенности этого процесса в коррекционной школе. Однако существенные недостатки и трудности в овладении географическим материалом с успехом преодолеваются при специальной коррекционной направленности учебного процесса.
Литература
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. М. «Просвещение», 2003г.
2. Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.
3. География. Учебники для 6-9 классов коррекционной школы.
4. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». <metricconverter productid=«1970 г» w:st=«on»>1970 г.
5. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев, «Радянська школа», 1977г.
6. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986г.
7. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М., «Просвещение», 1979г.
8. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1965г.
Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья, (в дальнейшем – ОВЗ). Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента учащихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на учащихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления. Исследования дефектологов позволяют утверждать, что именно это – главное направление корригирующего обучения.
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих нормальных сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера.
Учитывая, что без достаточного запаса правильных и четких представлений невозможно осуществить адекватные мыслительные операции, следует выделить как специальную коррекционную задачу уроков географии работу по формированию, упорядочиванию и систематизации представлений о географических объектах и явлениях.
Исследования дефектологов говорят о том, что на основе личного чувственного опыта в большинстве случаев элементарные географические представления у детей с нарушением интеллекта либо вовсе не формируются, либо слишком ограничены, а иногда и вовсе искаженно отражают действительность.
Воспроизводя представления, учащиеся, в основном, называют второстепенные, несущественные признаки, которые чаще всего связаны с действиями людей, с какими-то движущимися предметами. Например, описывая море, дети ограничиваются высказываниями типа «там купаться можно», «там есть пароходы», «рыбы плавают» и т.п. Учащиеся неправильно представляют себе размеры описываемых объектов, их пространственную протяженность: ручейки они называют реками, небольшие возвышенности, холмы – горами, озера – морями.
Ограниченность представлений и неумение словесно оформить реальные впечатления приводят к тому, что высказывания учащихся схематичны, в них отражается только один какой-нибудь признак заданного объекта. Например, говоря и о море, и о реке, и об озере, они ограничиваются словами: «там вода». Часто в высказываниях учеников встречаются элементы тавтологии: «Гора – это такая гора», «равнина – это такая равнина.
Учащимся с нарушениями интеллекта очень трудно словесно оформлять свои географические представления. Способность к правильному распознаванию изученных объектов и явления намного превышает у них развитие умения рассказать о них.
Начальное осмысление географического материала происходит уже в процессе его восприятия, в единстве с образованием географических представлений. Но для формирования географических понятий нужна специальная активная работа мышления, осуществление таких умственных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей.
Овладение географическими понятиями – объективно сложный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется известными особенностями познавательной деятельности учащихся коррекционной школы: недостаточной дифференцированностью восприятий, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, инертностью, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднением в абстрагировании, обобщении и т.д.
Специфические особенности памяти учащихся с ОВЗ – отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для запоминания материала – конечно, существенно влияют на качество усвоения материала, в первую очередь, важного с социальной точки зрения. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений учащимися для подготовки их к жизни и пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с людьми. Особую роль в данном случае играет усвоение индивидуальных понятий.
Исследования показали, что на общем фоне явно недостаточного воспроизведения учащимися количества изученных названий, часто допускаются грубые ошибки, типичные именно для данного контингента детей. Все эти ошибки в зависимости от их характера можно разделить на четыре группы.
Первая и наиболее распространенная из них характеризуется тем, что учащиеся неправильно соотносят названия индивидуальных географических объектов с общим географическим понятием. Например, к городам России ученики относят Крым, Донбасс, Волгу, Румынию, к горам – реку Ангару, полуостров Ямал, к океанам – Урал, к частям света – Россию, Украину и т.п. Сюда же можно отнести ошибки, вызванные тем, что ученики путают близкие географические понятия, например, остров и полуостров.
Ошибки второй группы возникают при отнесении конкретного объекта к несоответствующей административной или территориальной категории. Например, среди рек России дети называют Конго, Нил, к островам нашей родины относят Индонезию, к городам России – Париж, Лондон и т.п.
Третью группу ошибок составляют несуществующие, придуманные учащимися названия. Они возникают вследствие каких-то случайных ассоциаций. Например, ученик, перечисляя горы – Памир, Казбек – сюда же добавляет и название «Прима». Называя моря России – Черное, Белое, ошибочно сюда же относит Красное и Желтое моря, а затем придумывает несуществующее Синее море. В ряде случаев к появлению несуществующих названий приводит и грубое искажение слов-названий. Так возникает вместо Франции – Рация, вместо Северный Ледовитый океан – Северный Ядовитый океан, вместо Антарктида – Антрактида и т.п.
Четвертая группа ошибочных ответов характеризуется тем, что ученики в качестве названия конкретного объекта употребляют общие географические понятия: к названиям гор причисляются такие понятия, как пик, вулкан, к названиям частей света – север, юг, экватор и т.д.
Обращает на себя внимание и большое количество ошибок, часто довольно грубых, в написании учащимися географических названий, особенно сложных в фонетическом отношении.
Замечено также, что изученные географические названия часто забываются, и по мере отдаления от времени изучения процент ошибок в воспроизводящих ответах заметно возрастает.
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуальные типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности.
Учитывая изложенное, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением интеллекта, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Графическая наглядность является одним из составляющих компонентов этой системы.
В наши дни графическая деятельность пронизывает почти все процессы обучения. Естественно, и преподаватель географии должен уметь выполнять простейшие графические работы, которые, как известно, завоевали прочное место как один из важных методов изложения и познания многих школьных дисциплин. Теперь конструктивные приемы, количественные характеристики все больше переходят в сферу учебной географии, поэтому графический метод завоевывает себе прочное место в обучении детей с нарушением интеллекта. На этой основе при условии глубокого понимания сущности объясняемого материала, цели и идеи иллюстраций и создается графическая наглядность.
В наше время учитель географии коррекционной школы имеет возможность в своей работе использовать многие технические средства обучения и тот мощный поток наглядной информации (телевидение, кино, фото, компьютер и др.), который проникает в жизнь и быт учеников. При этом нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть достигнут лишь при гармоничном сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения, кроме того, наглядный материал играет решающую роль в формировании географических представлений у учащихся с отклонениями в развитии. Как бы красочно и ярко ни рассказывал учитель о незнакомом детям объекте или явлении, если учащиеся не воспримут его в натуре, или изображении, правильное представление не сформируется.
Графические средства наглядности могут быть:
1.Печатными, в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными;
2.Создаваемыми в процессе урока на классной доске;
3.Воспроизводимыми на экране с помощью ТСО.
4.Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя и пополняющими набор пособий кабинета географии.
Значение применения графических средств в обучении географии очень велико. Графическая наглядность, прежде всего, дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию материала. Например, простая схема речного бассейна способствует усвоению сущности этого понятия; карта-схема расположения города всегда акцентирует внимание на главных чертах его географического положения.
Графическая наглядность помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений, что особенно важно при изучении географии. Конечно, этому в первую очередь служат тематические географические карты. Но обычно к карте необходимы другие графические дополнения. Очень удобно, например, объяснять вертикальную поясность природных условий, пользуясь соответствующими профильными схемами.
Графическая наглядность полезна при применении сравнений, которые так необходимы для сознательного и прочного усвоения знаний. Сравнения, особенно ярки, если они выражены графически.
Учащиеся коррекционной школы, начиная изучать географию, хорошо понимают задание «сравни», однако умение сравнивать находится у них на крайне низком уровне, Географические объекты и явления они сравнивают, ориентируясь на несущественные их признаки, чаще всего – размеры объекта, самостоятельно пытаются сравнивать объекты только по различию, затрудняясь при этом в установлении сходства объектов. Встречаются сравнения и хаотического характера, в которых объекты и явления они сравнивают по несопоставимым признакам.
Ряд психологических исследований свидетельствуют о значительном своеобразии и пространственных представлений детей с ОВЗ. В частности, известно, что дети с большим трудом узнают знакомые предметы, если их предъявить перевернутыми на 90, а особенно на 180 градусов. Многие учащиеся не понимают законов перспективы (кажущееся уменьшение предметов по мере их удаления от зрителя, загораживание одних предметов другими, находящимися ближе). Нередко дети с отклонениями в развитии даже 6-7 классов недостаточно четко ориентируются по направлениям: направо – налево, вперед – назад, вверх – вниз. Поэтому, графическая наглядность играет значительную роль в коррекции указанных
недостатков.
Графические работы — удобный способ проверки знаний учащихся. Обучение географии невозможно без привлечения конкретных количественных показателей, цифровых данных.
Средства графической наглядности помогают развивать такие необходимые качества для детей с ОВЗ как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, а, следовательно, намного повышают интерес к изучаемому материалу.
Однако графическим средствам наглядности подчас еще не уделено то внимание в преподавании географии в коррекционной школе, которого они, несомненно, заслуживают. Мы часто пренебрегаем такими простыми, проверенными практикой и временем вещами, как классная доска, мелки, графические таблицы и т.п. А ведь для этой работы не требуется ни художественного таланта, ни особого сложного оформления.
Цель настоящей работы – дать систематизированный, по возможности полный обзор важнейших видов графической наглядности в преподавании географии в коррекционной школе и показать возможность и целесообразность их применения.
Простейшие графические пособия –
таблицы
Таблица – это свод, перечень, расписание каких либо объектов или явлений, графически представленных в определенном, наиболее удобном для восприятии порядке. Обзор графических пособий можно начать с таблиц, потому что в качестве средств наглядности они служат переходным звеном от текста к графическому изображению. Применяемые в курсе географии коррекционной школы таблицы по методическим задачам являются графическими пособиями.
Таблицы весьма полезны при формировании многих географических понятий, когда большое значение имеет проведение логических операций, значительно облегчающих осмысливание и запоминание изучаемого материала.
При помощи таблиц можно осуществить:
а) отбор наиболее важных данных, явлений и объектов в изучаемом материале;
б) систематизацию наиболее важного и существенного;
в) представление всего отобранного и систематизированного в простой удобной для понимания форме.
В табличной форме можно представить значительную часть учебного материала. Естественно, таблицы не смогут быть самоцелью преподавания, но их умелое использование дает в коррекционной школе хорошие результаты.
В чем основные положительные стороны применения таблиц? Как отмечалось, при помощи таблиц можно ярко подчеркнуть самое важное, существенное в изучаемом материале. Таблица помогает осмыслить, охватить в наиболее сжатой форме динамику явлений, контраст в тех или иных процессах, выделить сопоставляемые объекты.
Уже при изучении географии <time minute=«0» hour=«18» w:st=«on»>в 6 классе на уроках и практических занятиях целесообразно применять некоторые таблицы. Особенно часто в табличную форму сводятся результаты наблюдений в природе (например, систематические наблюдения за погодой, результаты экскурсий, данные измерения скорости течения реки т т.д.). В курсе географии 8 класса полезно применять сравнительные таблицы, содержащие данные по характеристике отдельных материков.
Такие учебные таблицы должны быть просты и доступны учащимся коррекционной школы, как по построению, так и по приводимому в них материалу. Сложнее и разнообразнее по форме и содержанию таблицы, применяемые при изучении элементов экономической географии <time minute=«0» hour=«9» w:st=«on»>в 9 классе. Прежде чем перейти к примерам применения таблиц и анализу их форм, кратко остановимся на тех общих методических требованиях, которые следует иметь в виду при подготовке таблиц.
При составлении таблицы необходимо соблюдать единые меры, одну систему сокращений, обобщений, генерализации. Очень важно, чтобы заголовок таблицы и названия всех граф были сформулированы лаконично и четко.
Учащиеся должны твердо усвоить правила чтения таблиц и пользования ими. Учителю следует обратить внимание на то, как формулируются заголовки, как строится таблица по графам, какие приняты единицы измерения (если речь идет о цифровом материале).
В каждой таблице выделяют две основные части: перечень исследуемых объектов и признаки, характеризующие их. Часто по аналогии с собственно статистическими таблицами перечень объектов называют подлежащим, а признаки – сказуемым. В отличие от статистических географические таблицы отражают как количественные, так и качественные показатели. Это в еще большей степени расширяет возможности их применения. Рассмотрим эти возможности, прежде всего по месту применения таблиц в учебном процессе, а затем и по конкретному содержанию.
В процессе преподавания географии в коррекционной школе таблицы часто применяются в форме обычных графических наглядных пособий. Такие таблицы заранее вычерчивают и демонстрируют в момент объяснения соответствующего материала в виде стенных пособий. Часто таблицы составляют на классной доске параллельно объяснению нового материала. В форме таблицы удобно также записывать выводы из объясняемого материала или конспект основного содержания урока. Построение такой таблицы диктуется самим содержанием урока. Иногда, когда требуется закрепление основных фактов, полезно давать задание домой – заполнить простые таблицы. Кроме того, таблицы можно использовать при проверке усвоения учащимися материала урока. Времени на это требуется немного. Работа заключается в следующем. Учащиеся чертят таблицу по образцу, нарисованному на доске. Первую графу таблицы учащиеся заполняют под диктовку учителя, последующие графы – самостоятельно. Естественно, возможно это лишь в том случае, если изучаемый материал уже достаточно хорошо знаком учащимся, и они имеют достаточный опыт заполнения подобных таблиц
Конспективно – справочные или систематизирующие таблицы
Основная цель конспективно – справочных таблиц – обобщение и систематизация материала, т.е. представление его в краткой форме, удобной для запоминания и справок.
Конспективно – справочные таблицы особенно полезны в том случае, когда необходимо закрепить четко в памяти учащихся определенные причинно-следственные связи. Ниже приведены некоторые примеры применения конспективно – справочных таблиц. Интересна форма построения этих таблиц, так как сведения для заполнения могут меняться в зависимости от объема материала, от той степени детализации, которая нужна учителю для определенной темы.
При изучении начальных сведений о полезных ископаемых в общем физико-географическом обзоре целесообразно подготовить конспективно – справочную таблицу. Другим примером может служить таблица главных причинно – следственных связей, определяющих климат местности.
Сравнительные таблицы
В каждой таблице предполагается сравнение определенных показателей. Однако, имеются специальные таблицы, основное
Назначение которых в том, чтобы подчеркнуть сравнение и подвести учащихся к тем или иным выводам. Обычно в них приводится цифровой материал. Однако, не менее полезно и сравнение ярких фактов, текстового материала. Например, необходимо, чтобы ученики усвоили общие черты и отличия между планом и картой. Для этого можно предложить следующую простую сравнительную таблицу.
Таблицы выделения ведущих признаков
В практике преподавания географии получили распространение таблицы, которые можно условно назвать таблицами ведущих признаков. Известно, например, что при общей характеристике множественных географических объектов (рек, озер, гор и т.п.) следует выделять наиболее общие, ведущие черты или признаки. По ним намечаются подобия и отличия в этих объектах. Таблицы можно готовить заранее, а после того, как учащиеся научатся заполнять такие таблицы, можно составлять только форму, с тем, чтобы ученики для закрепления материала сами ее заполняли.
Комбинированные таблицы
Сочетание таблиц с другими формами графических иллюстраций позволяет создать легко запоминающийся зрительный образ изучаемых объектов, характеризующийся наиболее лаконичной записью необходимых сведений.
Полезно комбинировать таблицы с простейшими чертежами. Так, в форме комбинированной таблицы очень удобно представить первоначальные сведения о типах озер.
При изучении тепловых поясов Земли в курсе географии 6 класса полезно применение комбинированной таблицы, показывающей разницу угла падения солнечных лучей на экваторе, в умеренных широтах и полюсах. Применение такой таблицы необходимо для установления причинно-следственных зависимостей между географическим положением каждого из тепловых поясов, степенью нагрева земной поверхности, количеством получаемого солнечного тепла, разнообразием растительного и животного мира.
При изучении данного вопроса возникают определенные сложности при формировании таких понятий, как «погода» и «климат», которые являются абстрактными и не могут быть сформированы без употребления соответствующей терминологии и разъяснения общих закономерностей. Учащиеся должны усвоить, как изменяется угол падения солнечных лучей при движении от экватора к полюсам.
Пособия для систематизации и классификации явлений в географии
Схемы принадлежат к самым простым и необходимым видам иллюстрации. Слово «схема» заимствовано из греческого языка и означает «наружный вид, образ, форма». Схема, применяемая в обучении, — простейший чертеж, передающий с помощью условных обозначений (обычно без соблюдения масштаба) и некоторых надписей важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Создавая легко запоминающийся графический образ, схема помогает понять сущность данного объекта, явления или процесса. В этом положительное значение графических схем, обусловившее их широкое применение, особенно в преподавании географии во вспомогательной школе.
Вместе с тем, схемы имеют и некоторые отрицательные стороны. Схема – лишь вспомогательное средство, и следует учесть, что ее слишком частое применение, особенно в тех случаях, когда явление многогранно и разнообразно, может искусственно упростить, сделать более бедным и монотонным изучаемый материал.
Понять схему – значит понять сущность данного рассуждения. При использовании схем рекомендуется дополнять их рассказом, показом картин, привязывать к карте и т.д…
Схемы применяют на разных этапах учебного процесса. Наиболее часто они иллюстрируют объяснение нового материала. Графическую схему можно создать на доске при изложении материала, наращивая постепенно отдельные ее элементы. К концу объяснения перед учащимися создается определенный, легко запоминающийся образ. Иногда готовая схема может быть итогом объяснения. В таком случае преподаватель в определенном месте урока показывает заранее заготовленный на бумаге в соответствующем размере чертеж-схему.
Схема – один из важных элементов практических занятий в коррекционной школе. Для успешного проведения их учащиеся должны быть знакомы с правилами создания схем.
Основные требования, предъявляемые к схемам, подобны требованиям к таблицам. Желательно, чтобы схемы были выразительны с художественной точки зрения, пропорциональными во всех частях. Схемы не должны быть сложными (включать слишком много элементов) и громоздкими. Размещать их отдельные элементы следует равномерно, т.е. схемы не должны быть слишком широкими или узкими. Надписи целесообразно делать простым шрифтом, что облегчит их чтение детьми. Особенно выразительными и четкими должны быть линии взаимосвязей и стрелки на тех схемах, которые предназначены для иллюстрирования динамических явлений или процессов.
Вопрос, в каких конкретно темах наиболее рационально применение схем, решает сам учитель, исходя из уровня подготовленности учащихся данного класса, их психофизических особенностей, сложности дефекта отдельно взятого ученика коррекционной школы. Следует лишь отметить, что простейшие схемы особенно эффективны при систематизации и классификации изучаемых явлений.
Изучение географических процессов и явлений всегда происходит на основе строгой классификации и отбора материала (например, изучение форм рельефа, типов рек и т.п.). Конечно, не всякая классификация требует применения графических схем, но при изучении географии есть ряд тем, где графическое иллюстрирование в виде классификационных схем может принести особенно большую пользу.
Ряд доходчивых и важных по содержанию классификационных схем связаны с изучением <time minute=«0» hour=«18» w:st=«on»>в 6 классе темы «Вода на Земле».
Классификационные и систематизирующие схемы применимы при изучении почти всех основных разделов географии, в том числе, отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности.
Графические работы и пособия для закрепления знания карты, развития картографических представлений и навыков
Графические работы и пособия имеют большое коррекционное значение в решении одной из важнейших задач географии в коррекционной школе – в закреплении знания карты, в выработке умений ориентироваться по ним и правильно пользоваться картами. В разнообразном наборе приемов работы с картами определенное место занимают и графические работы, К ним относятся работы на контурных картах и контурах, использование учебных карт – схем, создание картографических эскизов.
Работа на готовой картографической основе, т.е. на контурных картах, сопровождает все этапы изучения географии в школе. При этом нужно учитывать нагрузку учащихся, их возрастные и психофизические возможности, а также уровень подготовленности класса в целом и степень органического дефекта отдельно взятого ученика. Вот почему работу на контурной карте нужно умело дозировать, не перегружать ее наносимыми элементами, соблюдать тщательную генерализацию по степени важности.
Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни географических, пространственных представлений.
Работы на контурных картах корригируют пространственную ориентировку учащихся с отклонениями в развитии, их умение сравнивать, сопоставлять, делать соответствующие выводы, осуществлять отбор главных и второстепенных признаков заданного объекта или явления.
Важно тщательно продумать методику проверки и оценки работ учащихся, так как в пределах одного и того же класса, как правило, есть дети с различной степенью выраженности того или иного дефекта, уровнем восприятия и т.д. В первое время необходимо на каждом занятии проводить фронтальный осмотр работ.
Содержание работ на контурных картах при изучении географии очень разнообразно. Главным фактором, определяющим объем работ, является учебная программа. Иногда необходимы самодельные контурные карты или контуры. Они часто создаются, например, при изучении отдельных материков, географии своей области.
В работе над контурными картами особенно важно предусмотреть и такие моменты: разнообразие форм использования контурных карт, постепенное усложнение нагрузки, систематическая проверка работ учащихся.
Обычно для обозначения на контурной карте даются названия 1-2, реже 3 объектов. Нельзя перегружать урок названиями.
Кроме того, объекты, изучаемые в процессе прохождения курса, наносятся на одну и ту же карту. Это делается для того, чтобы создать целостное представление о взаимном расположении объектов, что особенно важно при обучении географии детей с отклонениями в развитии. Учащиеся должны быть ознакомлены с требованиями, предъявляемыми к оформлению контурных карт: они оформляются простым карандашом, аккуратным почерком, а еще лучше – чертежным шрифтом. Что именно должно быть надписано на контурной основе, определяет учитель, руководствуясь программой.
Примерная схема урока с оформлением контурной карты
1. Показ учителем на стенной карте, глобусе расположения географического объекта (моря, острова, полуострова и т.д.) со словесным сопровождением.
2. Показ картины или другой наглядности с изображением изучаемого объекта. Если на одном уроке изучаются два или, что бывает крайне редко, три географических объекта, то проводится поочередный показ объектов на карте и картине.
3. Выяснение знаний учащихся по изучаемому объекту.
4. Рассказ учителя об изучаемом объекте с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала.
5. Запись новых названий учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
6. Повторный показ объекта на стенной карте и глобусе учителем, а затем учениками.
7. Нахождение объекта учащимися в атласах, а затем на контурных картах. Этот момент очень важен именно в коррекционной школе, т.к. масштабы настенных карт и контурных очевидно не совпадают.
8. Просмотр учителем объекта, намеченного учеником на контурной карте.
9. Подписывание и закрашивание объекта.
10. Чтение статьи учебника с использованием рисунка, просмотр видеофильма (если необходимо).
11. Пересказ учащихся прочитанного материала, ответы на вопросы и показ объектов на настенной карте.
12. Домашнее задание.
Пояснительные рисунки в преподавании географии
Одна из важнейших методических задач учителя географии – уметь графически выразить свои мысли, свои знания. Доступному объяснению географического материала помогают пояснительные педагогические рисунки.
Отличаясь исключительным динамизмом, отчетливостью, гибкостью применения, педагогический рисунок позволяет решить целый ряд важнейших задач в обучении географии детей с отставаниями в развитии:
а) показать модель внешнего облика изучаемого объекта или явления;
б) раскрыть внутреннее строение изучаемого объекта и вычленить наиболее существенные его признаки и свойства;
в) показать размещение изучаемых объектов, т.е. их пространственные связи и отношения;
г) показать изменение объекта или явления в их развитии;
д) рассмотреть изучаемый объект с разных точек зрения;
е) повысить интерес к предмету.
Далеко не каждое средство наглядности обладает столь разносторонними возможностями. Тем не менее, педагогический рисунок не стоит переоценивать. Наиболее рациональный путь – разумное сочетание всех средств наглядности, которыми располагает учитель географии.
Необходимо учитывать, что в коррекционной школе используются только несложные рисунки. Их создают на классной доске параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее подготовленные рисунки. Когда же эти эскизные рисунки особенно необходимы? Прежде всего, тогда, когда для усвоения понятия требуется определенный графический образ, Например, при пояснении таких физико-географических понятий как «холм», «горная система», «водопад» и т.д… Естественно, все эти термины требуют объяснения, и многие из них будут лучше поняты, если учитель во время своего рассказа создаст простейшие схематические рисунки. Такие рисунки необходимы даже в условиях применения других технических средств обучения, так как ничто не сравнится с живой речью, сопровождаемой простыми и понятными иллюстрациями.
Дети очень любят рисовать, кроме того, в процессе изображения того или иного географического объекта легче усваиваются составляющие его элементы, закрепляются существующие закономерности, существенные, главные признаки, позволяющие отличить его от других подобных объектов, а также второстепенные признаки, позволяющие их классифицировать по их совокупности.
При помощи простых графических изображений можно создать элементарные опорные схемы с указанием ведущих компонентов.
Например, изучая природные зоны, на таких рисунках можно указывать характер подстилающей поверхности, количество выпадающих осадков, особенности преобладающей растительности, которая, как известно, является индикатором природных условий.
Впоследствии у учащихся накапливается материал для сравнения природных зон: их разнообразное географическое положение, распределение осадков и преобладающий тип растительности. При таком использовании пояснительных рисунков корригируется логическое мышление детей с дефектами в развитии, упорядочиваются такие мыслительные операции как индукция и дедукция, анализ, синтез, обобщение и конкретизация.
Необходимо учитывать и такой важный фактор, что на уроках географии изучается множество отдаленных местностей, которые учащиеся не имеют возможности увидеть непосредственно на экскурсии или в натуре.
В таком случае географический рисунок помогает выделить составляющие компоненты отдельной природной зоны и связать их в единое целое, как целостный природный комплекс географической оболочки, выявить различия составляющих этот комплекс элементов, получить материал для анализа и сравнения природных условий отдельных территорий. А это, в свою очередь, дает возможность выявить огромное разнообразие природных условий нашей страны.
Для каждой из природных зон рекомендуется составить свою опорную схему, где на понятном детям уровне указать по возможности:
1. Особенности географического положения территории (природной зоны);
2. Количество солнечного тепла (много, мало, достаточное количество);
3. Количество получаемых территорией (природной зоной) осадков (мало, избыточное количество, достаточное количество и т.д.)
4. Характер подстилающей поверхности – растительность: травянистый покров, деревья, отсутствие растительности, мхи и лишайники, заболоченность.
Выявление специфических особенностей каждой из природных зон посредством применения таких графических опор дает хороший результат при условии их доступности пониманию детьми с дефектами в развитии. Поэтому необходимо соблюдать специальные методические условия при работе с подобными опорными схемами.
Они не должны быть перегружены составляющими их компонентами, все употребляемые термины должны быть хорошо знакомы учащимся, при рассмотрении рисунков необходимо их словесное сопровождение. При этом, безусловно, соблюдается «золотое правило» географии: обо всем, что показываешь, надо рассказывать и все, о чем рассказываешь надо показывать. Стараться не перегружать рассказ лишними подробностями, рассказывать о многом понемногу, пользуясь принципом «от известного к неизвестному, от близкого к далекому».
Активное применение графических работ и пособий в коррекционной школе побуждает к осознанию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей, формированию географических представлений и понятий на более высоком уровне.
Естественно, объем и конкретные формы введения описанных выше графических работ и пособий могут меняться в зависимости от конкретных условий, от индивидуального педагогического творчества каждого учителя. Но овладение основами учебной графики в коррекционной школе необходимо каждому преподавателю географии.
Конечно, в работе по формированию географических знаний (представлений, понятий и их систем) следует, прежде всего, учитывать специфические особенности этого процесса в коррекционной школе. Однако существенные недостатки и трудности в овладении географическим материалом с успехом преодолеваются при специальной коррекционной направленности учебного процесса.
Литература
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. М. «Просвещение», 2003г.
2. Тематическое планирование по географии, ж. «Дефектология»,№ 1, 1994г.
3. География. Учебники для 6-9 классов коррекционной школы.
4. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». <metricconverter productid=«1970 г» w:st=«on»>1970 г.
5. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев, «Радянська школа», 1977г.
6. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986г.
7. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М., «Просвещение», 1979г.
8. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1965г.